Социология семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:27, доклад

Описание работы

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Работа содержит 1 файл

социология семьи.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Семья принадлежит  к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статусаэтническойпринадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Семейные традиции

Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В.Сатир) или функциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.

В. Сатир здоровыми  считала семьи, в которых:

  • каждый член воспринимается как равный другим;
  • доверие, честность и открытость являются существенными;
  • внутрисемейное общение является конгруэнтным;
  • члены поддерживают друг друга;
  • каждый член несёт свою часть ответственности за семью в целом;
  • отдыхают, получают удовольствие и радуются члены вместе;
  • существенное место занимают традиции и ритуалы;
  • члены принимают особенности и уникальность каждого из них;
  • уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни);
  • чувства каждого члена принимаются и прорабатываются.

Система традиционных для русской национальной культуры верований, по мнению старших школьников, содержит убеждения, что «мужчина и женщина в семье должны выполнять различные роли», «мужчина — оплот семьи, источник благосостояния и защитник, тот, кто решает проблемы», «главная сфера деятельности женщины в семье — домашний труд и воспитание детей», «женщина должна быть терпеливой, уступчивой и готовой к самопожертвованию», «родители обязаны заботиться о воспитании детей», а «дети должны уважать своих родителей». Как важное убеждение, отмечается отрицательное отношение к неверности супругов: «муж и жена должны быть верными друг другу, любить друг друга и поддерживать и в радости, и в горести, в болезни и в старости».

К традиционным формам поведения в семье школьники  отнесли то, что «право сделать  предложение о создании семьи  принадлежит мужчине (жениху)»; «многие  семейные события (вступление в брак, рождение детей, уход из жизни членов семьи) освещаются церковью», то есть существуют обряды венчания, крещения, отпевания; «решающее слово при решении любых вопросов принадлежит мужчине». Наибольшие затруднения вызвал вопрос ведущего дискуссии о том, каковы национальные традиции в воспитании детей. Кроме того, оказалось, что даже те школьники, которые знают о различиях в религиозных обрядах, связанных с семейной жизнью (свадьба, крещение детей) в различных религиозных конфессиях, не знают, в чём именно состоят эти различия. Главным различием указывается «более жёсткое подчинение жены мужу у мусульман», «женщины в семье мусульман имеют меньше прав, чем в православных семьях». Большинство школьников не смогли объяснить смысл тех обрядов, которые указывались ими, как национальные семейные традиции: смысл обрядов венчания, крещения и отпевания.

«Это, безусловно, связано  с тем, что в 52 % семей родители и представители более старших поколений либо совсем не придерживаются народных традиций и обычаев (более 5 %), либо следуют традициям непостоянно (47 %). Всё это приводит к тому, что большинство школьников (58,3 %) убеждены, что в своей будущей семейной жизни им не обязательно следовать обычаям и традициям своего народа.».

Этнокультурные брачные  и семейные традиции так или иначе  преследовались и вытеснялись унифицированными требованиями. Меняясь в соответствии с требованиями среды более высокого порядка, семья сохраняет семейные традиции как один из основных способов воспитания, продолжения себя. Семейные традиции сближают всех родных, делает семью семьёй, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания. Сегодня из семейных традиций нам остался только семейный отдых.

 

По годам семейной жизни разводы распределяются так:

-до 1 года — 3,6%;

-от 1 до 2 лет — 16%;

-от 3 до 4 лет — 18%;

-от 5 до 9 лет — 28%;

-от 10 до 19 лет — 22%;

-от 20 и более лет — 12,4%. 

Таким образом, за первые 4 года происходит около 40% разводов, а за 9 — около 2/3их общего числа. Статистика показывает, что наиболее ответственный период в жизнисемьи, когда супругам от 20 до 30 лет. Установлено также, что браки, заключенные до30 лет, в среднем вдвое долговечнее браков, возникших, когда супругам было за 30. После 30 лет людям гораздо сложнее перестраивать себя в соответствиис потребностями проживания вдвоем и вхождения в семейные роли. Более молодые легче расстаются с привычками, травмирующими супруга. Абсолютное большинстворасторжений браков приходится на возраст от 18 до 35 лет. Резкий подъем начинаетсяв возрасте 25 лет.

В 64% случаев  суд предлагает разводящимся подумать и дает 3 месяца на раздумье.Забирают заявление о разводе около 7% супругов. Причины разводов часто бывают:

-поспешное, необдуманное вступление в брак или брак по расчету;

-супружеская  неверность;

-сексуальная  неудовлетворенность друг другом;

-несовместимость  характеров

-психологическая и практическая неподготовленность к семейной жизни и, как следствие, накопление ошибок в семейных отношениях, разочарование в любимомчеловеке или себе;

-пьянство.

Так же в России очевидное следствие уменьшающегося количества браков — растущее число детей, рожденных вне брака. Сегодня их число составляет около 30% от общегочисла новорожденных. Правда, это, как уверяют социологи, вполне общеевропейская тенденция, равно как и другая демографическая особенность — малодетность.Так называемый коэффициент рождаемости российских женщин сегодня составляет 1,3. Но наиболее постоянная величина в российской семейной статистике — это количество повторных браков. Уже на протяжении многих лет он составляет примерно 30% от общего числа регистрируемых браков.

В первом квартале 2010 года число свадеб сократилось  по сравнению с тем же периодом прошлого года на 13 процентов, сообщил Росстат. Разводов стало меньше на 8 процентов. Но в целом кризисные 2008-2009 годы показали, что количество желающих зарегистрировать свой союз все уменьшается, а расторгнуть его - увеличивается

Информация о работе Социология семьи