Социология семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:50, контрольная работа

Описание работы

Предметом социологии является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально – экономической, социально – политической и духовной сферах жизни общества.1 Объектами социологического исследования являются: социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Содержание

Введение
1. Семья, этапы её развития
2. Социология семьи
2.1. Функции семьи
2.2. Брак – основа семейных отношений
2.3. Ролевые отношения в семье
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Брак – основа  семейных отношений.

 

Под браком мы понимают исторически обусловленную  форму отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения как  в правовом, так и морально –  этическом плане.

Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму отношений между людьми: от естественно – биологических до экономических, правовых, этических, социально – психологических, эстетических и т. д. Необходимость их регулирования со стороны общества определяется тем, что от состояния брачных отношений зависят рост населения, воспитание подрастающего поколения, а значит, и будущее самого общества и государства. Конечно, инстинкт размножения заложен в природе всего живого, но человек вкладывает в него гедонистический смысл (наслаждение).

Содержание  брачных отношений определяется степенью развитости общества. Чем  примитивней общественные отношения, тем больше места в семейно – брачном союзе занимают чисто физиологические и хозяйствен – экономические моменты. Чем более развито общество, тем большую роль в брачных отношениях играют социально – психологические, этические, эстетические и, конечно, сексуальные моменты. Об этом можно судить по таким показателям, как мотивы вступления молодых людей в брак.

Социологи выделяют три мотива: брак по любви, брак по расчету и брак по шаблону. Мотив любовного влечения в брачных отношениях не нуждается в комментариях. Брак по шаблону совершается тогда, когда срабатывает рассуждение «Все мои сверстники обзаводятся семьями, как бы и мне не опоздать». В таких случаях доминирующее значение имеют не осознанное до конца половое влечение, желание иметь детей. Иногда человек полагает, что в основе лежат мотивы любви. На самом деле такая любовь сводится к тому, что из нескольких кандидатур он или она выбирают более предпочтительную: симпатичней, умней или, наоборот, не очень симпатичную — никто не уведет, будет лучше ко мне относиться, больше меня ценить.10

Браки по любви  оказываются самыми прочными. Браки  по шаблону могут перерастать  в браки по любви. И наоборот, в браках по любви постепенно идеализация уступает место реальным взглядам.

В последние  годы наблюдается тенденция снижения среднего возраста вступающих в брак. Правда, среди ранних браков до половины приходится на долю так называемых вынужденных. Замечено, что ранние браки увеличивают вероятность разводов. Половина всех браков, где невеста, моложе – 18 лет, заканчивается разводом.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Ролевые отношения  в семье.

 

Для понимания  семьи как социального института  большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяем ости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д.12

Исполнение  семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного  формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что, значит, быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя.

Человек со слабыми  волевыми качествами, хотя и старший  по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи  в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация.

Ролевые отношения  в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризовываться  ролевым согласием или ролевым  конфликтом. Социологи отмечают, что  ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

1) конфликт  ролевых образцов, что связано  с неправильным их формированием  у одного или нескольких членов  семьи;

2) межролевой  конфликт, при котором противоречие  заложено в противоположности  ролевых ожиданий, исходящих из  разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;

3) внутриролевой  конфликт, при котором одна роль  включает в себя противоречивые требования. В  современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Конфликт  может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и  переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.д.

В современном  обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивало уровень смертности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной контрольной  работе была рассмотрена семья, как  одна из важнейших частей предмета социология. Были определены важнейшие  функции семьи, а так же этапы  е развития. Данная контрольная работа определяет брак как основу семейных отношений, а так же рассматривает важность распределения ролей в семье.

Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные  формы социальных отношений и  процессов. Трудно сравнить с ней  любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Все это приводит к тому, что по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отметил американский социолог Гуд: «Мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник. – М.: МГУ, 1988. – 432с.

2. Солодников, В.В. Семья: социологические и социально – психологические парадигмы // Социологические исследования. – М.: Просвещение, 1994. – 298с.

3. Кравченко, А.И. Социология. 2-е изд., перераб и доп. – М.: Академический Проект, 2001. – 508с.

4. Мацковский, М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики. – М.: Просвещение, 1983. – 358с.

5. http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/ [электронный ресурс]

 

1 Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник. – М.: МГУ, 1988. – 112с.

2 Солодников, В.В. Семья: социологические и социально – психологические парадигмы // Социологические исследования. – М.: Просвещение, 1994. – 89с.

3 http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/

4 Мацковский, М.С.  Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики. – М.: Просвещение, 1983. – 128с.

5 Мацковский, М.С.  Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики. – М.: Просвещение, 1983. – 134с.

6 http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/

7 Кравченко А.И. Социология.-М.:Академический Проект,2001.-2-е изд.,перераб и доп.-342с

8 Кравченко А.И. Социология.-М.:Академический Проект,2001.-2-е изд.,перераб и доп.-508с

9 Кравченко А.И. Социология.-М.:Академический Проект,2001.-2-е изд.,перераб и доп.-342с

10 Мацковский, М.С.  Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики. – М.: Просвещение, 1983. – 104с

11 http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/

12 http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/


Информация о работе Социология семьи