Социология политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Российское государство в начале 90-х вступило в сложный переходный период от плановой экономики к рыночной, от авторитарного государства к демократическому, от идеализированного сознания к плюрализму. Поскольку этот переход осуществлялся в сложных условиях распада СССР и сопровождался ошибками в выборе способов реформирования, страна оказалась в глубоком и продолжительном системном кризисе, охватившем почти все сферы государственного организма на протяжении последнего десятилетия XX ?века.

Содержание

Введение

Глава I. Социальная сфера национальной экономики и ее составляющие

Глава II. Социальная политика государства: ее цели, задачи, содержание и основные направления

Глава III. Модели социальной политики и их основные характеристики

Глава IV. Практическое задание

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

социология и обществознание.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

Социальная политика государства -- система скоординированных мер органов государственной власти, направленных на достижение целей в области социального развития: рост доходов и потребления населения, повышение качества разных сторон жизнедеятельности, социальную защиту граждан страны.

Социальная политика затрагивает, таким образом, сферы  труда, потребления, быта, образования, культуры и искусства, отдыха и охраны здоровья, социального обеспечения, социальной поддержки и социальной защищенности населения. Она призвана ликвидировать или смягчать негативные социальные последствия рыночного хозяйствования в стране (безработицу, резкую социальную дифференциацию и имущественное расслоение граждан и т.д.), противодействовать явлениям социальной дезорганизации общества (наркомании, преступности, бродяжничеству, беспризорности, проституции и др.).

В условиях переходного  периода, когда происходит становление  нового общественно-политического  устройства в стране, социальная политика государства имеет несколько  уровней своей разработки и реализации:

а) межгосударственный уровень взаимодействия социально экономических, политических и прочих служб, предусмотренных соответствующими договорами и соглашениями сторон (стран), для решения вопросов миграции, пенсионного и социального обеспечения, развития международных спортивных, культурных связей, расширения международного туризма и т.п.;

б) федеральный (РФ) уровень;

в) региональный (субъектов  РФ) и внутрирегиональный уровни;

г) уровень действующих  отраслей и организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных действующим в стране гражданским законодательством (акционерные общества, ассоциации, союзы, фонды, товарищества всех видов и др.);

д) уровень общественных организаций и объединений граждан (профсоюзы, общества ветеранов, общества потребителей и др.);

е) личностный и семейный уровни.

Социальная политика государства на этих уровнях реализуется  в различных формах и различными методами в зависимости от конкретных целей, задач и условий. Принято  выделять коллективные (массовые) и  индивидуальные (личностные) формы проведения в жизнь социальной политики.

При коллективных (массовых) формах все субъекты социальной политики получают соответствующие гарантированные  государством выплаты: пенсии, стипендии, социальные пособия, заработную плату  и т.д.

При индивидуальной форме государственные меры могут касаться конкретных граждан или их категорий. Например, льготы матерям-одиночкам, пособия инвалидам, жертвам стихийных бедствий, беженцам и т.д.

Методы современной  социальной политики государства делятся  на четыре группы. [2, с.384]

1. Экономические.

2. Административно-распорядительные.

3. Правовые или  законодательные.

4. Идеологические.

Экономические методы включают цены, тарифы, налоги, экономические  льготы, пенсии, пособия, стипендии, заработную плату, доходы, социальные выплаты всех видов и т. д.

Административно-распорядительные методы -- это меры разрешительного  и запретительного характера. Например, установление квот и выдача лицензий на какую-то деятельность в области  социального обслуживания населения, в среде конкретных субъектов рыночного хозяйствования, запреты на продажу спиртного вблизи школ и других учебных заведений.

Правовые или законодательные  методы связаны с регулированием различных сторон деятельности подразделений  потребительского комплекса национальной экономики на основе действующего пакета законодательных и нормативных актов. Например, правила регистрации юридических и физических лиц, действующих в области различных форм социального обслуживания населения, законы о государственных пенсиях, о труде, занятости и т. п.

Идеологические методы -- это методы, направленные на формирование нравственно-этических понятий и  норм общества, использующие такие  категории, как «добро» и «зло», «нравственное» и «безнравственное», «хорошее» и «плохое».

В настоящее время, в условиях переходного периода, социальная политика государства строится на основе важнейших принципов:

-- социальной справедливости;

-- равенства возможностей  каждого в получении необходимых  ему социальных благ и услуг;

-- гарантии предоставления со стороны государства основных материальных благ и услуг в размере минимально допустимого социального «стандарта», например, минимальной пенсии, зарплаты, минимального потребительского бюджета и т.д.

Соответствующие органы и службы исполнительной власти всех уровней занимаются разработкой и выполнением целевых социальных программ. Сегодня наиболее известны и значимы в РФ следующие программы: [2, с.384]

1. «Продовольствие».

2. «Жилище».

3. «Совершенствование  оказания скорой и неотложной  медицинской помощи населению».

4. «Безопасное материнство».

5. «Дети России».

6. «Развитие медицинской  промышленности и улучшение обеспечения  лекарственными средствами и  медицинской техникой».

7. «Социальная поддержка  инвалидов».

8.«Развитие государственной  санитарно-эпидемиологической службы».

9. «Взаимопрофилактика».

10. «АнтиСПИД».

11. «Развитие образования».

12. «Сохранение и  развитие культуры и искусства».

13. «Развитие экономики  малочисленных народов Севера».

14. «Развитие особо  охраняемого эколого-курортного  региона РФ -- Кавказских Минеральных Вод».

15. «Улучшение ритуального  обслуживания населения».

Эта группа федеральных  программ различной социальной направленности дополняется более конкретными  подпрограммами, имеющими отраслевой и региональный (субъектов РФ) разрезы.

