Социология социальных институтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:25, реферат

Описание работы

В данной работе раскрыто понятие «социальных институтов», их сущность, функции, а так же типология.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Понятие и сущность социальных институтов…………………………4
2.Функции социальных институтов……………………………………...6
3.Типология социальных институтов………………………………….....8
Вывод
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Социнституты.doc

— 52.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА УКРАИНЫ

Донецкий  национальный университет экономики  и торговли

имени Михаила  Туган - Барановского 

Севастопольский экономико-технологический факультет 

Кафедра общеэкономических дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине «Социология»

на тему: «Социология социальных институтов» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Выполнила:

                                                            
 

                                                 Проверила:

                                                             
 
 
 
 
 
 

Севастополь 2012 
 
 

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1.Понятие и  сущность социальных институтов…………………………4

2.Функции социальных  институтов……………………………………...6

3.Типология социальных институтов………………………………….....8

Вывод

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Жизнь людей в обществе всегда имеет институциональный характер,

т. е. регулируемый, упорядоченный, формируемый, ограничивающий и т. д. В трудах древнегреческого философа Аристотеля рассматриваются два социальных института – семья и государство. С тех пор понятие социального института расширилось и сегодня включает в себя различные стороны: экономические, политические, образовательные, воспитательные, военные и другие учреждения и организации. Люди конструируют, формируют социальные институты, следуя своим проектам. В конечном счете, институты приобретают собственную жизнь, развертывающуюся по их собственной логике, подчиняя ей создавших эти институты людей.

     В данной работе я раскрою понятие  «социальных институтов», их сущность, функции, а так же типологию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятие  и сущность социальных  институтов

   Социальный  институт – это исторически сложившиеся  устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин «социальный институт» употребляется  в самых разнообразных значениях. Говорят об институте образования, здравоохранения  и т.д.

   Социальный  институт – это великое социальное изобретение человека. Социальные институты  дают основание надеяться не только на то, что та или иная потребность будет удовлетворена, но, что не менее важно, данная цель будет достигнута на качественном уровне.

   Каждый  социальный институт характеризуется  наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели,  набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института.

     Социальный институт представляет собой:

     - ролевую систему, в которую  включаются также нормы и статусы;

     - совокупность обычаев, традиций  и правил поведения;

     - формальную и неформальную организацию;

    - совокупность  норм и учреждений, регулирующих  определенную                        сферу общественных отношений;

     - обособленный комплекс социальных  действий. 

     Отсюда  сделаем вывод, что «Социальный  институт» -- это устойчивые, организованные, общепризнанные формы взаимоотношений людей, устанавливаемые для выполнения одной из функций общества.

     Устойчивые - значит существующие достаточно длительно в более или менее постоянной, стандартной форме.

     Организованные - значит, существующие в виде определенной организации, устойчивой группы, оформленные, имеющие границы.

     Общепризнанные - значит принятые в согласии с большинством. Каждому институту соответствует свой набор правил поведения и ролей для выполнения соответствующей социальной функции. 

     В социальном обществе насчитывают сотни  институтов, но более всего выделяют политический институт, экономический  институт, социально - культурный институт, институт религии, институт образования, а так же институт семьи. Примеры институтов: семья, образование, армия, милиция, здравоохранение, банки, право и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Функции  социальных институтов 

     Основной, общей функцией любого социального  института является удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан и существует. Для осуществления этой функции каждому институту приходится выполнять ряд функций, обеспечивающих совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это следующие функции:

    • функция закрепления и воспроизводства общественных отношений;
    • регулятивная функция;
    • интегративная функция;
    • транслирующая функция;
    • коммуникативная функция
 

     1. Функция закрепления и воспроизводства  общественных отношений — это  система правил и норм поведения,  закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым.

     2. Регулятивная функция — это  выработанный социальным институтом  шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между  членами общества (т.е. социальный институт как элемент социального контроля).

     3. Интегративная функция — это  процессы сплочения, взаимозависимости  и взаимоответственности членов  социальных групп, происходящие  под воздействием институционализированных  норм, правил, санкций и систем  ролей.

     4. Транслирующая функция — это  передача социального опыта приходящим  в социальный институт новым  людям как за счет расширения  социальных границ института,  так и смены поколений, для  этого в каждом институте предусмотрен  механизм, позволяющий индивидам  социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

     5. Коммуникативная функция — это  распространение произведенной  в институте информации как  внутри института с целью управления  и контроля за соблюдением  норм, так и передача ее при  взаимодействии с другими институтами.

     Если  институт не может справиться с выполнением  своих явных функций, то его непременно ждут дезорганизация и изменения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.Типология социальных институтов 

       Все социальные институты обычно  подразделяют на главные и  неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

       Р. Миллс насчитывал в современном  обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:

    1. Экономический  – институт, организующий хозяйственную  деятельность;

      2. Политический — институт власти;

    3. Семейный  – институт, регулирующий половые  отношения, рождение и социализацию  детей; 

      4. Военный – институт, организующий законное наследие;

    5. Религиозный  – институт, организующий коллективное  почитание богов.  

       Большинство социологов согласны  с Миллсом в том, что главных  институтов в человеческом обществе  всего пять. Их предназначение  — удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом.

       Пять основных потребностей институтов:  

      1. Потребность в воспроизводстве  рода (институт семьи и брака);

    2. Потребность  в безопасности и социальном  порядке (политические институты, государство);

    3. Потребность  в средствах существования (экономические  институты, производство);

    4. Потребность  в получении знаний, в социализации  подрастающего поколения, подготовка  кадров (институты образования в  широком смысле, т. е. включая  науку и культуру);

    5. Потребность  решения духовных проблем, смысла  жизни (институт религии).

     Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, которые называются также социальными практиками или  обычаями. У каждого главного института  существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т. д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т. д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вывод

     Социальные  институты появляются в обществе как  крупные  непланируемые продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных  группах пытаются реализовать свои потребности сообща  и  ищут  для  этого  различные способы. В ходе  общественной  практики  они  находят  некоторые  приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через  повторение  и  оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя  некоторое  время эти  шаблоны  и  образцы  поведения  поддерживаются  общественным  мнением, принимаются  и  узакониваются.

     Итак, институт - это  своеобразная  форма  человеческой  деятельности,

основанной  на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а  также развитом  социальном   контроле   за   их   исполнением.   Институциональная деятельность   осуществляется   людьми,   организованными   в   группы   или ассоциации, где проведено разделение на статусы  и  роли  в  соответствии  с потребностями данной социальной группы  или  общества  в  целом.  Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Рыбаков В.В. «Социология: учеб.-метод. рек. для студ. при подгот. к семинар. Занятиям». Рыбаков В.В., Филипенко Н.А., Крюкова  Е.В. ; ДонГУЭТ им. М. Туган-Барановского, каф. филос. наук . ─ Донецк, 2004 . ─  47с.
  2. http://revolution.allbest.ru/sociology/00125802_0.html
  3. http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/26235/26279/
  4. http://works.tarefer.ru/74/100298/index.html
  5. http://www.referat.ru/referats/view/20761

Информация о работе Социология социальных институтов