Социология семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:26, реферат

Описание работы

Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И это понятно. Ведь ее объект изучения - социальный институт семьи - в истории человечества играет ведущую роль. Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства, невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.

Содержание

1. Введение
2. Социология семьи как наука.
3. История возникновения социологии семьи.
4. Сущность семьи.
5. Функции семьи.
6. Типология семейных структур.
7. Кризис современной семьи.
8. Заключение.

Работа содержит 1 файл

социология семьи реферат.docx

— 45.57 Кб (Скачать)

 

Министерство образования

Донецкий государственный  университет управления

Кафедра социального управления

Факультет заочного обучения

 

 

 

 

Реферат

По научной дисциплине: «Социология»

На тему: «социология семьи»

 

 

 

                                                                                    Выполнила: 

                                                                                                 Студентка

                                                                          _____________

                                                                                                 Проверила:

                                                                             ______________ 

 

Донецк 2012

 

Содержание

 

  1. Введение
  2. Социология  семьи как наука.
  3. История возникновения социологии семьи.
  4. Сущность семьи.
  5. Функции семьи.
  6. Типология семейных структур.
  7. Кризис современной семьи.
  8. Заключение.
  9. Список  использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И это понятно. Ведь ее объект изучения - социальный институт семьи - в истории человечества играет ведущую роль. Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства, невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни. Проблема соотношения семьи с обществом и другими социальными институтами, а также взаимосвязи семьи и личности существовала всегда в человеческой цивилизации, и поэтому постоянно предпринимались попытки осмысления социального положения семьи. В социологии с ее специфическим подходом к изучению социального мира через взаимосвязь личного и общественного это осмысление осуществляется сквозь призму семейного посредничества: восприимчивость социальной системы к устремлениям личности и, наоборот, личности к интересам общества зависит от обоюдного учета ими потребностей семьи как целого. Исследование посреднической роли семьи и образует специфику социологического подхода к изучению семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социология семьи  как наука

Социология семьи - отрасль социологии, изучающая социологию семьи -социальную систему воспроизводства человека, основанную на кровном родстве, браке или усыновлении, и объединяющую людей общностью быта, взаимной  моральной ответственностью и взаимопомощью. Социология семьи имеет дело с групповым, а не с индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни. Изучает  типы социальных отношений характерных для семьи, связь семьи с другими социальными общностями и сферами социальной  жизни. Социология семьи так же уделяет особое внимание изучению функций семьи и ее особенностям как социального института, формы семейно-брачных отношений, мотивации браков и разводов, возникновение и преодоление внутрисемейных конфликтов. Существует  два главных объекта изучения социологии семьи. Это семья и брак.

История  возникновения  социологии семьи

До середины XIX в. семья  рассматривалась как исходная микромодель общества, социальные отношения выводились из семейных, само общество философами и историками трактовалось как разросшаяся вширь семья, причем как патриархальная семья со всеми атрибутами патриархальности: авторитарностью, собственностью, субординацией и т.п. Поэтому интерес к происхождению человечества способствовал развитию исторического взгляда на семейный строй жизни. Наибольший вклад в становление исторического подхода к семье принадлежит швейцарскому историку И.Я. Бахофену, выпустившему в свет в 1861 г. книгу "Материнское право. Исследование гинекократии старого времени и ее религиозной и правовой природы", а также шотландскому юристу Дж.Ф. Мак-Леннану, опубликовавшему в 1865 г. исследование "Первобытный брак". Каждый из них пришел к идее изменчивости форм брака и семьи в ходе истории, а также к идее предшествования матриархата патриархату — независимо друг  от друга.                                                                                                                                                                                                                                                                                  Однако в XIX в. возникает и другое, прикладное, или эмпирическое, изучение семьи, явно перекликающееся с функциональным подходом, акцентирующее внимание на эмоциональной близости членов семьи, на их потребностях и влечениях, что в конечном счете призвано раскрыть опоры сплочения отдельных семей и самого института семьи. Речь идет об изучении семьи как малой первичной группы, имеющей свою особую историю возникновения, функционирования и распада.

Родоначальником этой социологической традиции является Фредерик Ле Пле, находившийся под влиянием идей О. Конта о семьях как "мельчайших обществах", спонтанно устойчивых при смене поколений благодаря склонности к солидарности. Чтобы понять общество, необходимо понять семью — вот формула Ле Пле, считавшего, что внешняя среда определяет экономическую жизнь людей, одновременно диктующую форму семьи, которая в свою очередь влияет на общественные процессы

Сущность  семьи

Семья — малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности .

Жизнь семьи характеризуется  материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения  людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят  от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного  развития общества. Естественно, чем  выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи. Понятие «семья» не следует путать с понятием «брак». Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак. Семью создает отношение "родители - дети", а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей.

Брак – исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Функции семьи

Основное назначение семьи  — удовлетворение общественных, групповых  и индивидуальных потребностей. Являясь  социальной ячейкой общества, семья  удовлетворяет ряд его важнейших  потребностей, в том числе и  в воспроизводстве населения. В  то же время она удовлетворяет  личностные потребности каждого  своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и  вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, сексуальная, эмоцональная, хозяйственно- бытовая и др . Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Репродуктивная  функция семьи - состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода.      Эта функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение дето рождаемости и многодетных семей не  есть позитивная сторона.

Эта функция включает в  себя элементы всех других функций, так  как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это  прежде всего связано с приобщением  нового поколения к научным и  культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а  также с предотвращением воспроизведения  в новых поколениях различного рода биологических аномалий.

Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает  истраченные на производстве силы своих  взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую  деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи. К экономической функции семьи относят материальную поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособным членам семьи.

С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. В наше время, становится все меньше семей с единовластием.Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие.

В семье воспитываются  и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции  зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность  и структуру семьи, развитость семейного  коллектива и характер отношений  между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и  трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать  характер общения в семье и  ее общение с окружающими, уровень  педагогической культуры взрослых (в  первую очередь матери и отца), распределение  между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и  общественностью. Особый и весьма важный компонент — специфика самого процесса семейного воспитания.

Семья объединяет людей разного  возраста, нередко  пола, с разными  профессиональными интересами. Это  позволяет ребенку наиболее полно  проявлять свои эмоциональные и  интеллектуальные возможности.

Активнейшее воздействие  семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором  выработки системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познавание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.

Все большее значение социологи  придавали и придают коммуникативной функции (эмоциональной) семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения.

Если семья уделяет  выполнению этой функции достаточное  внимание, то это заметно усиливает  ее воспитательный потенциал. Нередко  с коммуникативной функцией связывают  деятельность по созданию психологического климата семьи.

Хозяйственно- бытовая  функция семьи подразумевает поддержку здоровья  членов своей семьи, уход за детьми, а так же заботу о нетрудоспособных членах семьи. Другими словами - это оказание хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи, другим.

Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких.  Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

 Организация досуга  играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления  физических и духовных сил  человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе–путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.

Типология семейных структур

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений  родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д.                                                                                          

Информация о работе Социология семьи