Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:53, контрольная работа
Преобразование и укрепление брачно-семейных отношений в масштабе всего общества и создание прочной, дружной семьи в каждом отдельном случае требуют, помимо желания, ещё определённых знаний. Развитие семьи - это сложный и противоречивый процесс. Конечно, каждый человек обладает каким-то индивидуальным опытом жизни в семье, но этот опыт не всегда совпадает с социальным опытом и данными науки. Зачастую опыта не хватает молодым семья, которые только недавно вступили в брак, и не знают как правильно себя вести, чтобы их семья стала прочной, духовно и нравственно здоровой.
Введение…………………………………………………………….3
Семья как социальный институт и как социальная группа. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат…………………………………….......4
Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи…………………………………….....7
Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы………………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………
Понятно, что все эти функции семьи тесно
взаимосвязаны, но их соотношение и удельный
вес могут быть различными.
Очень часто в семьях проблемы возникают из-за того, что ее члены не могут плавно перейти из одной стадии в другую или одна стадия «перекрывает» другие (развод, вторичное супружество, дети от первого брака и т. д.). Получается, что семья живет как бы в двух стадиях одновременно: например, там, где есть маленький ребенок и подросток, появляются проблемы, характерные и для одной, и для другой фазы развития семьи, что создает дополнительные трудности в реализации супружеских и родительских функций.
Жизненный цикл семьи - последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи - начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом. Не разведенные супруги, проходящие все стадии жизненного цикла, послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи.
Рассмотрим подробно основные этапы жизни семьи.
1. Период добрачного ухаживания. Главными задачами данного этапа являются достижение частичной психологической и материальной независимости от генетической (родительской) семьи, приобретение опыта общения с другим полом, выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним. Для некоторых этот период чрезмерно затягивается. Молодые люди могут избегать вступления в брак по причинам, которые кроются внутри их родительской семьи. Но точно так же они могут стремиться к преждевременному браку, пытаясь освободиться от сковывающих их отношений с родителями. Многие не могут заключить брак с любимым человеком из-за финансово-экономических трудностей (отсутствие достойно оплачиваемой работы, несмотря на наличие профессионального образования, проблема собственного жилья и др.).
2. Заключение брака и фаза без детей. На этой стадии супружеская пара должна установить, что изменилось в их социальном статусе, и определить внешние и внутренние границы семьи: кто из знакомых мужа или жены будет «допущен» в семью и как часто; насколько разрешено пребывание супругов вне семьи без партнера; насколько допустимо вмешательство в брак со стороны родителей супругов (на этой стадии очень важно, как новая семья воспримет невестку или зятя). В этот период молодой супружеской паре надо провести огромное количество переговоров и установить множество соглашений по самым разным вопросам (от ценностей до привычек). Могут возникнуть социальные, эмоциональные, сексуальные и другие проблемы.
В условиях современной российской действительности многие молодожены не сразу решаются на рождение первого ребенка; все чаще встречаются случаи, когда пары не регистрируются, предпочитая юридическому оформлению отношений так называемый гражданский брак. Это тоже порождает свои проблемы во взаимоотношениях.
3. Молодая семья с маленькими детьми. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам, ограничению общей активности супругов за пределами семьи, недостаточной возможности побыть в одиночестве и т. д.
Иногда супружеская пара не готова к появлению детей, и рождение нежеланного ребенка может усложнить их жизнь проблемами его воспитания. Кроме того, люди, считавшие свой брак пробной попыткой, обнаруживают, что теперь расстаться им будет гораздо труднее.
Встречаются
случаи, когда рождение ребенка рассматривается
матерью как способ восполнения
дефицита любви к самой себе. Во
время беременности мать может быть
счастлива фантазией о
Происходит сужение зоны общения жены. Материальное снабжение ложится на мужа, поэтому он «освобождает» себя от ухода за ребенком. На этой почве могут возникать конфликты из-за перегруженности жены домашними заботами и стремлением мужа «отдохнуть» за пределами семьи. Довольно важной проблемой этого периода может стать проблема самореализации матери, деятельность которой ограничена лишь семьей. У нее могут возникнуть чувства неудовлетворенности и зависти по отношению к активной жизни мужа. Брак может начать разрушаться по мере того, как у жены будут возрастать требования относительно помощи по уходу за ребенком, а у мужа будет возникать чувство, что жена и ребенок мешают его работе и карьере.
4. Стадия - семья школьника. Считается, что выход ребенка в школу - очередной кризисный момент для семьи. К ребенку предъявляются большие ожидания: предполагается, что он должен быть не только здоров и счастлив, но и делать многое другое для блага своей семьи в понимании ее старших членов. Можно отметить, что семейная система часто испытывает давление (в виде обратной связи) со стороны внешних систем - соседей и школы. Семье следует научиться общению с этими внешними системами, определить границы и правила отношений таким образом, чтобы ребенок смог приобрести собственный опыт завязывания отношений.
5. Стадия - семья подростка. Следующим этапом развития, который начинается с момента достижения ребенком половой зрелости и продолжается до его ухода из семьи, является семья подростка. С наступлением подросткового периода правила и роли в семье вновь следует изменить. В брачных отношениях супруги сталкиваются с переменами. Эти отношения проходят переоценку. Чувства подростка иногда «запускают» в брачные отношения процессы, направленные на поддержание прежней семейной организации. В условиях раскола родительской диады ребенок склонен объединяться с тем или иным родителем для обретения большей свободы.
6.
Семья, в основном выполнившая
родительскую функцию.
Этот этап начинается с ухода из дома последнего
ребенка и может быть не кризисным, если
супругам удалось дать детям и автономию
и близость. Многие родители считают наиболее
счастливым в своей жизни именно этот
этап. Но удовлетворенность своими отношениями
могут испытывать только те пары, у которых
брачные отношения были гармоничными
на прежних этапах. Завершение основного
жизненного цикла, трудовой деятельности,
выход на пенсию, сужение круга общения
и возможностей заостряет потребность
у старшего поколения в признании со стороны
детей. Особо заметную роль на этом этапе
играет чувство своей нужности, значимости
для детей и близких.
Итак, семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья - единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушало ее и жизнь людей, ее составляющих.
Именно семья признается всеми исследователями основным носителем
культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также
необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек
обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки
поведения.
В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи,
ее сущность, заключается в той целостности, которая присуща семье и
социальной общности и как малой социальной группе, и как
социальному институту. Целостность семьи образуется за счет
взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих некую
целостность.
Список использованной литературы: