Социология семьи и брака

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 03:49, реферат

Описание работы

Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей так или иначе были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-4

1.Брак и семья как социальные институты и их функции………………..5-13

2.Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений………………………………………………………………….14-16

3. Перспективы развития семьи и брака………………………………….17-21

Заключение…………………………………………………………………22-24

Список литературы……………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

реферат по СОЦИОЛОГИИ.docx

— 52.94 Кб (Скачать)

Для обеспечения  качественного роста работника  и подрастающего поколения должны быть созданы соответствующие жизненные  условия и материальные средства, включающие в себя уровень образования и культуры, жилищные условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг, возможности отдыха, снятия нервного напряжения. Одним словом, возрастает потребность в качестве жизни.

Таким образом, репродуктивная функция семьи будет  направлена на сознательное ограничение  рождаемости и обеспечение высокого качества подготовки ребенка к жизни  и труду в условиях информационного  общества. Акцент будет делаться на раскрытии индивидуальных способностей личности. Семейные конфликты в информационном обществе будут происходить в  основном из-за неумения и нежелания  считаться с индивидуальными  личностными особенностями членов семьи. Неуважение к личному достоинству  каждого отдельного члена семьи -- серьезная причина для конфронтации и отчуждения.

Говоря о будущем  семьи, по мнению ряда ученых - современная российская семья находится в процессе модернизации, суть которого в переносе “центра тяжести” в системе взаимодействий “социум-семья-индивид” с общества на индивида. На первый план выходит удовлетворение индивидуально-личностных потребностей отдельных представителей семейной общности в обход решения общесемейных задач и выполнения всей совокупности семейных функций.

На протяжении всей своей истории институт семьи  служил в большей степени обществу, чем индивиду. И только в наши дни семья как малая группа становится структурой, жизненно необходимой  для отдельной личности. Иерархия соподчиненности внутри взаимосвязи  “общество-семья-индивид” приобрела  противоположный вид, и теперь это  взаимосвязь “индивид-семья-общество”. В данной перемене - корень модернизации института семьи в России. Эта  перемена проявляется, прежде всего, в  отсутствии на сегодня единого исторического  типа семьи и наличии возможности  выбора. Существует два ключевых варианта: традиционный, восточный (власть мужа, святость супружества, многодетность, непопулярность развода) и модернизационный и сверхмодернизационный - западный (супружеское партнерство, малодетность, разнообразие вариантов и типов  семейных структур). При этом быстрые, кардинальные изменения испытывает западный вариант, демонстрируя, например, новые формы брака: бигамию, групповой  брак, партнерство вне брака и  т.п.

В этом контексте  перемена проявляется в разрыве  между брачными и семейными отношениями (пробные браки, семейные группы кровнородственного типа, неполные семьи и т.д.).

Если посмотреть на процесс модернизации с точки  зрения выполнения российской семьей своих функций, то здесь очевидны существенные изменения. Реформы 90-х  гг. ХХ в. то ослабляли, то усиливали  процесс утраты российской семьей своей  экономической независимости. Семья  оказалась на грани финансовой несостоятельности  и потребности в переходе на полное (для отдельных категорий семей) или частичное (для основной их части) государственное обеспечение. Именно в таком положении (об этом мы говорили чуть раньше подробно) находятся семьи  инвалидов, пенсионеров, многодетные  семьи, семьи безработных и студентов, мигрантов и вынужденных переселенцев, неполные семьи и т.д.

На фоне неэффективности  осуществления семьей своей экономической  функции, исполнение ею всех других социальных функций становится необязательным. Среди них усиливается, пожалуй, роль лишь одной - функции эмоциональной  поддержки как психотерапевтической, релаксационной, позволяющей индивиду снять стресс, освободиться от того перенапряжения нравственных и физических сил, которое является следствием интенсификации общественного труда. Приходится констатировать, что семья, приспособившись к  ухудшившимся жизненным условиям и  перейдя на режим экономии материальных и духовных ресурсов, была вынуждена  до минимума свернуть свою структуру  и сократить немалую часть  своих функций.

К условиям кардинальных общественных перемен адаптировалась не столько семейная группа, сколько  отдельная личность, разделив свое “Я” на семейное и внесемейное  и выбрав для себя ту модель брачности  и родительства, которая для нее  удобнее в изменившихся социальных условиях.

Можно даже сказать, что в процессе социальных трансформаций  личность в определенной степени  вступила в противоречие с институтом семьи так же, впрочем, как и  институт семьи с обществом, которое  на практике игнорирует социальную сферу. Такое положение сохранится до тех  пор, пока со стороны государства  и общества не будет реально признан  приоритет интересов семьи над  иными социальными интересами, а  личность не почувствует больших  преимуществ в семейном образе жизни  по сравнению с несемейным. В современном  российском обществе институт семьи  занимает подчиненное положение, зависит  от других социальных институтов. И  более всего от института государства. Эта зависимость усложняется  в силу того, что государство, как  основной проводник социальной и  семейной политики, заняло выжидательную  позицию по отношению к семье, рассчитывая на ее самостоятельный  выход из критического положения.

