Социология семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 21:39, реферат

Описание работы

Социальная сущность и функции семьи.

Классификация семейно-брачных отношений.

Кризис семьи и ее будущее.

Работа содержит 1 файл

Социология семьи.docx

— 33.20 Кб (Скачать)

Таким образом, репродуктивная функция семьи будет  направлена на сознательное ограничение  рождаемости и обеспечение высокого качества подготовки ребенка к жизни  и труду в условиях информационного  общества. Акцент будет делаться на раскрытии индивидуальных способностей личности. Семейные конфликты в информационном обществе будут происходить в  основном из-за неумения и нежелания  считаться с индивидуальными  личностными особенностями членов семьи. Неуважение к личному достоинству  каждого отдельного члена семьи - серьезная причина для конфронтации и отчуждения.

Современная семья  активно реагирует на возрастание  автономности своих членов. Прослеживается образование новых форм семейных структур.

Социологи отмечают возникновение разнообразных форм как моногамной (парной) семьи, так  и полигамной (групповой) семьи. Среди  парных семей распространены внебрачные семьи (семьи без отца): материнская  семья, неполная семья и конкубинат (разновидность материнской семьи, когда отец принимает некоторое  участие в воспитании ребенка, оказывает  и помощь матери).

Появились новые  формы полигамного брака: брак-коммуна, групповой брак (двоеженство или  двоемужество, обмен партнерами).

Некоторые ученые (например, С. И. Голод) постсовременный  тип семьи именуют супружеским. В супружеской семье стратегическое отношение определяется не родством (как в патриархальной) и не родительством (как в детоцентристской), а свойством. Понять это можно так. Норма семейной жизни меняется: родители в такой семье отказываются полностью подчинять собственные интересы интересам детей. Основные семейные ценности формируются во взаимодействиях мужа и жены и лишь впоследствии становятся естественной базой для межпоколенных отношений “родители-дети”. Характерным признаком постсовременной семьи является автономия супругов. Чем выше уровень цивилизационно-культурного развития общества, чем ярче член такого социума сознает себя как индивидуальность, тем, в принципе, насущнее его потребность в обособлении. Созвучная тенденция, без сомнения, прослеживается и в семье. Здесь, в частности, автономность выражается в том, что интересы каждого из супругов шире семейных и круг значимого общения для каждого из них выходит за рамки супружества. Их эмоциональные устремления регулируются не столько обычаями, традициями и внешними предписаниями, сколько индивидуальными представлениями, эстетическим идеалом и нравственными ценностями.

Ребенок в постсовременной  семье осознает, что его обязанности (и ответственность) по отношению  к родителям состоят не столько  в регулярной помощи в домашнем хозяйстве  или в успешной учебе, сколько  в том, чтобы полнее использовать возможности, предоставляемые ему  для развития и реализации своих  способностей и таланта. В свою очередь, родители, отходя от скрупулезной регламентации, поддерживают этику самореализации как социально-нравственную ценность. Впрочем, это всего лишь эскиз, требующий  тщательной проработки.

В современном  типе семьи опека подростка, как  правило, продолжается долго - вплоть до брака. Для постсовременного же, напротив, характерно поощрение юношеской  самостоятельности. Супружеская семья - исторически наименее стереотипизированное образование. Если иметь в виду зрелую ее стадию, то здесь открываются  уникальные возможности для разнообразных  и богатых отношений между  полами и между поколениями, появляются широкие возможности индивидуальной самореализации для всех.

В то же время  возрастут требования к качеству межличностных отношений, взаимной терпимости, уважению прав и достоинства  личности каждого члена семьи.

* * *

Одной из важных задач становления новых семейно-брачных  отношений является опережающее  воспитание семейной культуры подрастающего  поколения.

Знание молодежи о семье ограничивается главным  образом опытом семейной жизни родителей  или дополняется далеко не лучшими  образцами массового искусства, заполонившего экраны телевидения  и кино, прессу и печать.

Если преемственность  в передаче семейных традиций и представляет определенную ценность, то “идеалы” секса, насилия и страха, насаждаемые  западной попкультурой, причиняют непоправимый вред молодому поколению. Опасность  такого воздействия усугубляется тем, что сегодня закладываются основы семьи будущего, формируются исходные принципы и нормы взаимоотношений  новой персоналитарной семьи. Необходимо переломить отрицательную тенденцию  и создать систему подготовки молодого поколения к новому типу семейной жизни, используя образование, искусство, средства массовой информации, общественное мнение, общественные организации. Система семейного воспитания должна включать в себя: воспитание нравственной ценности семьи как оптимальной среды социализации и самовыражения личности; формирование личной психологической готовности к браку; воспитание культуры межличностных отношений; формирование культуры половых отношений; правильное понимание и выполнение супружеских обязанностей, установку на компромиссы, терпеливое и уважительное отношение друг к другу; ответственность и готовность строить брачно-семейные отношения новой персоналитарной семьи.

Информация о работе Социология семьи