Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 23:53, реферат
Цель данной работы: изучение с точки зрения социологии понятий семьи и брака. Исходя из цели, задачами данной работы являются:
- изучение понятий брак и семья как социальных институтов и их функций;
- рассмотрение социальных, психологических и экономических мотивов брачно-семейных отношений;
- характеристика перспектив развития семьи и брака.
Введение……………………………………………………………………….… 3
1.Брак и семья как социальные институты и их функции…………........…..5
2.Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений………………………………………………………………………..15
3. Перспективы развития семьи и брака………………………………...........18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы………………………..…………………
Функции семьи
и брака.
Говоря о функциях,
следует помнить, что речь идет о
социетальных результатах жизнедеятельности
миллионов семей, которые обнаруживаются
на уровне общества, имеют общезначимые
последствия и характеризуют
роль семьи как социального института
среди других институтов общества. Это
-- функции общества, как бы закрепленные
за специализированными на их выполнении
институтами, и поэтому у каждого из институтов
есть функции, определяющие уникальность,
профиль данного института, и функции,
которые сопровождают действие основных.
Нельзя делить функции семьи на главные
и второстепенные, все семейные функции
-- главные, однако необходимость указать
среди них на те особые, которые позволяют
отличить семью от других институтов,
привела к выделению специфических и неспецифических
функций семьи. Согласно А.Г. Харчеву, специфические
функции семьи вытекают из сущности семьи
и отражают ее особенности как социального
явления, тогда как неспецифические функции
-- это те, к выполнению которых семья оказалась
принужденной или приспособленной в определенных
исторических обстоятельствах.
Специфические
функции семьи, к которым относятся
рождение (репродуктивная функция), содержание
детей (экзистенциальная функция) и
воспитание детей (функция социализации),
остаются при всех изменениях общества,
хотя характер связи между семьей и обществом
может изменяться в ходе истории. Ввиду
того, что человеческое общество всегда
нуждается в воспроизводстве населения,
постольку всегда остается социальная
необходимость в семье как социальной
форме организации рождения и социализации
детей, причем такой своеобразной форме,
когда реализация этих социетальных функций
происходит при личной мотивированности
индивидов к семейному образу жизни --
без всякого внешнего принуждения и давления.
Наличие личных
потребностей в семье и детях,
личных желаний и влечений к браку
и семье -- очень важное обстоятельство,
показывающее, что существование
семьи и общества возможно только
потому, что миллионы людей испытывают
потребность в семейном образе жизни
и потребность в детях, и лишь благодаря
этому происходит воспроизводство населения.
Будущее семьи
как эволюционно возникшего института,
снимающего противоречие между личной
потребностью супругов в детях и
обезличенной потребностью социума в
работниках (именно тут корни рассогласования,
несовпадения, корни депопуляции), зависит
от способности социальной системы сохранить
семью вместе с личностной вовлеченностью
супругов в реализацию ее специфических
функций.
Неспецифические
функции семьи, связанные с накоплением
и передачей собственности, статуса, организацией
производства и потребления, домохозяйства,
отдыха и досуга, с заботой о здоровье
и благополучии членов семьи, с созданием
микроклимата, способствующего снятию
напряжений и самосохранению “Я” каждого
и др., -- все эти функции отражают исторический
характер связи между семьей и обществом,
раскрывают исторически преходящую картину
того, как именно происходит рождение,
содержание и воспитание детей в семье.
Поэтому семейные изменения заметнее
всего обнаруживаются при сравнении неспецифических
функций на разных исторических этапах:
в новых условиях они модифицируются,
сужаются, либо расширяются, осуществляются
полностью или частично и даже исчезают
вовсе.
К началу 20 века
социальные институты все более совмещают
с семьей и берут на себя функции образования
и воспитания (школа и детсады), защиты
и охраны (полиция, армия), функции питания,
одежды, досуга (сфера обслуживания), функции
благосостояния и передачи социального
статуса (индустриальный наемный труд).
