Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 00:43, реферат
Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами:
Почему люди живут семьями?
Семья – это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?
Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» на семью?
Всегда ли существовала семья?
Сохранится ли семья в будущем?
Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество сегодня?
Введение 3
Сущность семьи 4
Брак – основа семейных отношений 5
Формы брака 7
Историческое направление в социологии семьи и брака 11
Жизненный цикл семьи 15
Формы семьи 19
Функции семьи 20
Конфликт в семье 23
Факторы риска 24
Заключение 26
Список литературы 2
Содержание
Введение 3
Сущность семьи 4
Брак – основа семейных отношений 5
Формы брака 7
Историческое направление в социологии семьи и брака 11
Жизненный цикл семьи 15
Формы семьи 19
Функции семьи 20
Конфликт в семье 23
Факторы риска 24
Заключение 26
Список
литературы 27
И как прекрасно, когда тебя могут понять и поддержать искренне любящие тебя люди – твоя семья.
На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами:
Ведь сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Ежегодно в нашей стране заключается около 2 млн. браков. Что это? Почему люди женятся и выходят замуж?
Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим семью как социальный институт и малую группу
В любом обществе семья имеет
двойственный характер. С одной
стороны, это социальный
Семья представляет собой социальную группу, характеризующуюся совместным проживанием и общим ведением хозяйства. Члены семьи поддерживают друг друга социально, экономически и психологически (любовь, забота, привязанность). Семья как социальный институт представляет собой совокупность исторически сложившихся социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками.
Родство – это отношения, являющиеся следствием кровной связи между людьми (отцы, матери, дети, братья и сестры, бабушки и дедушки и т.д.), а также отношения, возникающие при заключении брака (родство по закону).
Семья
чаще всего основана
на браке и обладает большим постоянством
в сравнении с другими типами укладов
и общественных отношений. В институциональных
определениях семьи и брака подчеркивается
их социальная необходимость для сохранения
человеческого рода, а также для сохранения
и передачи новым поколениям культуры
данного общества – в первую очередь ценностей
и норм поведения в обществе.
«Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу».
Иными
словами, брак – это контракт, который
заключается тремя сторонами
– мужчиной, женщиной и государством.
В отличие от всех других формальных
контрактов, существующих в обществе,
в нем оговорена только одна дата
– дата заключения брачного соглашения,
но не проставлена дата окончания
действия контракта. Тем самым подразумевается,
что брачные узы скрепляют
людей до конца их жизни. Во многих
обществах государство берет
на себя не только оформление брака, а
его освящение совершает
Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.
В
любом обществе – древнем или
современном – семья
Брак – совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие.
Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет рад принципиально важных функций – воспроизводство людей, воспитание детей и другие.
Итак,
брак – институт, регулирующий отношения
только супругов, а семья – институт,
регулирующий, кроме того, еще и
отношения между родителями и
детьми.
Способ, каким выбирается брачный партнер, подразделяет все формы брака на два типа – эндогамный и экзогамный. При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий, то есть это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же социальной группы. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера из чужой группы. Чужой группой может стать класс, раса, нация, возрастная категория.
Размер брачной группы служит основанием для разделения форм брака на две большие категории:
Каждая из данных категорий распадается на подвиды. В моногамии выделяют:
а) пожизненную моногамию;
б) моногамию, допускающую развод (легко разводимый брак);
в) парную семью.
Последняя хоть и называется семьей, но лишь формально. На самом деле парная семья – это неустойчивая, кратковременная форма брачного союза. В полигамии выделяют:
а) полигинию (брачный союз одного мужчины с несколькими женщинами);
б) полиандрию (брак одной женщины с несколькими мужчинами);
в) групповой брак (брачный союз нескольких мужчин и нескольких женщин).
Классификацию форм брака можно провести и по самым разным критериям: брак по сговору, брак по любви, брак по расчету, брак по рекомендации посредников. Посредники – друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту.
Гостевой брак. Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю: и женаты, и свободны одновременно.
Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку – общественному положению, возрасту, доходу и т. д.
Другим
критерием классификации
В
отличие от древних форм покупного
брака, осуществлявшихся в виде эквивалентного
дарообмена, более поздние его формы, особенно
в эпоху патриархата, проявлялись уже
в форме неравного дарообмена. Мужчина
преподносил невесте более дорогие подарки,
чем получал от нее, – соответственно
своему привилегированному положению,
размерам богатства и политической власти.
С тех пор можно говорить о новой форме
покупного брака – выкупном
браке. Теперь устной договоренности
молодых людей или их родителей было уже
недостаточно. Поскольку речь шла о крупном
состоянии, постольку возникла необходимость
в заключении договора, где оговаривались
права и обязанности сторон, а также размер
выкупа.
Постепенно покупной брак превратился в часть родоплеменных мероприятий, и на мусульманском Востоке возникла новая форма покупного брака – калымный брак. Калым, выкуп за невесту, первоначально выплачивался роду, а позднее – родителям в качестве компенсации за потерю работницы. Как пережиток калым сохранился у некоторых народов Азии и Африки.
Кроме покупного брака существует хищнический брак. Различают две его разновидности:
Такой
брак возник в древности и сохранился
у некоторых народов как
Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
К
определению природы и сущности
семьи мыслители прошлого подходили
по-разному. Одна из первых попыток
определить характер брачно-семейных
отношений принадлежит
Аристотель,
критикуя проекты «Идеального
Английский философ Томас Гоббс, разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности.