Социология права в России: историко-содержательный аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:11, реферат

Описание работы

Видные теоретики русской социологической школы права - такие, как, например: Н.И. Кареев (1850-1931 гг.), Б.А. Кистяковский (1868-1920 гг.), М.М. Ковалевский (1851-1916 гг.), Н.М. Коркунов (1853-1904 гг.), П.И. Новгородцев (1866-1924 гг.) и др. внесли весомый вклад в развитие правовой мысли. Они пытались выработать социологическое понятие права (методологические основы; право как разграничение интересов: право как правоотношения и др.) путем обращения его к изучению жизни; раскрыть исторический генезис; исследовать законы конкретной группы социальных явлений. Эти положения нашли, например, воплощение в трудах М.М. Ковалевского "Социология", Б.А. Кистяковского "В защиту права", Н.И. Кареева "Общие основы социологии", Н.М. Коркунова "Русское государственное право" и др.

Работа содержит 1 файл

Социология права в России.docx

— 36.60 Кб (Скачать)

  Социология права  в России: историко-содержательный  аспект 

Видные теоретики  русской социологической школы  права - такие, как, например: Н.И. Кареев (1850-1931 гг.), Б.А. Кистяковский (1868-1920 гг.), М.М. Ковалевский (1851-1916 гг.), Н.М. Коркунов (1853-1904 гг.), П.И. Новгородцев (1866-1924 гг.) и др. внесли весомый вклад в развитие правовой мысли. Они пытались выработать социологическое понятие права (методологические основы; право как разграничение интересов: право как правоотношения и др.) путем обращения его к изучению жизни; раскрыть исторический генезис; исследовать законы конкретной группы социальных явлений. Эти положения нашли, например, воплощение в трудах М.М. Ковалевского "Социология", Б.А. Кистяковского "В защиту права", Н.И. Кареева "Общие основы социологии", Н.М. Коркунова "Русское государственное право" и др.

Интересные идеи в области социологии права высказал Б.А. Кистяковский, философ права и социолог либерального направления, профессор Киевского университета. В своих трудах он уделил большое внимание таким актуальным методологическим проблемам, как детерминизм социальных отношений, значение и роль правовых норм, вопросы образования категорий социологии и права. Б.А. Кистяковский предстает в своих трудах сторонником формального юридического метода в правоведении. Вместе с тем он стремился обосновать системный подход к пониманию права, которым включал бы в себя также и идеи социологической и психологической школ права.

Русский профессор  Н.М. Капустин связывал с действием  права в обществе создание благоприятных  обстоятельств для жизнедеятельности людей. Формирование таких условий он видел через достижение примирения принципов равенства и свободы. Развивая его такой взгляд, А.М. Горовцев доказывал, что право осуществляет в основном функцию соединения интересов всех представителей общества, независимо от их сословного положения. Тем самым потенциал права им связывался с защитой принципов гуманизма.

Близкую позицию  по этому вопросу занимали такие  русские ученые, как Е.В. Спекторский(1873-1951), до революции 1917 г. ректор Киевского университета, а затем профессор Русской православной академии в Нью-Йорке, а также Б.Н. Чичерин (1828-1904). Так, например, Н.В. Спекторский в книге "Христианство и культура" убедительно показал особо положительное воздействие христианства на все сферы общественной жизни, а также на развитие государства, правосудия и духовного мира личности. Он связывал правовое поведение личности с ее духовными ценностями, прежде всего, такими христианскими, как долг, справедливость, сострадание и др. Другой отечественный ученый - Б.Н. Чичерин, специалист в области философии и социологии права, активно выступал против натурализма в юриспруденции, который имел место на Западе. Суть такой позиции он и его сторонники обосновывали спецификой развития русского государства, его права, тесной их связью с христианскими положениями, особенно православием. Такая идея нашла обоснование и развитие в труде Б.Н. Чичерина "Философия права". Кроме того, в работе обращено внимание на связь правосознания с конкретными поведенческими линиями различных людей.

Вместе  с тем в ряде его положений  нельзя не заметить элементы позитивистского  подхода в области природы  прав человека, взаимоотношений между  государством и личностью. Согласно этому подходу, права человека, их объем и содержание определяется государством, которое "дарует" их человеку, осуществляя по отношению к нему патерналистические функции. "В здравой теории, - отмечал Б. Чичерин, - также, как и в практике , свобода только тогда становится правом, когда она признается законом, а установление закона принадлежит государству ".

Вместе  с тем необходимо подчеркнуть, что  другой известный русский правовед Н.М. Коркунов довольно резко критиковал позитивистскую позицию в области  прав личности. Он отмечал, что для  такого учения личность сама но себе не представляет ценности. Согласно данной теории, утверждал Н.М. Коркунов, "прочный и твердый общественный строй установится лишь тогда, когда будет подчинять себе стремление отдельных личностей с такой же безусловностью и беспощадностью, как законы природы ".

