Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:07, курс лекций
Управление — непременное, внутренне присущее свойство общества на любой ступени его развития. Оно непосредственно связано с трудом. Труд же был, есть и всегда будет трудом обще¬ственным. Люди, чтобы успешнее противостоять могучим силам природы, отвоевать у нее средства к жизни, с первых же шагов своего существования должны были трудиться сообща, объеди¬няться в трудовые организации. Но трудовая организация (трудо¬вой коллектив) немыслима без организованности, порядка, разде¬ления труда между людьми, определения места человека в орга¬низации, его функций. Без социального управления невозможно не только материальное и духовное производство, но и распреде¬ление и потребление.
В качестве объективных факторов управления выступает сис¬тема объективных закономерностей, действующих в обществе и независимых от воли и сознания людей. Эти закономерности упо¬рядочивают систему, устанавливают определенные пропорции в движении ее различных звеньев, направленность, ритмы и темпы ее движения. Если эти закономерности не проходят через созна¬ние людей, не познаны и в силу этого не используются ими, то они действуют как стихийные регуляторы.
Люди не способны подчинить себе игру случайных сил, по¬ставить их на службу своим целям и интересам. Они вынуждены приспосабливать свою деятельность к требованиям игры. Объек¬тивное управление, не подвластное человеку, проявляющееся стихийно, не связано с сознательной деятельностью людей, спе¬цифических общественных институтов. Таковы, например, зако¬номерности рынка, конкуренции в рыночном обществе, анархии. Именно рыночная стихия, случайная игра многочисленных актов купли-продажи в рыночных условиях хозяйствования, является главной управляющей силой рыночного производства, общества. Стихия рынка, переплетение многочисленных актов спроса и предложения автоматически, без вмешательства людей, общест¬венных институтов управляет производством, регулирует обще¬ственное разделение труда, устанавливает в хозяйстве определен¬ные пропорции, которые опять-таки в силу игры случая, стихии, вновь нарушаются и вновь устанавливаются. В соответствии с за¬коном стоимости рыночная стихия управляет не только производ¬ством, но и поведением людей, их социальной жизнью.
Наряду с объективными, зачастую стихийно действующими, непрограммируемыми факторами управления в обществе на лю¬бой ступени его развития действуют сознательные факторы управления - субъективные, связанные с целесообразной, сознательной, преобра¬зующей деятельностью людей. Постепенно формируются специ¬альные общественные институты — субъекты управления, т.е. со¬вокупность органов и организаций, осуществляющих сознатель¬ное воздействие на систему, с тем, чтобы реализовать поставлен¬ные цели, добиться запрограммированных результатов.
1. ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 2 ЧАСА
2. РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ 4 ЧАСА
3. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 4 ЧАСА
4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 4 ЧАСА
5. ИЗУЧЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 2 ЧАСА
6. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 2 ЧАСА
7. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 4 ЧАСА