Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:02, реферат
Социология труда представляет собой специальную дисциплину, содержание которой - законы и категории, определяющие труд как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества. В качестве специальной социологической дисциплины она раскрывает специфику общественного труда как социального процесса и совокупность факторов, влияющих на этот процесс. Предметом социологии труда являются социально-типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении человека к труду, его производственной активности.
1. Объект, предмет, функции социологии труда
2. Специфика социолистического подхода к изучению труда
3. Человек в управлении трудовой деятельностью
Литература
Содержание
1. Объект, предмет,
функции социологии труда
2. Специфика
социолистического подхода к
изучению труда
3. Человек в
управлении трудовой
Литература
1.
Объект, предмет,
функции социологии
труда
Социология труда
представляет собой специальную дисциплину,
содержание которой - законы и категории,
определяющие труд как необходимое условие
жизнедеятельности человека и общества.
В качестве специальной социологической
дисциплины она раскрывает специфику
общественного труда как социального
процесса и совокупность факторов, влияющих
на этот процесс. Предметом социологии
труда являются социально-типичные процессы,
которые находят свое выражение в отношении
человека к труду, его производственной
активности. Поэтому типичной для социологии
является постановка вопроса о массовом
проявлении такого отношения к труду и
таких форм социальной активности, которые
соответствуют определенному содержанию
и характеру труда. Изучение взаимосвязи
содержания и характера труда - основных
категорий социологии труда - имеет важное
методологическое значение. Оно позволяет
понять, что развитие труда невозможно
без качественных сдвигов в его содержании
в ходе научно-технического прогресса.
По своему содержанию труд - целесообразная,
сознательная деятельность, в процессе
которой человек при помощи орудий труда
осваивает, изменяет и приспосабливает
к своим целям предметы природы. Труд как
обмен веществ между человеком и природой
означает, что человек использует механические,
физические и химические свойства предметов
и явлений природы и заставляет их взаимно
влиять друг на друга для достижения заранее
намеченной цели. При этом трудовой деятельности
присущи, как отмечал К.Маркс, опосредствующая,
регулирующая и контролирующая функции,
изменяющиеся по мере развития науки и
техники.
Изучение труда
в процессе его исторического
развития показывает, что наиболее
примитивный ручной труд сочетался
с личной принадлежностью раба рабовладельцу
(рабский труд); ручной ремесленный
труд (допускающий
Для феодального
общества был характерен ремесленный
труд, основанный на применении ручного
инструмента и эмпирической технологии.
Квалификация ремесленника непосредственно
зависела от сложности предмета труда,
а, следовательно, и функций по его обработке.
Кто желал быть мастером, вынужден был
овладеть ремеслом во всей его полноте.
Особенности труда ремесленника обусловливали
и специфику его подготовки, которая фактически
исключала теоретическое обучение и приобретала
характер практического ученичества,
растянутого на долгие годы.
Универсальность
трудовых функций влекла за собой
высокую ремесленную
Переход к машинному
производству вызвал развитие капиталистических
отношений, связанных с использованием
наемного труда. В содержании труда
рабочего произошли глубокие качественные
изменения, в которых реализуется
важнейшая закономерность технического
прогресса, а именно - передача опосредствующих
функций от человека машине. Машинное
производство знаменует собой начало
превращения науки в непосредственную
производительную силу и приобщение рабочего
к научно-техническим достижениям, необходимым
для управления машиной. Эмпирический
опыт в труде продолжает играть значительную
роль, но ограничиться им рабочий уже не
может. От него требуется известный уровень
общего, среднего специального и высшего
образования, определенный объем профессиональных
знаний, а наряду с этим, владение достаточно
сложными навыками физического труда.
В современных условиях, когда значительно
больше прибыли "выжимается" из квалификации,
нежели из физической силы, объективно
необходимо формировать универсальную
рабочую силу с высоким уровнем образования.
Технический уклад
отечественного производства в нынешних
условиях неоднороден. В технике, технологии
и организации труда
Если в основе
смены типов труда лежит
Исходя яз понимания
предмета социологии труда, одна из основных
категорий этой дисциплины - отношение
к труду. В социологии принята
точка зрения, что отношение к
труду не ограничивается связью индивида
с непосредственным его занятием.