В раскрытие  данной проблемы интересны также  идеи В.Н. Вышеславцева (1879-1954) профессора философии права МГУ, после высылки из СССР проживавшего в Париже. В своих трудах (особенно в работе "Вечное в русской философии") он исследовал роль права как социального инструмента общественных отношений. Закон, согласно взглядам Б.П. Вышеславцева, не может быть высшим руководителем в жизни, так как он есть только абстрактная норма, защищающая преступления. Это - негативная норма, лишенная творческой силы. Хуже всего то, что императивный характер закона и сознательные усилия воли, считал ученый, вызывают дух сопротивления из глубин подсознательных инстинктов и стремлении в соответствии с законом обращенного усилия, открытым нансийской школой.

Между тем как, по мнению Б.П. Вышеславцева, христианство указывает другой путь: оно направляет духовные силы человека к абсолюту, к богу, к царству божию - как к полноте бытия, как к абсолютной красоте и совершенству, которое вызывает у нас любовь и увеличивает силу свободных творческих способностей. Эта сила находит правильное применение в каждом конкретном случае морального конфликта.

Оригинальные  идеи в области социологии права  высказал известный русский исследователь  В.С. Соловьев (1 853-1900). Он обратил внимание в дискуссии со славянофилами на то обстоятельство, что право необходимо для успешного функционирования общества. Это положение В.С. Соловьев противопоставил славянофильской идеи о ненужности права для некоторых благословенных Богом народов. Наряду с этим, В.С. Соловьев обратил внимание на связь права и нравственности в обществе. Роль права в человеческой жизни, по его взгляду, предстает прежде всего в свете его высшего идеального предназначения. Согласно позиции В.С. Соловьева, высшая задача права в государстве сводится к служению нравственного прогресса в обществе, необходимости помогать распространению среди людей морали.

Подобные  взгляды разделял, а затем и  развил философ и правовед П.И. Новгородцев (1866-1924). Он обратил внимание на то, что  личность и общество связаны между собой правом. При этом личность, включаясь в систему социальных отношений, имеет не только определенные притязания, но несет и конкретные обязанности. П.И. Новгородцев, раскрывая соотношение прав и обязанностей личности в обществе, подчеркнул их связь с господствующей в нем нравственностью. Именно нравственность объединяет людей в духе солидарности и единства. Вместе с тем он отстаивал положение (в фундаментальном труде "Об общественном идеале") о детерминизме права в обществе, а само право связывал с элементами равенства и свободы. Следует также отметить, что П.И. Новгородцев внимательно изучил роль этнического начала в психолого-правовой концепции известного правоведа Л. Петражицкого. Он дал всестороннюю оценку ей в критической работе "Этнический идеализм в правовой философии" (1903 г.) Наряду с этими вопросами, русский ученый обратил внимание на проблему построения правового государства. Он отметил весомый теоретический вклад в решение такой сложной социолого-правовой и философской проблемы представителей славянофильства (А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина, К.С. Аксакова и др.), а также и Ф.И. Достоевского. Вместе с тем, развивая свою собственную позицию, он обратил внимание на следующее. Основой государственного единства выступает национальная культура, а также национальные святыни, идеалы истины, добра и красоты, а не этническое или хозяйственное объединение.

Правовое государство , по мнению ученого, высшей своей целью ставит защиту человеческой свободы. Однако признан это в качестве доминирующей цели государства люди могут, только глубоко осознав отношение свободы к высшим ценностям жизни, какими являются христианские ценности. Многие идеи П.И Новгородцева плодотворно развивались такими исследователями, как И.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев, Н.Н. Алексеев, Г.М. Кагков, Г.В. Флоровский и др.

Особое  место в развитии отечественной  социологии права занимает Л.И. Петражицкий (1867-1931), известный петербургский теоретик права, депутат I Госдумы, эмигрировавший из России в Польшу в 1918 г.

Значительное  общественное признание и дискуссии  среди российских правоведов, философов  и социологов вызвал его труд (и  приложение к нему) "Права добросовестного  владельца на доходы с точки зрения догмы и политики гражданского права". Основу права и движущий источник его развития, по Петражицкому, составляет психология личности. В комплексном виде она представляет собой следующее. Основными движущими силами действия личности и различных социальных групп в обществе являются психические переживания. Они представляют собой эпицентр общественной деятельности людей. При этом одна область таких психических переживаний, а именно - познания и чувства, принадлежат к "пассивным" состояниям познающего субъекта.

Другими (по своему содержанию) выступают "активные переживания", волевые акты, направленные на пассивный субъект переживаний. Чаще же, согласно позиции Л. Петражицкого, существуют переживания с двойственным характером - эмоционально-волевые, или просто "эмоции". По его мнению, именно эмоции выступают в качестве причины, определяющей поведение человека к внешнему миру.

