Социология Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 00:25, реферат

Описание работы

(1889-1968) - русский и американский социолог. Представитель позитивистской ориентации в русской социологии. Сам себя Сорокин считал представителем эмпирического неопозитивизма или критического реализма. В детстве Сорокин рано оказался сиротой и бродяжничал. В 1902 поступил, а в 1904 с отличием окончил Гамскую двухклассную школ , затем поступил в Хреновскую церковно-учительскую школу.

Работа содержит 1 файл

Социология Сорокина.docx

— 27.73 Кб (Скачать)

 

 Современное состояние  западной культуры Питирим Сорокин  диагностировал как кризисное,  которое, однако, вовсе не виделось  ему в духе 

шпенглерианского субъективизма - как конец ее исторического существования, смертная агония всей западной цивилизации. Его главное пророчество звучало примерно так: мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступающих сумерках. Ночь этой переходной

эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим рассвет новой великой  идеациональной культуры, приветствующей новое поколение - поколение людей будущего.

 

 В 1960 Питирим Сорокин  публикует свое культурно-конвергенциональное кредо-эссе "Взаимная конвергенция Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу" (1960), написанное в атмосфере довольно напряженных советско-американских отношений. Эссе начиналось со следующих слов: "Западные лидеры уверяют нас, что будущее принадлежит капиталистическому ("свободное предпринимательство") типу общества и культуры. Наоборот, лидеры коммунистических наций уверенно ожидают

победы коммунистов в  ближайшее десятилетие. Будучи не согласным  с обоими этими предсказаниями, я  склонен считать, что если человечество избежит новых мировых войн и  сможет преодолеть мрачные критические  моменты современности, то господствующим типом возникающего общества и культуры, вероятно, будет не капиталистический  и не коммунистический, а тип специфический, который мы можем обозначить как  интегральный. Этот тип будет промежуточным между капиталистическим и коммунистическим строем и образом жизни. Он объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа". Согласно логике его мысли, мы наблюдаем, с одной стороны, упадок капиталистической системы, а с другой - неспособность экономической и политической системы коммунизма удовлетворить жизненные потребности людей. Последняя

складывается в периоды  великих бедствий (голод, война, революции, депрессии), однако когда социальная опасность минует и сходит на нет, то в обществе обнаруживается неизбежная тенденция детоталитаризации и реконверсии к менее регламентированной и более свободной жизни. Этот социальный закон, по Питириму Сорокину, выражается в том, что степень государственного вмешательства в жизнь общества варьируется пропорционально масштабам и характеру бедствия. И если в будущем великие катаклизмы удастся

преодолеть, то "коммунистические" и схожие с ними тоталитарные режимы, очевидно, будут приходить в упадок. Речь у ученого-социлога, однако, идет не только о

политических переменах  и сближении двух стран. Он считает, что фундамент конвергенции заложен  в близости систем ценностей, праве, спорте и досуге, изящных искусствах, экономике, семейных и брачных отношениях и даже в религиях обеих держав. Советские философы безвозвратно ушли от ортодоксального марксизма в  интерпретациях

человека и общества, в  то время как материалистическая идеология и философия все  активнее проникают в общественную и приватную жизнь 

американцев. Иными словами, по Питириму Сорокину, конвергенция заключена  не только в реверсивном движении России к образцу американской демократии, но и в

усилении тоталитарных элементов в США. Завершая свое эссе, он утверждал, что конвергенция, безусловно, приведет к образованию

смешанного социокультурного типа, который при заданных условиях может перерасти в "блистательный  интегральный порядок в обеих  державах, так же, как и во всей человеческой вселенной".

 

 Профетическая интенция  свойственна социологии эпохи  модерна. Провозвестник новой  идеациональной будущности через очищение и воскрешение культуры, проповедник нравственного возрождения общества, основанного на принципах альтруистической любви и этике солидарности, - таков, в общем не похожий на академического, университетского ученого, Сорокин-социолог и Сорокин-пророк, на долгие годы запомнившийся своим соратникам и ученикам.


Информация о работе Социология Сорокина