Единого перечня
основных функций семьи не имеется,
и разные авторы предлагают тот или
иной набор функций и терминов,
их определяющих. Тем не менее исследователи
едины в том мнении, что функции
отражают исторический характер связи
между семьей и обществом, а также динамику
семейных изменений на разных исторических
этапах.
М.С. Мацковский
основные функции современной семьи
дополняет следующими: хозяйственно-бытовой,
социально-статусной, эмоциональной, сексуальной,
сферой первичного социального контроля,
сферой духовного общения. Некоторые авторы
выделяют специфические и неспецифические
функции семьи (Харчев А. Г.; Медков В. М.;
Навайтис Г.). Согласно А. Г. Харчеву, специфические
функции семьи вытекают из сущности семьи
и отражают ее особенности как социального
явления, тогда как неспецифические функции,
это те, к выполнению которых семья оказалась
принужденной или приспособленной в определенных
исторических обстоятельствах.
Основная, первая
функция семьи, как определяет А.Г.
Харчев, репродуктивная, то есть биологическое
воспроизводство населения в общественном
плане и удовлетворение потребности в
детях - в личностном плане. Наряду с этой
основной функцией семья выполняет еще
ряд таких важных социальных функций как:
воспитательная - социализация молодого
поколения, поддержание культурного воспроизводства
общества; хозяйственно-бытовая - поддержание
физического здоровья членов общества,
уход за детьми и престарелыми членами
семьи; экономическая - получение материальных
средств одних членов семьи для других,
экономическая поддержка несовершеннолетних
и нетрудоспособных членов общества; сфера
первичного социального контроля - моральная
регламентация поведения членов семьи
в различных сферах жизнедеятельности,
а также регламентация ответственности
и обязательств в отношениях между супругами,
родителями и детьми, представителями
старшего и среднего поколений; духовного
общения - развитие личностей членов семьи,
духовное взаимообогащение; социально-статусная
- предоставление определенного социального
статуса членам семьи, воспроизводство
социальной структуры; досуговая - организация
рационального досуга, взаимообогащение
интересов; эмоциональная - получение
психологической защиты, эмоциональной
поддержки, эмоциональная стабилизация
индивидов и их психологическая терапия.
Современная семья
утратила многие функции, цементировавшие
ее в прошлом: производственную, охранительную,
образовательную. Однако часть функций
являются устойчивыми к изменениям.
С.С. Фролов[ С.С.
Фролов Социология. М.: Гардарики, 2002. С.166]
рассматривает такие функции семьи как
основного социального института:
- функция сексуального
регулирования - семья главный
институт, через который общество
упорядочивает, направляет и
- репродуктивная
функция - одна из основных
задач любого общества - воспроизводство
новых поколений его членов. При
этом важно чтобы дети были
физически и психически
- функция социализации
- несмотря на большое число
институтов, участвующих в социализации
личности , центральное место в этом процессе,
безусловно, занимает семья. Это объясняется,
прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется
первичная социализация индивида, закладываются
основы его формирования как личности.
Семья для ребенка является первичной
группой, именно с нее начинается развитие
личности. Несмотря на появление позднее
других первичных групп, у личности всегда
остаются привитые в раннем детстве основные
образцы поведения. Главным способом семейной
социализации является копирование детьми
моделей поведения взрослых членов семьи.
трудности социализации возникают в том
случае, если ребенок ориентируется на
неудачные образцы поведения родителей,
которые приходят в противоречие с тем,
что ребенок видит в других семьях. При
этом часто возникает неудовлетворенность
действиями матери или отца, и ребенок
начинает искать у других личностей , в
других первичных группах приемлемые
модели поведения.
- функция эмоционального
удовлетворения - к многочисленным
потребностям человека
-статусная функция
- каждый человек, воспитанный
в семье, получает в качестве наследника
некоторые статусы, близкие к статусам
членов его семьи. это прежде всего такие
важные статусы как национальность, место
в городской или сельской культуре и др.
