Социология семьи и брака.

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:22, контрольная работа

Описание работы

Социология семьи и брака - специальная социологическая дисциплина, которая изучает возникновение, развитие и функционирование семьи и брака.

Содержание

1. Социология семьи и брака: сущность, объект, предмет.
2. Семья и брак в системе социальных институтов.
3. Проблемы и перспективы развития современной семьи.
4. Литература.

Работа содержит 1 файл

Социология семьи и брака.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

В примитивных обществах порядок обычно поддерживается без участия формальных законов, полицейских органов, суда. Единственный авторитет там - это авторитет семьи: выбранные члены семьи являются авторитетом по отношению к другим членам семьи. С увеличением размеров племен возрастает сложность культуры, появляется необходимость в формальной политической организации. Главы семей начинают объединяться в племенные советы, племена - в конфедерации, что в конце концов приводит к появлению и развитию бюрократии. Таким образом, как в примитивных, так и в современных обществах только наличие политической организации может способствовать мобилизации неорганизованной толпы в сообщество людей, совершающих совместные скоординированные политические или военные действия. По сходному сценарию начинают развиваться религиозные и образовательные институты, когда в силу профессионального разделения труда появляются узаконенные роли священников и учителей. Такая практика также отходит от семейных традиций, согласно которым люди занимаются этим от случая к случаю. Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

Итак, брак - институт, регулирующий отношения только супругов, а семья - институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы и перспективы развития современной семьи.

 

Социальные противоречия в жизни семьи нередко коренятся и в существующих патриархальных традициях, старом укладе. Скажем, экономическая зависимость женщины в условиях несвободы самого брака, преобладания в нем экономических соображении над психологическим, нравственным, эстетическим и просто сексуальным выбором неизбежно влечет за собой снижение стандарта требований к этим сторонам семейной жизни и соответствующих ожиданий. Вместе с тем укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщин превращает брачный выбор в непосредственное дело лиц, готовящихся вступить в брак, и значительно повышает уровень требований к брачному союзу как «союзу сердец», а не имуществ. Соответственно, связанные с браком ожидания все больше конституируются как ожидания счастливого супружества. Все это увеличивает «удельный вес», с одной стороны, психологической гармонии, с другой - психологических конфликтов в брачно-семейных отношениях. И чем утонченнее будет становиться человек как личность, чем восприимчивее будут его чувства, тем большую опасность будут представлять эти психологические конфликты для прочности и целостности семьи.

Исследования мотивов вступления в брак показали, что, для вступающих в него, любовь, как правило, является главным фактором выбора будущего супруга. Однако значительная часть браков, в которых главным мотивом является любовь, оценивается опрошенными как неудачные. Следовательно, приходится констатировать отсутствие жесткой взаимосвязи между мотивом брака и прочностью брачного союза. Одна из причин этого - сложность самого феномена любви, т.е. такие ее характеристики, как постоянство, глубина, прочность, непосредственно зависят, во-первых, от господствующих в обществе нравственных и эстетических ценностей, во-вторых, от интерпретации указанных ценностей на индивидуальном уровне.

Другая причина отсутствия однозначной зависимости между любовью и прочностью супружества состоит в том, что, повышая ожидания, связанные с браком, а вместе с ними и требования к партнеру, любовь, тем самым, увеличивает опасность разочарования и в том, и в другом, следовательно, нередко создает психологические конфликты, способные вызвать и негативное отношение к данному конкретному браку по любви и даже развод.

Наиболее уязвимой семья оказывается в первые годы своего существования из-за слабости системы подготовки молодежи к браку и психологической помощи (да и не только ее) молодой семье. Статистические факты свидетельствуют о большой важности и сложности начального этапа семейной жизни. Именно в первые годы брака формируется модель будущих семейных отношений: происходит формирование социальной организации семьи (распределение авторитета, власти, обязанностей), налаживаются духовные связи между супругами, родителями и детьми, происходит сложный процесс взаимно и адаптации супругов, их родителей и родственников, интеграции семьи как психологической группы, определяются характер основных конфликтов и способы их преодоления. В то же время молодые супруги нередко излишне поспешно прибегают к разводу как способу разрешения любых конфликтов, в том числе и вполне преодолимых. Подобное «легкое» отношение к распаду семьи складывается в значительной степени благодаря тому, что развод уже стал обыденным явлением. Последнее, кроме того, стимулирует случайные, морально не мотивированные браки, когда, уже в момент заключения брачного союза, существует четкая установка на развод, в случае, если хотя бы одна из сторон будет не удовлетворена совместной жизнью. Ясно, что подобные установки резко снижают уровень удовлетворенности браком, стимулируя его распад.

Фиксируемая многими исследователями морально-психологическая неподготовленность молодежи к браку не только дезориентирует ее поведение на первом, самом ответственном этапе супружеской жизни, когда особенно остро проявляются противоречия между связанными с ней ожиданиями и реальностью, но и стимулирует нравственно не мотивированные внебрачные половые связи, поскольку последние во мнениях и установках многих молодых людей отождествляются почти исключительно с сексуальным удовольствием и, как правило, не обусловлены духовной близостью и моральной ответственностью. Эта «либерализация» норм сексуального поведения, темпы которой значительно опережают темпы роста эффективности нравственно-эстетического воспитания молодежи, порождает целый комплекс проблем: завышенные притязания в сексуальной сфере, рассогласованность стереотипов мужественности и женственности, ложные представления о возможностях и потребностях друг друга, ориентация на совмещение супружества с внебрачными сексуальными контактами.