Особое  внимание ученый уделяет этическим  переживаниям, которые лежат в  основе моральных и правовых переживаний. Отсюда у Л. Петражицкого и специфическая, преимущественно с позиций субъективизма, трактовка правовой нормы, являющейся, по его мнению, этическим переживанием Наряду с этим, он подчеркнул, что правовая норма имеет двустороннее свойство, носит императивно-атрибутивный характер, т.е. предстают в виде единства между обязанностями и претензиями.

Значительную  роль сыграл в развитии социологии права Г.Д. Гурвич (1894-1965), русский  и французский социолог и философ; с 1920 г. эмигрант, а с 1948 г. возглавивший кафедру социологии в Сорбонне. Он выдвинул и обосновал концепцию о том, что право представляет собой попытку реализации идеи справедливости в конкретной общественной системе. Наряду с этим, он очертил содержание и специфику ряда проблем, которые, по его взглядам, должны выступать в качестве предметной области социологии права. К ним Г.Д. Гурвич относил: проблемы микросоциологии права, понимаемую в качестве различных взаимоотношений людей, в которые они вступают по поводу данного юридического факта; правовые проблемы различных социальных групп, вопросы генетической социологии права, выдвигающей закономерности и тенденции развития права и факторов, детерминирующих их развитие и упадок; проблемы типологизации правовых норм, призванных сохранять общественную жизнь как систему и ее различных сфер: экономическую, политическую, духовную, социальную. Эти и другие идеи социологии права, поднятые Г.Д. Гурвичем, повлияли на последующие поколения исследователей, занимающихся важными проблемами данной науки и смежных с ней дисциплин.

Ряд оригинальных теоретических идей, преимущественно  методологического характера, высказал по проблемам социологии права В М Хвостов (1868-1920). Известный русский социолог и правовед полагал, что в основе социальной жизни лежит плюрализм сил (онтологический дуализм) или закономерностей, оказывающих воздействие на все общественные явления. К таким закономерностям он, в частности, относил: стихийно-естественные, психические, свободно-целеполагающие, правовые. Поэтому и оценка этого дуализма, а также изучение многообразных форм конфликтов в обществе (стихийными и организованными, личными и групповыми, например) предстает как важнейшая задача социологии права. Сущностью общественной жизни, по взглядам В. М. Хвостова, является сложное духовное взаимодействие между людьми. Вместе с тем основные вопросы общественной жизни им выделялись такие, как: природа общественного идеала, учение о личности и социальных группах, развитие культуры, в том числе и правовой. Выявляя закономерности социальных процессов, исследователь обратил внимание на роль межиндивидуального духовного общения. Именно в ходе его, как считал В.М. Хвостов, осуществляется творчество культурных ценностей - логических, моральных, эстетических и правовых, проявляющихся в бытии.

Отечественные исследователи в области социологии права пристальное внимание уделяли  роли государственной власти. При  этом такие ученые, как, например: Ильин  И.А., Соловьев В.С., Бердяев Н.А. подчеркивали как внутренние, так и внешние  функции государства, вскрывая их правовой и нравственный аспекты. Замечательный  русский ученый Ильин И.А ., подчеркивая насущную потребность концепции сильного государства в развитии всех сторон жизни российского общества, видел одновременно и реальные сложности реализации такой проблемы. Их он связывал с конкретно-историческими условиями развития России: ее культурой, психологией людей, уровнем развития правосознания в стране, традициями и обычаями. Ильин И.А. обращает внимание на следующее: "Однако идея "сильной власти" совсем не так проста и глубоко продумана. Она окружена соблазнами. Она может неверно истолковываться, противоправно строиться и дурно применяться в жизни. Здесь необходима, - подчеркивает он, - большая предусмотрительность и ясность в определениях".

Другой  отечественный ученый Соловьев В.С. также исследовал положения о  важной созидательной роли государства  в развития общества, его движению к прогрессу, а также - интернационализации  народов планеты. "Без государства, - отмечает известный философ, - невозможен был бы (культурный прогресс человечества, основанный на сложном сотрудничестве кооперации) многих сил".

Вместе  с тем, рассматривая роль государства  в регулировании сложных общественных процессов и явлений, передовые  отечественные мыслители не фетишизировали его. Напротив, они обращали внимание на определенную ограниченность государственной  власти, особенно в области поведения  человека, его духовных мотивах и  интересах. "Принципиально говоря, государственная власть , - отмечал Ильин И.А.,- имеет вполне определенное и ограниченное призвание. Она совсем не "все может" и совсем не призвана "всем распоряжаться".

Характерно  при этом, что идеи российских ученых прошлого обращали внимание на социальную значимость всех ветвей государственной  власти, связывая ее с благом общества. Так, Соловьев В.С. подчеркивал: "Ясно, что эти три различные ветви  власти - законодательная, судебная и  исполнительная при всей необходимой  раздельности (дифференциации) не могут быть разобщены.., так как имеют одну и ту же цель : правомерное служение общему благу".

Информация о работе Социология права в России: историко-содержательный аспект