Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 06:05, реферат
Когда мы говорим о социологии как науке, изучающей общество и поведение людей, то редко задумываемся о ее собственной природе. Между тем с этим вопросом дело обстоит не очень просто. Социология, в отличии от многих других, если не всех естественных и гуманитарных наук, обладает двойственной природой.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Этапы жизни и творчества…………………………………………………..5
2. Позитивизм как обоснование науки………………………………………..13
3. Социология как наука………………………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..33
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Когда мы говорим о социологии как науке, изучающей общество и поведение людей, то редко задумываемся о ее собственной природе. Между тем с этим вопросом дело обстоит не очень просто. Социология, в отличии от многих других, если не всех естественных и гуманитарных наук, обладает двойственной природой. Социолог, опрашивая людей и знакомясь с их внутренним миром, мнениями и пристрастиями, сам является человеком, наделенным такими же мнениями и пристрастиями, которые влияют на результаты познания (сознает он этот факт или нет – не имеет значения).
Двойственность
природы социологии означает
тот факт, что основной предмет
познания этой науки –
Первый вариант
или проект познания общества,
назовем его сциентистски ориентированным,
элиминирует человека как существо, наделенное
мотивами, ценностями, целями и интересами.
Человек рассматривается также холодно
и равнодушно, как, например, булыжник,
портфель или молекула кислорода. Освобождение
от человеческой психики необходимо ученым
для чистоты эксперимента. Если не учитывать,
хотя бы на время, субъективный мир человека,
то все на свете, в том числе и самого человека,
можно рассматривать совершенно объективно
– как совокупность молекул, прямых линий,
математических формул и т.д. Такой подход
в социальном познании, отталкивающийся
от идеалов строгого естествознания, называется
позитивистским. Его родоначальником
в социологии был О. Конт.
ЭТАПЫ
ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВО О. КОНТА
Французский
философ Огюст Конт родился 19 января
1798 г. в городе Монпелье в семье чиновника
средней руки, сборщика податей. Родители
Конта были правоверными монархистами
и католиками. После окончания интерната-лицея
в родном Монпелье в 1814 г. он поступает
в Политехническую школу в Париже, в которой
царят либеральные и республиканские
идеи. В это время Конт усердно изучает
математику и другие точные науки;
он также читает множество трудов по философским,
экономическим, социальным проблемам.
И в лицее, и в Политехнической школе он
отличался серьезностью и замкнутостью,
сторонился юношеских забав и развлечений.
При этом юный Огюст был весьма самостоятелен
в своих взглядах; не признавая навязываемых
авторитетов и внешней регламентации,
он уважал только интеллектуальные и нравственные
достоинства. Поэтому он нередко участвовал
в конфликтах с начальством. Один из таких
конфликтов (учащиеся выступили против
одного из преподавателей), в котором Конт
играл активную роль, послужил поводом
к временному закрытию Политехнической
школы в 1816 г. Конт был отправлен в Монпелье
под надзор полиции, и ему уже не суждено
было завершить свое образование. Вернувшись
вскоре в Париж, он начинает самостоятельную
жизнь, давая частные уроки по математике.
В 1817г. Конт становится секретарем Сен-Симона,
сменив в этой должности известного историка
Огюстена Тьерри. В 1826 г. Конт приступает
к чтению платных публичных лекций по
философии на дому. Лекции были прерваны
из-за его тяжелого психического заболевания
и возобновились в 1829 г. С 1830 по 1842 г. Конт
осуществляет грандиозный проект: издание
6-томного “Курса позитивной философии”.
Во второй половине 40-х годов он, помимо
сугубо интеллектуальных занятий, обращается
к проповеднической и практической организационной
деятельности, пропагандируя позитивизм
как политическое, религиозное и моральное
учение. В 1847 г. он провозглашает Религию
Человечества, в 1848 - создает Позитивистское
общество. Последние годы жизни он был
занят разработкой нового религиозного
учения и культа, провозгласив себя первосвященником
Религии Человечества. Умер Конт 5 сентября
1857 г. в окружении своих учеников.
Конт не занимал сколько-нибудь прочных
позиций в академической системе тогдашней
Франции. Его попытки получить кафедру
или занять должность штатного преподавателя
в Политехнической школе и в Коллеж де
Франс оказались безуспешными, и он вынужден
был довольствоваться скромной ролью
репетитора и экзаменатора в Политехнической
школе, пробавляясь также частными уроками.
Это обеспечивало ему весьма скудные средства
существования. Последние годы жизни он
жил на средства, собираемые по подписке
его сторонниками-позитивистами.
На жизнь и деятельность Конта оказали
влияние две женщины, которые, благодаря
этому, в известном смысле вошли в историю
социологии вместе с ним. Влияние одной
из них сам он расценивал как пагубное
и считал связь с ней единственной серьезной
ошибкой, совершенной в жизни. Это была
его жена Каролина Массен, которую он обвинял
в порочности и, главное, в бессердечии.
Ожесточенные и частые конфликты с ней
приводили время от времени к резким обострениям
его душевного заболевания. В конце концов
супруги расстались. Влияние другой женщины
Конт оценивал как истинно благодатное;
оно сказалось отчасти в том, что в конце
жизни он энергично подчеркивал превосходство
чувства (“сердца”) над разумом и, по существу,
из проповедника новой науки превратился
в проповедника новой религии. Звали эту
женщину Клотильда де Во. Конт познакомился
с ней в 1845 г., за год до ее смерти. Он страстно
(и безответно) полюбил эту 30-летнюю женщину
и боготворил ее до конца своих дней. Любовный
экстаз постепенно перерос у него в экстаз
религиозный. Он прославил Клотильду де
Во в предисловии к своей четырехтомной
“Системе позитивной политики” и разработал
посвященные ей особые ритуальные действа,
которые неуклонно и тщательно исполнял.
Стиль сочинений Конта отражает, по-видимому,
особенности его личности. Он отличается
растянутостью изложения, длиннотами,
громоздкими фразами, частыми повторами.
Конта совершенно не волнует красота стиля,
но он всячески стремится к полноте и точности
в изложении своих мыслей. Эти особенности
парадоксальным образом сочетаются с
любовью к сочинению афоризмов и девизов,
нередко весьма эффектных и запоминающихся.
Вот некоторые из них: “Порядок и прогресс”,
“Знать, чтобы предвидеть, предвидеть,
чтобы мочь”, “Знать, чтобы мочь, думать,
чтобы действовать”, “Жить для других”,
“Жить при ясном свете”, “Любовь как
принцип, порядок как основание, прогресс
как цель”, “Мы разрушаем только то, что
заменяем” и т. п.
Хотя в ранние годы Конт читал очень много,
впоследствии, разрабатывая свою философскую
систему, он подчинил себя режиму так называемой
“мозговой гигиены” с целью не заражаться
чужими воззрениями. Согласно этому режиму
он на протяжении многих лет не читал ничего,
что имело бы хотя бы косвенное отношение
к предметам его изысканий, за исключением
некоторых трудов, содержащих полезные,
по его мнению, данные, а также поэтических
сочинений. Конт был человеком чрезвычайно
неуравновешенным и страдал периодическими
психическими недугами, хотя в целом его,
несомненно, нельзя считать умалишенным.
Серьезные жизненные неудачи компенсировались
у него чрезвычайным самомнением и непреклонной
верой в свою исключительную миссию. Чувство
юмора и остроумие, по-видимому, были
ему чужды.
В общем, говоря о личности Конта, можно
сделать вывод, что этот выдающийся человек
был маргиналам, человеком “на грани”,
на краю во многих отношениях. Он находился
на грани между академическим и неакадемическим
мирами, между семейным и холостым состоянием,
между здоровьем и болезнью, между наукой,
религией, утопией и т. п. Все это, безусловно,
не могло не сказаться на его социологическом
мышлении. В творчестве Конта принято
различать три периода.