Изучение этой проблемы выявило возрастание доли внебрачных рождения, особенно в самой молодой (15 - 20 лет) и самой старшей (40 - 45 лет) возрастных группах женщин. И если рождение ребенка одинокой сорокалетней женщиной - обычно осознанный шаг, обусловленный естественным желанием стать матерью, то женщины младших возрастов оказываются в подобной ситуации, как правило, в силу случайных обстоятельств, вопреки своим жизненным планам и намерениям. Добрачная сексуальность, несомненно, связана с такими позитивными тенденциями, как рост экономической самостоятельности женщин, возрастание ценности личностных мотивов, прежде всего любви, в отношениях между полами. Но столь же бесспорна и ее связь с факторами другого рода: бесконтрольностью и - как следствие - алкоголизацией межличностного общения подростков и молодежи; неразвитостью у значительной части молодого поколения потребностей в глубоких эмоциональных переживаниях, в любви как духовном, идеальном чувстве, а подчас и неспособностью к таким переживаниям; неинформированностью (или слабой, приблизительной осведомленностью) молодежи о негативных, зачастую непоправимых последствиях морально не мотивированной половой жизни. И как следствие этого - рост такого явления социальной жизни, как проституция.

По мере роста числа разводов вероятность, что они могут быть компенсированы повторными браками, становится все меньшей. Особенно низок показатель повторных браков для женщин с детьми: лишь 10 - 15 % из них вновь выходят замуж. В результате ухудшается брачная структура населения, увеличивается количество неполных семей и не состоящих в браке лиц. Эти и подобные им данные свидетельствуют о серьезных трудностях, с которыми ныне сталкиваются многие люди при вступлении в брак и налаживании семейной жизни.

Социологические исследования показали, что эффективность семейного воспитания зависит главным образом от таких характеристик семьи, как ее состав (полная - неполная), нравственно-психологический климат, социальная ориентация, личный пример родителей, их общая и педагогическая культура, время и характер общения с детьми.

Главная в современном обществе воспроизводственная функция семьи - если под воспроизводством населения понимать его не только количественную, но и качественную сторону - связана с целым комплексом экономических и духовно-идеологических факторов. Эффективно стимулировать эту функцию семьи можно, лишь воздействуя на все факторы, среди которых в современных условиях наиболее существенное значение имеет всесторонняя помощь молодым семьям, материальное и моральное стимулирование рождаемости и более всего - рождение второго и третьего ребенка. По мере решения проблем, от которых непосредственно зависит воспитательный потенциал семьи, эффективность ее влияния на формирующуюся личность будет все в большей степени определяться развитием общественного бытового обслуживания и службы семьи, научной разработкой методов определения степени совместимости лиц, вступающих в брак, прогнозирования физического и психического здоровья будущих детей.

Укрепление семьи - одна из важнейших целей социальной политики страны. Прочность семьи - не всегда показатель ее прогрессивности и социальной дееспособности. Если в качестве показателя прочности семьи взять, например, одно только количественное соотношение браков и разводов за определенный период времени, как это подчас делается, то самый легкий путь к ее укреплению - затруднить или вообще запретить расторжение брака. В этом случае статистика сразу обретает «благополучный» вид, что же касается воспитания детей, других функций семьи, то они от этого вряд ли выиграют. Более того, законсервированные внутрисемейные конфликты, безысходность ситуации будут сказываться на жизнедеятельности супругов подчас даже более тяжело, чем открытый разрыв. Не всегда оправдываются в случае ужесточения условий развода и надежды на более серьезное отношение молодежи к браку.

Нарушение структуры семьи, как показали исследования, оказывает негативное влияние на подростков не само по себе, а в сочетании с другими показателями, в частности с низким уровнем образования и квалификации родителей, а также с алкоголизмом отца (матери).

Прочной и даже педагогически активной может быть и семья, сплоченная на базе антисоциальных по своей сути интересов (например, индивидуалистических, паразитических и т.д.), и семья, которая держится силой собственнических традиций. Как видно, чисто количественный подход к обеспечению прочности брачно-семейных отношений может извратить, деформировать сам процесс их развития, принести семье, воспитанию детей не пользу, а вред. Для того чтобы обеспечить оптимальность этого процесса, надо поставить «во главу угла» не сами по себе факты стабильности или нестабильности, сохранения или распада семьи, а те обстоятельства, которые ее сплачивают или разобщают.

Психологические конфликты в семье неизбежны уже потому, что семья - объединение людей, различных по психическому складу, возрасту, характеру и ряду других признаков. Однако одни семьи оказываются способными перманентно преодолевать эти конфликты, в других они накапливаются, обостряются, ведут к разрушению брака. Прочный брак - это всегда союз людей, глубоко заинтересованных в совместной жизни. Именно эта глубокая обоюдная заинтересованность противостоит повседневным житейским конфликтам, помогает измерять их истинный масштаб, и гасить их.[3]                                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Литература:

 

1.Социология : Учеб. пособие для студ. вузов / А. Н. Елсуков, Е.М.Бабосов, А.Н.Данилов и др. ; Под общ. ред. проф.А. Н. Елсукова. - Изд. 3-е., стереотип. - Мн. : ТетраСистемс, 2001.-544с.

2.Фролов. С. С. Социология : учеб. для вузов / С. С. Фролов. - Москва, 1994.-256с.

3.Социология : курс лекций. Часть II/С. В. Лапина. - 3-е стер. изд. - Мн: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005.-195с.

 



Информация о работе Социология семьи и брака.