Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:01, доклад
Современное общество обладает целым рядом цивилизационных характеристик, которые делают необходимыми изменения подходов к управлению персоналом. Социокультурный анализ особенностей современного общества приводит к выводу о закономерном превращении корпоративной культуры из спонтанно складывающейся характеристики организации в инструмент целенаправленного управления персоналом. В связи с этим исследование корпоративной культуры становится очень актуальным.
Ключеве слова: Корпоративная культура, инструмент управления персоналом, ценности, нормы, поведение, корпоративная культура как система, элементы корпоративной культуры, мотивация, человеческий фактор
Современное общество обладает целым рядом цивилизационных характеристик, которые делают необходимыми изменения подходов к управлению персоналом. Социокультурный анализ особенностей современного общества приводит к выводу о закономерном превращении корпоративной культуры из спонтанно складывающейся характеристики организации в инструмент целенаправленного управления персоналом. В связи с этим исследование корпоративной культуры становится очень актуальным.
Сложная природа корпоративной культуры, многоаспектность ее как предмета исследования требует применения комплексного и междисциплинарного подходов. Социальная философия в этих условиях выполняет методологическую функцию . Это предполагает использование категориального аппарата философии при анализе теоретических и прикладных исследований корпоративной культуры, осуществляемых в рамках конкретных наук (социологии, социальной психологии, культурологии, управления персоналом). В частности, опираясь на категории «явление» и «сущность», философия побуждает исследователя выделять в качестве важного этапа изучения корпоративной культуры ее феноменологическое описание .
Корпоративная
культура как социокультурный феномен им
Начнем с того, что представляет собой корпоративная культура, чтобы далее понять, каким образом с ее помощью осуществляется управление персоналом организации.
Анализ работ,
посвященных рассмотрению корпоративной
(организационной) культуры, позволяет
автору данной статьи сформулировать
следующее определение терминак
Важно иметь
в виду, что корпоративная культура
существует в каждой организации, независимо
от того, ведется ли ее целенаправленное
формирование или осознается ли ее
наличие. Может быть (и нередко) ситуация,
когда руководство официально п
Каким образом
функционирует корпоративная
Рассмотрим
с этой точки зрения ценности и нормы
Что касается
норм, они сами по себе не обладают собственным побуждающ
Из этого следует, что любая норма (стандарт, правило), вводимая в организации (если мы хотим, чтобы она качественно исполнялась), требует своей укорененности в соответствующих ценностях в сознании сотрудников. Только в этом случае будет обеспечена подлинная мотивация исполнения нормы, а значит, наиболее качественная ее реализация. Если в организации вводятся некоторые нормы, правила, которые оказываются не соответствующими тому набору ценностей, который присущ сознанию сотрудников на данный момент, то они будут внутренне отвергать эти нормы. Естественно, что это скажется на реализации внедряемых норм в деятельности, потому что, как было отмечено ранее, именно ценности в конечном счете детерминируют, что для человека становится привлекательным или, наоборот, непривлекательным и определяют его поведение.
Р. И. Мамина
предлагает рассматривать соотношение
категорий «ценности», «нормы» и
«поведение» следующим образом:
«…ценности – это основополагающие
регулирующие инстанции, это внутренние
регуляторы поведения, нормы – это
внешние регуляторы, они задают параметры
поведения в рамках той или
иной формы ценностного сознания,
а результатом взаимодействия этих
двух регуляторов является конкретное
поведение. Таким образом, формируется
определенная триада: Ценности – Нормы
– Поведение» [5, с. 10]. Данное соотношение
может быть применено для определения
структуры корпоративной
Таким образом, если нужно добиться определенного поведения персонала, недостаточно установить соответствующие правила, нормы и стандарты. Необходимо, помимо норм и правил, сформировать «ценностную базу». Говоря о том же самом иначе, ценности задают обобщенное направление активности, а правила, нормы и стандарты конкретизируют эти ценности.
Далее, корпоративная культура, рассматриваемая в целом, имеет в своем составе не только «полный набор» элементов, обеспечивающих управление поведением сотрудников: как нормы, которым необходимо следовать, так и внутренние побуждения следовать этим нормам (ценности). Кроме этого , в составе корпоративной культуры имеются и такие элементы, которые обеспечивают проникновение ценностей в сознание сотрудников (ритуалы, традиции, «мифы и легенды» организации, ее «герои», специфика оформления и заполнения пространства). Эти элементы формируются спонтанно или целенаправленно и отражают те ценности, которые существуют в сознании членов организации (как руководства, так и рядовых членов).
Если рассматривать корпоративную культуру как систему, то ее системообразующим фактором являются ценности, которые пронизывают все остальные ее элементы (нормы, правила, стандарты, мифы, легенды, образцы поведения, модели общения и т. д.).
Из вышеизложенного
видно, какое значение имеет корпоративная
культура для жизни организации. Она определяет
отношение персонала к работе, к клиентам,
коллегам, начальству и прочие вещи, которые
напрямую сказываются на успешности организации.
Поэтому естественно стремление руководства
использовать корпоративную культуру
как фактор повышения конкурентоспособности
организации. Иначе говоря, корпоративная
культура может являться инструментом
В связи с
этим будет целесообразно
По сравнению
с перечисленными инструментами
управления, которые представляют собой,
главным образом, некие внешние
регуляторы поведения ,корпоративная
культура обладает значительно более
сильно выраженным элементом внутренней
Таким образом, корпоративная культура как инструмент управления направлена на то, чтобы интерес сотрудника действовать тем или иным образом стал его «кровным интересом». В связи с этим отпадает необходимость постоянного внешнего регулирования поведения сотрудника.
Стоит подчеркнуть, что технология формирования эффективной корпоративной культуры – этотрудновоспроизводимое конкурентное преимущество. Мотивация персонала, обусловленная корпоративной культурой, очевидно, является мотивацией более высокого уровня, чем та мотивация, которая может быть создана с помощью других инструментов управления. Использование данных инструментов при отсутствии в сознании сотрудников внутренней ценностно-обусловленной мотивации может быть намного менее эффективным, чем в случае, если сопровождать применение этих инструментов целенаправленной работой по формированию ценностей, приоритетов, принципов.
В заключение
перечислим наиболее часто используемые инструменты
Сильными
инструментами может стать
Корпоративная
культура как инструмент управления
– это отражение общемировой
тенденции включения «
[2, с. 43], стремление
«опереться на развитие