Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 10:33, реферат
Предметом именуют совокупность понятий, при помощи которых данная наука описывает объективную реальность. Физики, изображая материальный мир, употребляют понятия гравитации, электрического взаимодействия, капиллярности энергии и множество других терминов, которые вы усвоили из школьного курса. Они описывают предмет физик.
Введение………………………………………………………………………. 3
1 Биография…………………………………………………………………… 5
2 «Социологизм» как философское обоснование социологии……………. 8
3 В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религии……………………………………………………………………….. 16
Заключение………………………………………………………………….... 18
Список использованных источников……………………………………….. 19
Дюркгейм был довольно плодовитым автором, хотя и не столь плодовитым, как его не менее знаменитый современник, немецкий социолог Макс Вебер. Он опубликовал немало статей и бесчисленное множество рецензий; многие его статьи, лекции и лекционные курсы опубликованы посмертно.
При
жизни Дюркгейм издал четыре книги:
«О разделении общественного труда»
(1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство»
(1897) и «Элементарные формы
Содержание ее гораздо шире заглавия и, по существу, составляет общую теорию социальных систем и их развития. Основная цель работы доказать, что, вопреки некоторым теориям, разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, или, иными словами, выполняет нравственную функцию. Но за этой формулировкой скрывается другая цель, более значимая для автора: доказать, что разделение труда - эти тот фактор, который создает и воссоздаст единство обществ, в которых традиционные верования утратили былую силу и привлекательность.
Для обоснования этого положения Дюркгейм развивает теорию, которая сводится к следующему. Если в архаических («сегментарных») обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании» («механическая солидарность»), то в развитых («организованных»)) социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене («органическая солидарность»), причем «коллективное сознание» здесь не исчезает, но становится более общим, неопределенным, его состояния становятся менее интенсивными, и оно действует в более ограниченной сфере. Разделение труда, понимаемое не как чисто экономическое, а всеохватывающее социальное явление - это фактор, который обусловливает переход от первого типа обществ ко второму.
Автор стремится строить свою теорию на определенной эмпирической основе. В качестве этой основы выступают некоторые древние и современные системы нравственно-правовых норм, различающиеся между собою характерными видами санкций.
Нормы
с репрессивными санкциями, характерные
для уголовного права, служат показателями
механической солидарности; нормы с
реститутивными (восстановительными)
санкциями, характерные для права гражданского,
семейного, договорного, торгового и т.
п., служат показателями органической
солидарности. Нижеследующая схема, составленная
С. Люксом, дает прекрасное представление
о дюркгеймовском описании механической
и органической солидарности в связи с
определенными типами обществ.
Заключение
Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.
Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы.
В связи
с секуляризацией общественной жизни
Дюркгейм видел в обществе ту сущность,
которая взамен Бога санкционирует и обосновывает
моральные ценности и нормы. «Между Богом
и обществом надо сделать выбор, - говорил
он. - Не стану рассматривать здесь доводы
в пользу того или иного решения; оба они
близки друг другу- Добавлю, что, с моей
точки зрения, этот выбор не очень существен,
так как я вижу в божестве только общество,
преображенное и мыслимое символически».
Список использованных источников