Социология семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:05, доклад

Описание работы

Структура семьи — т. е. состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности.

Работа содержит 1 файл

социология семьи.docx

— 20.52 Кб (Скачать)

В настоящее время в психологии одно из ведущих мест занимают проблемы семьи. Именно в семье закладывается  фундамент нового человека, проходят начальные стадии социализации ребенка, формируются азы нравственных отношений. Не случайно многие отечественные (А.Г.Харчев, С.И.Голод, В.И.Сикорова, А.И.Антонов и др.), а также зарубежные психологи (М.Джеймс, С.Пейдж, Р.Скиннер и др.) в своих работах все

больше внимания уделяют межличностным  отношениям в семье. Целью изучения семьи является, во-первых, установление семейного диагноза; во-вторых, выявление  психологических особенностей семьи  и ее членов, которые нужно учитывать  при выборе метода семейной психотерапии. Изучение семейных взаимоотношений  затрудняется многими факторами. Во-первых, сложностью семьи как социальной и психологической системы. Семья  включает в себя большое число  всевозможных отношений и взаимосвязей, для формирования которых имеют  значение личностные особенности членов семьи, ее социальное окружение, обычаи, традиции, социально-экономические  условия и т.д. Во-вторых, отсутствием  единого подхода к проблемам  семьи, единого

понимания ее сущности и структуры. В-третьих, тем, что предметом семейной психологии является та область социальной жизни, которая подвержена влиянию социальных стереотипов, и представление, о которой испытывает значительное воздействие обыденного опыта. И, конечно, изучение семьи осложняется скрытностью (интимностью) многих происходящих в семье событий, а так же их изменчивостью.

Рассмотрим ключевые моменты семейной психологии.

Эдмиллер и Юстицкис  в книге «Психология семьи» дают такое определение семьи:  «Семья — ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» (Соловьев Н. Я., 1977). Семья играет огромную роль в жизни, как отдельной личности, так и всего общества.

Важнейшими характеристиками семьи  являются ее функции, структура и  динамика.

Функции семьи. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» (Соловьев Н. Я., 1977). Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Воспитательная  функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

Хозяйственно-бытовая  функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

Эмоциональная функция  семьи — удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Сексуально-эротическая  функция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

С течением времени происходят изменения  в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.

Структура семьи — т. е. состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности.

В работах С. И. Голода основное внимание уделялось структуре семьи,

под которой автор понимал отношения кровного родства и свойства.

С. И. Голод выделил три идеальных  типа семьи:

• традиционную патриархальную семью;

• современную детоцентрическую семью;

• супружескую (посредственную) семью.

Все три типа семьи относятся  к западноевропейской культуре, но

имеют различную распространенность и представленность в обществах,

отличающихся особенностями и стадиями развития. Скрытым основанием

типологии семьи, по С. И. Голоду, очевидно, было отношение власти

(доминирования-подчинения). При доминировании  отца семья

считается традиционно-патриархальной, при доминировании капризов

и/или интересов ребенка —  детоцентрической, при равенстве супругов

и подчиненном положении детей  — супружеской или эгалитарной2.

Наиболее распространенная структура  семьи в нашем обществе — это  семья, включающая взрослых (мужа и  жену, нередко кого-то из родителей) и детей, причем в нашей стране для семьи наиболее типично наличие  одного-двух детей (Белова В. А., 1975).

В большинстве случаев семьи  ориентированы на равномерное распределение  обязанностей, а также равноправное участие в решении всех семейных проблем.

В  ходе социологических опросов  на предпочтительность такой структуры  взаимоотношений указывает большая  часть опрошенных (Мацковский М. С., Гурко Т. А.,986).

Динамика семьи. Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла. Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст (Duvall E., 1957). Есть еще целый ряд периодизаций, например W. Gove (1973) и A. Barcai (1981).

Помимо ситуативных стрессов выделяют и те, которые предусмотрены коллизиями развития личности/организма, семьи и других социальных групп — «нормативные стрессы и стрессоры» (Burnham J.В., 1991) и кризисы развития (Caplan G., 1963). Они могут быть описаны как критические точки прохождения семьи от фазы к фазе в жизненном цикле семьи. Именно в этих точках прежние способы достижения целей, применявшиеся в семье ранее, не способствуют достижению новых потребностей, появившихся у членов семьи.

Семейные системные психотерапевты Варнхилл и Лонго для объяснения того, что происходит с семьей при переходе от фазы к фазе, заимствовали психоаналитические идеи о фиксации и регрессии: во время нормативного стрессора дисфункциональные семьи, вместо того чтобы продвигаться вперед, регрессируют на более ранние фазы развития семьи, либо останавливаются в своем развитии, т. е. фиксируются на определенной фазе. Для того чтобы избежать этого, они предлагают семьям проработать проблему переходов «Как вы это делали, с помощью каких средств, что вы еще не делали?»

Дюваль (Duvall Е. М., 1957) выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи:

1.  Вовлечение. Встреча супругов, их эмоциональное притяжение  друг к другу

2.  Принятие и развитие новых  родительских ролей.

3.  Принятие в семью новой  личности. Переход от диадных отношений супругов  к  отношениям  в  треугольнике.

4.  Введение детей во в несемейные институты.

5.  Принятие  подростковости.

6.  Экспериментирование с независимостью.

7. Подготовка к уходу детей  из семьи.

8.  Уход детей из семьи,  принятие их ухода, жизнь супругов  «глаза в глаза».

9.  Принятие факта ухода на  пенсию и старости.

При этом, авторы учебника отмечают, что на любой фазе развития семьи случаются тяжелые хронические болезни и смерти, которые оказывают сильное влияние на функционирование семьи как целого.

Таким образом, социальная психология семьи изучает семью как малую группу, закономерности становления, функционирования в распада семьи как групповой целостности. Социально-психологические звания позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать в терапевтически перестраивать семейные взавмоотшения родителей и детей, супругов, братьев и сестер. Трудно провести граничу между психологическими исследованиями в рамках социологии семьи и психологии семьи, но социологов в большей степени интересует взаимосвязь институциональных и межличностных характеристик семьи, их взаимообусловленность и в меньшей — сама по себе внутрисемейная психодинамика


Информация о работе Социология семьи