В классовых обществах принадлежность
семьи к определенному социальному слою
предоставляет ребенку возможности и
вознаграждения, характерные для этого
слоя, и зачастую определяют его дальнейшую
жизнь. Конечно классовый статус может
меняться благодаря усилиям человека
и благоприятным обстоятельствам, но начало
будущего нужно искать в семье этого человека.
Семья обязательно должна осуществлять
ролевую подготовку ребенка к статусам,
близким к статусам его родителей и родственников,
прививая ему соответствующие интересы,
ценности, образ жизни.
-защитная функция
- во всех обществах институт семьи
осуществляет в разной степени физическую,
экономическую и психологическую защиту
своих членов. Мы привыкли к тому, что задевая
интересы и безопасность любой личности,
мы задеваем и его семью, члены которой
защищают своего близкого или мстят за
него. В большинстве случаев вину или стыд
за человека разделяют все члены его семьи.
-экономическая
функция - ведение членами семьи
общего хозяйства, когда все
они работают, как одна команда
способствует формированию
2. Социальные, психологические
и экономические мотивы брачно-семейных
отношений
Под браком понимается
исторически обусловленная
Брачные отношения
представляют собой сложнейшую гамму
отношений между людьми: от естественно-биологических
до экономических, правовых, этических,
социально-психологических, эстетических
и т. п. Необходимость их регулирования
со стороны общества определяется тем,
что от состояния брачных отношений зависят
рост населения, воспитание подрастающего
поколения, а значит, и будущее самого
общества и государства.
В отличие от
других социальных отношений брак включает
в себя естественно-биологический
элемент - интимную связь половых
партнеров, сексуальные контакты. Кроме
этого, брачные отношения имеют
экономическую, эмоционально-психологическую,
правовую, моральную стороны.
Содержание брачных
отношений определяется степенью развитости
общества. Чем примитивней общественные
отношения, тем больше места в
семейно-брачном союзе занимают
чисто физиологические и
Мотив -- это осознанная
потребность, обогащенная представлениями
о способах ее удовлетворения и о
целях поведения, которое может
ее удовлетворить. Мотивы выполняют
функцию побуждения к деятельности
и связаны с удовлетворением
потребностей субъекта. Мотивом также
называется совокупность внешних и внутренних
условий, вызывающих активность субъекта
и определяющих ее направленность. Мотивы
-- это то, ради чего совершается деятельность.
В широком значении под мотивом понимается
любое внутреннее побуждение человека
к деятельности, поведению, мотив выступает
как форма проявления потребностей. Отношения
в семье в значительной степени определяются
тем, какими мотивами руководствовались
вступающие в брак и совпадали ли эти мотивы.
Мотивы создания семьи многообразны, например:
любовь[ И секс, эти два явления тесно связаны
между собой, но не идентичны. Можно любить
и не иметь хорошего секса, можно иметь
последний, но не любить. Но это - крайние
случаи. Чаще всего имеется и то и другое,
но в разных пропорциях. Проблема здесь
в том, что для женщин на первом месте стоит
эмоциональная сторона любви, а у мужчин
- физическая, т.е. секс. Желание иметь регулярный
секс - это преимущественно мужской мотив
вступления в брак]; психологические причины;
желание иметь детей Детей хотят и мужчины
и женщины, но у женщин этот инстинкт выражен
намного сильнее. Если для мужчины конечной
целью во взаимоотношениях полов может
быть сама женщина, то для женщины конечная
цель - ребенок, а мужчина - средство достижения
этой цели: это прежде всего возможный
отец ее будущих детей. О том, что потребность
женщины в ребенке больше, чем у мужчин,
говорит и тот факт, что женщины рожают
детей и не будучи замужем. Берут приемных
детей обычно одинокие женщины, но не мужчины.
Обычно женщины по-матерински относятся
к детям мужа от предыдущего брака, хотя
не обходится и без эксцессов.; экономические
причины; сложившиеся обстоятельства.
Обычно присутствует не один мотив, но
у каждого есть один-два ведущих.