Первый период (1819-1828), почти полностью
совпадающий со временем его сотрудничества
с Сен-Симоном, характеризуется изданием
шести небольших программных сочинений,
“опускулов”. Эти сочинения Конт впоследствии
включил в качестве приложения в IV том
своей “Системы позитивной политики”
(1854) с целью показать преемственность
своих воззрений. В “опускулах” он намечает
принципы и пути интеллектуальной и социальной
реформы, в которой нуждается находящееся
в состоянии “анархии” человечество.
В этих сочинениях можно найти идеи, которые
одновременно являются итогом для Сен-Симона
и отправным пунктом для Конта. Здесь уже
присутствует ряд наиболее важных идей,
которые Конт развивает впоследствии,
в частности, идея об особой роли ученых
в новом обществе; различение двух главных
эпох в развитии человечества: критической
и органической; понятие и принципы “позитивной
политики”; и, наконец, знаменитый “закон
трех стадий”.
Второй период (1830-1842) - это период
зрелости, когда создавался и издавался
шеститомный “Курс позитивной философии”
(тома выходили последовательно в 1830, 1835,
1838, 1839, 1841 и 1842 гг.). В это время Конт разрабатывает
философские и научные основы позитивистского
мировоззрения.
Считая, что интеллектуальная реформа
должна предшествовать социальной (включая
политическую, моральную, религиозную),
он в этот период выступает главным образом
в роли ученого и в качестве такового придерживается
“объективного” метода: он обосновывает
включенность человеческого и социального
мира в общую систему мироздания, подчиненность
человеческих дел естественному ходу
вещей и ориентацию социологии (в принципе
находящейся на вершине иерархии наук)
на естественные науки как на более зрелые
и ранее приблизившиеся к позитивному
состоянию.
Третий, завершающий период творчества
Конта, начинается со второй половины
40-х годов. Он отмечен созданием таких
произведений, как четырехтомная “Система
позитивной политики, или Социологический
трактат, учреждающий Религию Человечества”
(1851-1854), “Позитивистский катехизис” (1852)
и “Субъективный синтез” (1856). В это время
Конт обосновывает преимущественно “субъективную”
точку зрения и “субъективный” метод.
На первый план в его учении выходят эмоциональные
факторы человеческой и социальной жизни,
воплощенные в понятии “сердце”. Соответственно
главным объектом его внимания становятся
институты, отвечающие эмоциональным
потребностям человека: мораль и религия.
Если на предыдущем этапе Конт предпочитал
использовать понятия “позитивная философия”,
“позитивный дух”, “рациональная позитивность”,
то в это время он уже чаще говорит о “позитивизме”
как о доктрине, в которой интеллектуальные,
научные элементы подчинены моральным,
религиозным и политическим. Теоретическая
перспектива меняется: если в “Курсе”
Конт подчеркивает “естественный” характер
социальных законов, необходимость познания
их и подчинения им, то теперь, наоборот,
он, в соответствии с “субъективной”
точкой зрения, рассматривает социальный
мир как продукт чувства, воли и деятельности
человека. В этот период он выступает уже
не столько в роли ученого, сколько в других
ролях: моралиста, пророка и первосвященника
новой религии, автора социально-политических
проектов.
Существуют две точки зрения на соотношение
отмеченных периодов в творчестве французского
мыслителя. Одни аналитики считали, что
третий период противостоит первым двум
и означает решительный отказ от исходных
научно-теоретических позиций. Иными словами,
Конт как создатель новой религии и утопических
проектов не имеет ничего общего с Контом
- создателем позитивистского научного
мировоззрения. Такой точки зрения придерживались,
в частности, известные приверженцы контовского
позитивизма француз Эм. Литтре и англичанин
Дж. Ст. Милль. Они вдохновлялись идеями
“Курса позитивной философии”. Когда
же, по их мнению, автор порвал с этими
идеями, они порвали с их автором.
Другие, в том числе сам Конт, рассматривали
третий период как естественное и логичное
завершение первых двух. С этой точки зрения
три периода выражают не эволюцию и, тем
более, не коренное изменение взглядов,
а различные этапы реализации одного и
того же замысла, того, который был сформулирован
еще в “опускулах”. Тех своих сторонников,
которые признавали и “Курс” (II период)
и “Систему позитивной политики” (III период),
он считал “полными” позитивистами; тех
же, кто был сторонником только “Курса”
- “неполными”.