В итоге, если в  недалеком прошлом семья выступала  в качестве посредника между обществом  и индивидом, то в эпоху перехода к новым социальным отношениям соотношение  сил между данными субъектами деятельности меняется. Сегодня посредническую миссию берет на себя индивид, и пока лишь его усилиями скрепляется семейная общность, сохраняется институт брачно-семейных отношений. В связи с этим актуальнейшей  задачей, в реализации которой должны быть задействованы социальные работники, становится создание обществом через  посредство государства благоприятных  условий для сохранения устойчивости модернизировавшегося института семьи  и повышения авторитета семейной общности в общественном сознании. Решению этих задач служит, в частности, формирование новых политических подходов и соответствующей законодательной  базы государственной семейной политики, которая, в основном, отвечает принципам  демократического федерального правового  социального государства, провозглашенного новой Конституцией РФ. В основу новой концепции государственной  семейной политики положены важнейшие  международно-правовые документы Организации  Объединенных Наций, Международной  организации труда, Европейской  социальной Хартии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Таким образом, семья как основанное на браке  и кровном родстве объединение  людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью, является главным институтом человеческого  общества.

Первоначальную  основу семейных отношений составляет брак, то есть исторически меняющаяся социальная форма отношений между  женщиной и мужчиной, через которую  общество упорядочивает и санкционирует  их половую жизнь и устанавливает  их супружеские и родственные  права и обязанности. Но семья, более  сложная система отношений, чем  брак, так как она может объединять не только супругов, но и их детей, а  также других родственников, поэтому  семья не просто брачная группа, а социальный институт, то есть система  связей, взаимодействий и отношений  индивидов, которые выполняют функции  воспроизводства человеческого  рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному  социальному контролю через систему  позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи, на каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии семьи  приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации: в зависимости от формы брака  выделяются моногамная (муж и жена) и полигамная (муж имеет несколько  жен) семьи. В зависимости от структуры  родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный  тип семьи.

Одним из видов  социальных ролей человека в обществе является семейная роль, эти роли определяются местом и функциями индивида в  семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные  и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа.

К функциям семьи  как основного социального института  относятся: функция сексуального регулирования, репродуктивная функция, функция социализации, функция эмоционального удовлетворения, статусная функция, защитная функция, экономическая функция.

Брачные отношения  выступают как сложнейшая гамма  отношений между людьми: от естественно-биологических  до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т. п. Их нужно регулировать со стороны  общества ввиду того, что от состояния  брачных отношений зависят рост населения, воспитание подрастающего поколения, тоесть будущее самого общества и государства.

Содержание брачных  отношений определяется степенью развитости общества. В примитивных общественных отношениях, больше места в семейно-брачном  союзе занимают чисто физиологические  и хозяйственно-экономические моменты. В более развитом обществе, большую  роль в брачных отношениях играют социально-психологические, этические, эстетические и сексуальные моменты. Об этом говорят мотивы вступления молодых людей в брак. Мотивами брачно-семейных отношений являются: социальные мотивы, психологические  и экономические мотивы.

Современная семья  переживает кризис, приведший к падению  рождаемости, нестабильности семьи, росту  количества разводов, росту количества бездетных семей, отказ от рождения единственного ребенка. Причины  кризисного положения семей экономические  и социальные. При прогнозировании  семейно-брачных отношений следует  иметь в виду, что семья оказалась  под прицелом не одной, а сразу  нескольких глобальных тенденций, затронувших  и наше общество (переход к рынку, демократизация общества, информатизация общества, возрастание личностного  потенциала, возрастающая роль женщин в общественной жизни). В современных  условиях значительно изменяются социальные функции семьи. Например, большим  преобразованиям подвергается экономическая  функция семьи. Семья ищет внутренние резервы выживания, по-своему осваивая новые, ры-ночные виды деятельности. Развитие современной семьи во многом связано  с возрастанием роли и значения личностного  потенциала в семейных отношениях. Складывается новое отношение к  каждому члену семьи как персоне.

Репродуктивная  функция семьи подвергнется серьезным  изменениям, она будет направлена на сознательное ограничение рождаемости  и обеспечение высокого качества подготовки ребенка к жизни и  труду в условиях информационного  общества, потребность в качестве жизни. Упор будет делаться на раскрытии  индивидуальных способностей личности.

В условиях модернизации института семьи в России имеется  два варианта, либо: традиционный, восточный (власть мужа, святость супружества, многодетность, непопулярность развода), либо модернизационный и сверхмодернизационный - западный (супружеское партнерство, малодетность, разнообразие вариантов и типов  семейных структур). При этом быстрые, кардинальные изменения испытывает западный вариант, демонстрируя, например, новые формы брака: бигамию, групповой  брак, партнерство вне брака и  т.п. В этом контексте перемена проявляется  в разрыве между брачными и  семейными отношениями (пробные  браки, семейные группы кровнородственного типа, неполные семьи и т.д.).

Необходимо создание обществом через государство  благоприятных условий для сохранения устойчивости модернизировавшегося института  семьи и росту авторитета семейной общности в общественном сознании. Для решения этих задач необходимо формирование новых политических подходов и определенной законодательной  базы государственной семейной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы. 

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: МГУ, 1996. - 304 с.

2. Антонов А.И. Микросоциология семьи. - М.: Nota Bene, 1998. – 368 с.

3. Комаров М.С.  Введение в социологию. -  М.: Наука, 1994. – 153 с.

4. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 479 с.

5. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы методологии, теории и методики. - М.: 1989. – 273 с.

6. Основы социологии. / Курс лекций под ред. А.Г. Эфендиева/ - М.: Знание, 1993. – 388 с.

7. Фролов С.С. Социология. - М.: Гардарики, 2002. – 256 с.

8. Харчев А. Г. Социология семьи. - М.:ЦСП, 2003. – 342 с. 
 

Информация о работе Социология семьи и брака