Глава III. Модели социальной политики и их основные характеристики

История нынешнего  столетия продемонстрировала, что механизмы  реализации идей социального государства  могут быть принципиально различными. За послевоенные годы в развитых странах  мира с рыночной экономикой сложились различные модели социальных государств и, соответственно, различные механизмы реализации социальной политики. Среди них можно выделить три основных модели: либеральную, корпоративную и общественную. [6, с.38]

В основе либеральной модели социального государства лежит индивидуальный принцип, который предполагает личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. В данном случае роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована. Ее основными субъектами являются личность и различные негосударственные организации - социально- страховые фонды и ассоциации. Финансовую основу социальных программ составляют в первую очередь частные сбережения и частное страхование. Поэтому здесь действует принцип эквивалентности, возмездности, а не солидарности. При либеральной модели социальной политики государство берет на себя ответственность за сохранение лишь минимальных доходов граждан и за благополучие наименее обездоленных слоев населения. Но с другой стороны, оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов получения и повышения гражданами своих доходов.

Вторая модель социального  государства - корпоративная. В ее основе лежит корпоративный принцип, который  предполагает, что максимум ответственности  за судьбу своих работников несет  корпорация (предприятие, учреждение). Создавая систему пожизненного найма, предприятие стимулирует работников к внесению максимального трудового вклада, за что предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования. В данном случае и государство, и негосударственные организации, и личность также несут долю ответственности за социальное благополучие в обществе, но все же большую роль здесь играют предприятия, которые имеют собственную разветвленную социальную инфраструктуру, собственные социально-страховые фонды. Финансовой основой данной модели социального государства являются в первую очередь страховые взносы корпораций. При корпоративной модели большую роль в осуществлении социальной политики играют организации-работодатели, для которых последняя в свою очередь является существенным элементом системы управления трудовыми ресурсами.

И последняя модель социального государства - общественная, в основе которой лежит принцип  солидарности. Он означает ответственность  всего общества за судьбу своих членов. Это перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство. Именно оно в данном случае берет на себя большую часть ответственности за социальное благополучие своих граждан. Финансовыми механизмами перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды, средства которых идут на обеспечение широкого спектра государственных социальных гарантий, выступающих для населения в большей части в бесплатной (безвозмездной) форме.

Как можно видеть, способы осуществления идей социального  государства, механизмы реализации социальной политики могут быть различными. Степень социальности государства не всегда зависит от непосредственных размеров финансового участия государства в реализации социальной политики. В значительно большей степени факторами, определяющими степень социальности государства являются первостепенность социальных ценностей в официальной идеологии государства, присутствие сильных демократических политических институтов, наличие административных условий и правового пространства для свободного функционирования различных субъектов хозяйствования и их экономическая эффективность. Ни одна из моделей социального государства не является идеальной, каждая из них имеет свои плюсы и минусы, однако в целом предел возможностей социального государства определяется достаточно далеко в связи с его внутренней вариативностью, внешней открытостью и динамичностью.

Глава IV. Практическое задание

Таблица 1. Динамика основных социально-экономических  индикаторов уровня жизни населения

 
Показатели Годы  
  1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004  
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % от общей численности населения 24,8 22,0 20,8 23,4 28,4 29,0 27,5 24,6 20,3 17,8  
Соотношение с величиной прожиточного минимума среднедушевых денежных доходов, процентов 195 208 229 205 183 189 204 218 245 267  
Соотношение с величиной прожиточного минимума среднего размера назначенных месячных пенсий, процентов 101 116 113 115 70 76 90 100 102 106  
Коэффициент дифференциации доходов, в разах 13,5 13,3 13,6 13,8 14,1 13,9 13,9 14,0 14,5 15,0  
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) 0,387 0,387 0,390 0,394 0,400 0,395 0,397 0,397 0,402 0,407  
                       

Анализ денежных доходов  свидетельствует о том, что:

1) численность населения  с денежными доходами ниже  прожиточного минимума сократилась;

2) среднедушевой доход  населения вырос;

3) размер месячных  пенсий по отношению к прожиточному  минимуму вырос, но незначительно;

4) по коэффициенту  дифференциации и индексу концентрации  доходов можно сделать вывод,  что уровень концентрации доходов снизился - произошло перераспределение доходов.

По данным таблицы  я сделала вывод, что государство  ведет политику выравнивания доходов, повышая тем самым уровень  жизни населения.

Заключение

Рассмотренные в данной работе проблемы в социальной политике государства требуют незамедлительного решения. Именно из-за социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить об уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то, какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны.

Поэтому эффективная  социальная политика государства является одной из первоочередных задач перехода к рыночным отношениям и выхода Российской экономики из кризиса. От концепции политики доходов, принятой государством, зависят реальные доходы предпринимателей, наёмных работников, учителей, деятелей культуры и здравоохранения.

Проводимая ныне социальная политика характеризуется спонтанностью и зачастую бессистемностью. Ее суть сводится к попыткам нейтрализации уже возникшей социальной напряженности. Принимаемые правительством решения по защите населения отстают от рыночных недугов. Между тем уровень жизни населения является важнейшим показателем правильности экономического курса. Падение благосостояния населения недопустимо не только по гуманным соображениям, но и по экономическим, так как подрывает стимулы к эффективной деятельности. Поэтому социальные гарантии со стороны государства являются важнейшими факторами успешного перехода России к рыночным отношениям.

Список  литературы

1. Градов А.П. Национальная  экономика: 2-е изд. Санкт-Петербург:  Питер, 2005.

Информация о работе Социология политики государства