Социология религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 21:01, контрольная работа

Описание работы

Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является частью социологии и в то же время — одной из религиеведческих наук, таких как история религии или психология религии. В силу специфики своего предмета она лежит в той пограничной области, где соприкасаются эмпирическая наука, философия и теология. Таким образом, чтобы представить социологию религии как научную дисциплину, необходимо рассмотреть ее в контексте социологического знания и в контексте других наук о религии, а в более широком плане — определить соотношение социологии и теологии. …

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Религия как объект социологии ………………………………………………... 4
2. Методы социологии религии …………………………………………………… 6
3. Возникновение и развитие социологии религии …………………………….... 9
Заключение ………………………………………………………………………... 11
Список литературы ……………………………………………………………….. 13

Работа содержит 1 файл

Социология религии.docx

— 29.70 Кб (Скачать)

     Будучи  частью социологии, социология религии  использует выработанные ею понятия и методы, без которых невозможно познание социальной реальности как целостной системы (группа, роль, власть, культура и т.д.) и внутри нее – отдельных социальных феноменов (семья, класс, экономика и т.д.) Применение социологического инструментария и социологических методов в изучении религии оказалось оправданным и эффективным, прежде всего для объяснения этой социальной подсистемы. Однако особенность религии как одной из социальных подсистем выразилась в том факте, что на основе анализа религиозного феномена оказалось возможным  выявить многие общесоциологические параметры, определить подходы и разработать важнейшие модели, обосновать смену парадигм социального познания. 

 

Заключение

     Общим для всех наук о религии (включая  социологию религии) является принцип  опоры на эмпирические данные. Этот конституирующий научные знания о религии принцип одновременно является разделительной чертой между научным подходом к изучению религии и феноменологическим, философским и теологическим подходами. Социолог, изучая религию, имеет дело с тем, что доступно чувственному восприятию. Предметом социологического анализа является не Бог, а поведение людей, верующих в Бога, социальные причины, смысл и последствия этой веры. Социолог занимается тем, что может быть измерено, что можно наблюдать и подвергнуть проверке. Если предметом исследования является, например, отношение между религией и нравственностью, то социолог должен фактами подтвердить или опровергнуть утверждение, что люди, верующие в Бога, более нравственны, чем неверующие, т.е. не просто рассуждать о том, что предпочтительнее для поддержания нравственности в обществе, а прежде всего, показать, что есть в действительности. Он может предварительно сформулировать ту или иную точку зрения в качестве гипотезы.

     Социология  религии лежит на стыке двух областей знания: она является частью социологии и в то же время — одной из религиеведческих наук, таких как история религии или психология религии. В силу специфики своего предмета она лежит в той пограничной области, где соприкасаются эмпирическая наука, философия и теология. Таким образом, чтобы представить социологию религии как научную дисциплину, необходимо рассмотреть ее в контексте социологического знания и в контексте других наук о религии, а в более широком плане — определить соотношение социологии и теологии. Наконец, следует учитывать общественную значимость и остроту проблематики, касающейся религии, начиная уже с вопроса о том, можно ли делать религию предметом научного изучения, не является ли социологический анализ религии грубым вторжением в запретную для него область «сокровенного». В этой связи имеет существенное значение представление о том, как возникла и развивалась социология религии, как она связана с основными направлениями общественного развития последних двух столетий и каковы ее социально-культурные импликации.

     Социология  религии является частью социологии, одной из социологических дисциплин, которые используют выработанные социологией понятия и методы для анализа отдельных социальных феноменов, таких, как семья, политика, образование и т.д. Социолог имеет дело с религией как социальным феноменом, т.е. он изучает религию как доступное наблюдению, эмпирическим методам исследования социальное поведение человека (индивидов и групп): как образуются и функционируют религиозные группы и институты, благодаря чему они сохраняются или перестают существовать, каковы отношения между религиозными группами, почему между ними возникают конфликты, что лежит в основе ритуальных действий и т.д. 

 

Список  литературы

  1. Антонов А. И. Социология семьи / А. И. Антонов. – М. : Изд-во МГУ, 2005. – 304 с.
  2. Бабосов Е. М. Прикладная социология: учеб. Пособие / Е. М. Бабосов. – Мн. : Тетра Системс, 2005.
  3. Батыгин Г. С. История социологии : учебник / Г. С. Батыгин. – М. : Новый учебник, 2006. – 368 с.
  4. Бориснев С. В. Социология коммуникации : учеб. Пособие / С.В. Бориснев. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 270 с.
  5. Волков Ю. Б. Социология. Лекции и задачи : учебник / Ю. Б. Волков. – М. : Гардарики, 2006. 316 с.
  6. Голосенко Н. Г. История русской социологии : пособие / Н.Г. Голосенко. – М. : Онега, 2004.
  7. Девятко И. A. Методы социологического исследования / И. Ф. Девятко. – Университет. – 2006. – 296 с.
  8. Филатова О.Г. Социология религии: конспект лекций / О. Г. Филатова. – Спб. , 2005. – 64 с.

     


Информация о работе Социология религии