Оно выражает фундаментальную связь
индивида с обществом, проявляется через
общественную оценку труда - престиж профессии,
труд как высшую ценность и способ признания
человека в обществе - и получает субъективно-индивидуальное
выражение в высказываниях и поступках
человека.
Отношение
к труду определяется
Субъективные
факторы - это система ориентации и мотивов
трудовой деятельности. Мотивационное
ядро отношения к труду включает три уровня:
отношение к труду как к ценности; отношение
к профессии как определенному виду труда;
отношение к работе как к специфическому
виду трудовой деятельности в конкретных
условиях. В 80-е годы социологами ставился
вопрос о неадекватности ценностно-нормативной
и деятельностной сторон субъекта труда,
о необходимости рассмотрения отношения
к труду, как в плане мотивации, так и в
плане фактической продуктивности работника,
зависящей от условий и организации труда,
от субъективной готовности реализовать
свой фактический "деловой" потенциал.
Таким образом,
отношение к труду связывается
с социальной активностью человека
и выражается в его поведении
и трудовой деятельности. Методологическое
решение вопроса о личностном
аспекте социальной активности мы находим
в высказываниях К.Маркса о том, что
при изучении указанного феномена необходимо
"исходить именно из действительного
субъекта и делать предметом своего рассмотрения
его объективирование". Следование
этому методологическому решению позволяет
избежать ошибок в содержательной трактовке
понятия "социальная активность".
Во-первых, односторонности, которая выражается
в том, что социальная активность людей
рассматривается либо как их отношение,
либо как деятельность. Во-вторых, разрыва
между "внутренней" активностью людей,
активностью их сознания и активностью
их поведения, между внутренне подвижным,
возбужденным состоянием человека и его
внешним проявлением.
Исследования
социально-экономических и
2.
Специфика социолистического
подхода к изучению
труда
Необходимость
объяснения трудового поведения индивидов
и социальных групп вызвала появление
концепции диалектики взаимосвязи мотива
и стимула. Мотив в общих чертах определяется
как объяснение причин действия, способствующих
принятию решения о его начале. Регулирующая
роль мотива базируется на определении
цели действия и предназначенной для этого
программы, создающей основу для принятия
решений о действии. Ставя вопрос таким
образом, можно определить мотив как вербализацию
цели и программы, дающую возможность
определенному лицу начать определенную
деятельность. Факторами, побуждающими
к действию, будут, в этом понимании, некоторые
состояния напряжения, связанные с потребностями
человека.
Процессы инициации
и реализации действий, направленных
на достижение данной цели и определяющих
то, что человек совершает тот или
иной поступок, являются процессами мотивации.
Поэтому изучение мотивационных процессов
есть по сути дела изучение личности в
ее действии.
Для социологического
анализа проблем мотивации
Каждый человек
окружен стимуляционным полем. Это
могут быть и объекты естественной
среды (лес, море, горы и др.), и духовные
ценности, и материальные предметы, и предлагаемые
обществом знаки внимания, отличия, образцы
поведения, групповые символы. Это не просто
окружающий мир, а мир, "пропущенный"
через сито полезности, значимости для
субъекта. Стимуляционное поле личности
подвижно и динамично. Оно меняется с развитием
потребностей (то, что было стимулом раньше,
со временем может перестать играть такую
роль) и с изменением набора объектов.
Если необходимых для стимуляции объектов
нет, то вектор цели сворачивается, деятельность
обессмысливается, социальная активность
гаснет. Возникают разного рода антистимулирующие
эффекты, когда-то, что предлагается обществом
в качестве стимула, дает противоположный
результат.
Стимулы дистанцированы
от индивида. Чтобы овладеть стимулом,
индивиду необходима соответствующая
настройка, как инструментальная (навыки,
умения, знания, средства деятельности),
так и психолого-мировоззренческая.
Такая настройка индивида означает переход
стимула в мотив как внутреннее побуждение
к действию по достижению цели - овладению
объектом-стимулом. В этом случае мотив
выступает как внутреннее побуждение
индивида, группы, индуцированное стимулом.
При отсутствии реальных, действенных
стимулов мотивы возникнуть не могут.
Сама по себе потребность такую роль выполнять
не способна.
Данный методологический
подход позволяет по-новому рассматривать
систему мотивации в бывшем советском
обществе, где действовала планово-