Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 21:01, контрольная работа
Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является частью социологии и в то же время — одной из религиеведческих наук, таких как история религии или психология религии. В силу специфики своего предмета она лежит в той пограничной области, где соприкасаются эмпирическая наука, философия и теология. Таким образом, чтобы представить социологию религии как научную дисциплину, необходимо рассмотреть ее в контексте социологического знания и в контексте других наук о религии, а в более широком плане — определить соотношение социологии и теологии. …
Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Религия как объект социологии ………………………………………………... 4
2. Методы социологии религии …………………………………………………… 6
3. Возникновение и развитие социологии религии …………………………….... 9
Заключение ………………………………………………………………………... 11
Список литературы ……………………………………………………………….. 13
Будучи
частью социологии, социология религии
использует выработанные ею понятия и
методы, без которых невозможно познание
социальной реальности как целостной
системы (группа, роль, власть, культура
и т.д.) и внутри нее – отдельных социальных
феноменов (семья, класс, экономика и т.д.)
Применение социологического инструментария
и социологических методов в изучении
религии оказалось оправданным и эффективным,
прежде всего для объяснения этой социальной
подсистемы. Однако особенность религии
как одной из социальных подсистем выразилась
в том факте, что на основе анализа религиозного
феномена оказалось возможным выявить
многие общесоциологические параметры,
определить подходы и разработать важнейшие
модели, обосновать смену парадигм социального
познания.
Заключение
Общим для всех наук о религии (включая социологию религии) является принцип опоры на эмпирические данные. Этот конституирующий научные знания о религии принцип одновременно является разделительной чертой между научным подходом к изучению религии и феноменологическим, философским и теологическим подходами. Социолог, изучая религию, имеет дело с тем, что доступно чувственному восприятию. Предметом социологического анализа является не Бог, а поведение людей, верующих в Бога, социальные причины, смысл и последствия этой веры. Социолог занимается тем, что может быть измерено, что можно наблюдать и подвергнуть проверке. Если предметом исследования является, например, отношение между религией и нравственностью, то социолог должен фактами подтвердить или опровергнуть утверждение, что люди, верующие в Бога, более нравственны, чем неверующие, т.е. не просто рассуждать о том, что предпочтительнее для поддержания нравственности в обществе, а прежде всего, показать, что есть в действительности. Он может предварительно сформулировать ту или иную точку зрения в качестве гипотезы.
Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является частью социологии и в то же время — одной из религиеведческих наук, таких как история религии или психология религии. В силу специфики своего предмета она лежит в той пограничной области, где соприкасаются эмпирическая наука, философия и теология. Таким образом, чтобы представить социологию религии как научную дисциплину, необходимо рассмотреть ее в контексте социологического знания и в контексте других наук о религии, а в более широком плане — определить соотношение социологии и теологии. Наконец, следует учитывать общественную значимость и остроту проблематики, касающейся религии, начиная уже с вопроса о том, можно ли делать религию предметом научного изучения, не является ли социологический анализ религии грубым вторжением в запретную для него область «сокровенного». В этой связи имеет существенное значение представление о том, как возникла и развивалась социология религии, как она связана с основными направлениями общественного развития последних двух столетий и каковы ее социально-культурные импликации.
Социология
религии является частью социологии,
одной из социологических дисциплин,
которые используют выработанные социологией
понятия и методы для анализа отдельных
социальных феноменов, таких, как семья,
политика, образование и т.д. Социолог
имеет дело с религией как социальным
феноменом, т.е. он изучает религию как
доступное наблюдению, эмпирическим методам
исследования социальное поведение человека
(индивидов и групп): как образуются и функционируют
религиозные группы и институты, благодаря
чему они сохраняются или перестают существовать,
каковы отношения между религиозными
группами, почему между ними возникают
конфликты, что лежит в основе ритуальных
действий и т.д.
Список литературы