Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 21:10, курсовая работа
Организация – это объединение её ресурсов: людей и других материально-вещественных элементов, которые определенным образом расположены в её пространстве и взаимодействуют между собой.
Можно рассмотреть слово организация и в другом смысле:
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 3
2. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ 5
3. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ 6
3. 1. Факторы внешней среды 7
4. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11
Социология организации
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 3
2. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ 5
3. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ 6
3. 1. Факторы внешней среды 7
4. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 11
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Организация – это объединение её ресурсов: людей и других материально-вещественных элементов, которые определенным образом расположены в её пространстве и взаимодействуют между собой.
Можно рассмотреть слово организация и в другом смысле:
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Существуют также неформальные организации - группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением очень маленьких.
В организации происходят различные процессы, среди которых особое значение принадлежит организационному.
Организационный процесс имеет два основных аспекта. Один из них отражает деление организации на её структурные компоненты – подразделения, участки и т.д. – соответственно целям и стратегиям. Структура должна создавать возможность членам организации эффективно работать совместно для достижения её целей. Второй аспект связан с взаимоотношениями её членов, их взаимодействием с ресурсами для достижения её целей. Организаторская работа менеджера реализуется в процессе «организовывания» деятельности её членов.
Организационный процесс (процесс организовывания) – это процесс реализации функции действительности её членов, проявляющийся в установлении надлежащего уровня использования всех ресурсов организации для достижения её целей, механизм превращения планов в действия.
Сам процесс «организовывания» включает следующие последовательно осуществляемые этапы:
1) анализ целей и планов по их достижению;
2) установление главных целей (задач);
3) распределение
главных целей (задач) на
4) распределение ресурсов и направлений их использования по подцелям (заданиям);
5) оценка результатов реализованных мероприятий.
Конечный результат процесса «организовывания» - установление эффективного взаимодействия между всеми видами ресурсов организации.
Основу данного
процесса составляет взаимодействие между
субьектами управленческой деятельности
(физическое или юридическое лицо, а также
другая система, от которых исходит управляющее
(властное управление)), и между их объединениями
в структурные подразделения организации.
Такое взаимодействие разделяется на
административное, информационное и техническое.
В процессе административного взаимодействия
вышестоящие уровни иерархии управления
передают нижестоящим уровням управленческие
полномочия и ответственность, распоряжения,
инструкции, рекомендации, осуществляют
за ними контроль и т.д. Технические взаимодействие
между субъектами управленческой деятельности
осуществляется в процессе их участия
в практической деятельности – подготовке,
принятии и реализации решений, совещаниях
и т.д. И техническое и административное
взаимодействие между субъектами управления
в организации реализуется посредствам
их информационного взаимодействия, где
они обмениваются информацией для принятия
решений, как официальной (закрепленной
периодически), так и неофициальной (не
обладающей официальным статусом).
2. СТРУКТУРА
ОРГАНИЗАЦИИ
Структура организации – это тоже один из её ресурсов, способных оказывать влияние на результаты работы.
Имеется два типа организационных структур – формальные и неформальные.
Формальная структура – это структура организации, установленная системой менеджмента. Например, это объединение людей в группы, отделы, цехи, установление между ними рабочих связей и формальных линий связей и общения.
Неформальная
структура – это структура, которая
возникает в организации
Формальные и
неформальные структуры сосуществуют
в любой организации, как правило,
не являются похожими. Потому что формальные
создаются искусственно, а неформальные
представляют собой естественные объединения
членов организации, создаваемые ими по
интересам, не всегда совпадающими с целями
формальной организации.
3. ВНЕШНЯЯ СРЕДА
ОРГАНИЗАЦИИ
Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.
Задача стратегического
управления состоит в
Итак , для того,
чтобы определить стратегию поведения
организации и провести эту стратегию
в жизнь, руководство должно иметь
углублённое представление как
о внутренней среде организации,
её потенциале и тенденции развития, так
и о внешней среде, тенденциях её развития
и месте, занимаемом в ней организацией.
При этом и внутренняя среда и внешнее
окружение изучаются стратегическим управлением
в первую очередь для того, чтобы вскрывать
те угрозы и возможности, которые организация
должна учитывать при их достижении.
3. 1. Факторы внешней среды
При рассмотрении внешнего окружения на организацию важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с её факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределённости описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия.
Классификация факторов внешней среды вследствие их многообразия довольно различна и в её основу могут быть положены различные принципы.
При анализе внешних факторов обычно выделяют два их типа: факторы прямого воздействия, иногда называемые – ближайшее окружение, и факторы косвенного воздействия, иногда называемые – общее окружение.
К факторам прямого воздействия относят те, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации.
Одно из главных
влияний на организацию оказывает
форма собственности и
Каждая организация имеет конкретный правовой статус, что и определяет, как она может вести дела, какие имеет права и какие обязанности несет перед государством, а также перед органами местного управления. Организации обязаны соблюдать не только федеральные и местные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а так же вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона. Каждый вид деятельности регулируется определёнными органами.
С точки зрения системного подхода организация – это механизм преобразования входов и выходов. Основные разновидности входов – это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на организацию и успешность деятельности организации. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опаснее усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность.
В некоторых случаях все организации определённого региона ведут дела с одним или практически с одним поставщиком. Поэтому все они попадают в равную зависимость от действий поставщика. Можно привести такой пример – обеспечение энергией. Все организации получают энергию по ценам, установленным государством, и редко могут найти альтернативного поставщика, даже если организация считает, что текущее энергосбережение неадекватно или слишком дорого обходится. Такие изменения, как повышение цен поставщиком содействует на организацию в той мере, в какой она расходует энергию.
Анализ потребителей, как компоненты непосредственного окружения организации, в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объём продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое. Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации почти всё, относящееся к результатам её деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействие организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Воздействие потребителей на внутренние переменные структуры зачастую оказывается значительным.
Конкуренты – это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия чётко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а именно конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.
Вместе с тем,
необходимо отметить, что конкуренция
иногда толкает фирмы и на создание
между ними соглашений различных
типов от раздела рынка до кооперации
между конкурентами.
4. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Управление организацией не может быть просто сведено к реализации только его общих функций. Оно представляет собой сложную систему, состоящую не только из организационной структуры, но и процесса, целей, методов.
Любая организация представляет собой систему, состоящую из множества элементов, находящихся в состоянии подвижного равновесия и постоянного взаимодействия между собой. Эти элементы различным образом комбинируются и образуют более укрупненные формирования – компоненты. В любой организации как единой управляемой системе выделяются два таких компонента – подсистема (система, субъект) управления и управляемая система (объект, система).
В настоящее
время в составе системы
1. структура управления;
2. техника управления.
3. функции управления.
4. методология управления
При этом, систему управления можно рассматривать как с позиции статики, т.е. как некий механизм (механизм управления), так и с позиции динамики, как управленческую деятельность.
Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:
- функциональную
и организационную структуру,
схему организационных
- компьютерную
и оргтехнику, мебель, каналы передачи
информации (сети связи).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кнорринг В.И. Искусство управления: Учебник. М., Изд-во «БЕК», 2005.
2. Кузнецов Ю.В. «Проблемы теории и практики менеджмента»,С-Пб, Изд-во Санкт-Петербургского Университета, 1994 г.
3. Мейсон М., Альберт М., Хедоури. Основы менеджмента, М., Изд-во «Дело», 2007.
4. Соляник Г.П.,
Феклистов И.Ф. «Основы
5. Управление организацией./ Под ред. проф. А.Г. Поршнева, Изд-во «Инфра – М», М., 2008.
6. Фролов С. А. Социология: Учебник для студентов. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2006.