Тем не менее, отрицая поворот в содержании
своих воззрений, Конт в то же время признавал
изменение своей социально-интеллектуальной
роли (от ученого - к проповеднику новой
религии), говоря, что “променял карьеру
Аристотеля на карьеру святого Павла...”.
Независимо от того, как оценивать соотношение
между различными периодами и частями
контовского учения, несомненно, что в
нем переплетались и проникали друг в
друга научные и вненаучные элементы.
Но задача истории социологии - изучить
прежде всего научные элементы, исходя
из тех критериев, которые были выделены
в первой лекции. Это те стороны доктрины
Конта, которые в дальнейшем получили
продолжение не в морали или религии, не
в политике или социальных движениях,
а в социологии как науке.
ПОЗИТИВИЗМ КАК ОБОСНОВАНИЕ НАУКИ
Конт относится отрицательно ко всему
отрицательному, разрушительному, критическому.
Он противопоставляет духу отрицания
и в теории, и в действительности, принесенному
Революцией (впрочем, разрушившей то, что
было достойно разрушения), созидательный,
позитивный дух. Категория “позитивного”
становится наиболее общей и главной в
его мировоззрении, поэтому “позитивизм”
и другие слова, производные от “позитивного”,
становятся основными терминами для обозначения
контовского учения.
Что же такое “позитивное” в истолковании
основателя позитивизма? Он указывает
пять значений этого слова:
1) реальное в противовес химерическому:
2) полезное в противовес негодному;
3) достоверное в противовес сомнительному;
4) точное в противовес смутному;
5) организующее в противовес разрушительному.
К этим значениям Конт добавляет такие
черты позитивного мышления, как тенденция
всюду заменять абсолютное относительным,
его непосредственно социальный характер,
а также тесная связь с всеобщим здравым
смыслом.
Место позитивного мышления в системе
Конта можно понять только в связи с его
знаменитым законом “трех стадий”,или
“трех состояний”, который он считал
своим главным открытием.
Согласно этому закону, индивидуальный
человек, общество и человечество в целом
в своем развитии неизбежно и последовательно
проходят три стадии.
1) На теологической, или фиктивной, стадии
человеческий разум стремится найти либо
начальные, либо конечные причины явлений,
он “стремится к абсолютному знанию”.
Теологическое мышление, в свою очередь,
проходит три фазы развития: фетишизм,
политеизм, монотеизм. Эта стадия была
необходимой для своего времени, так как
обеспечивала предварительное развитие
человеческой социальности и рост умственных
сил. Но притязания теологии проникать
в предначертания Провидения безрассудны
и подобны предположению о том, что у низших
животных существует способность предвидеть
желания человека или других высших животных.
2) На метафизической, или абстрактной,
стадии человеческое мышление также пытается
объяснить внутреннюю природу явлений,
их начало и предназначение, главный способ
их образования. Но в отличие от теологии
метафизика объясняет явления не посредством
сверхъестественных факторов, а посредством
сущностей или абстракций. На этой стадии
спекулятивная, умозрительная часть очень
велика “вследствие упорного стремления
аргументировать вместо того, чтобы наблюдать”.
Метафизическое мышление, составляя, как
и теологическое, неизбежный этап, по своей
природе является критическим, разрушительным.
Его черты в значительной мере сохраняются
и в современную эпоху.
3) Основной признак позитивной, или реальной,
или научной стадии состоит в том, что
здесь действует закон постоянного подчинения
воображения наблюдению. На этой стадии
ум отказывается от недоступного определения
конечных причин и сущностей и вместо
этого обращается к простому исследованию
законов, т. е. “постоянных отношений,
существующих между наблюдаемыми явлениями”.
Иногда Конт высказывается не только против
изучения “конечных” причин, но и против
исследования причинности вообще, утверждая,
что наука должна заменить вопрос “почему”
вопросом “как”. Сам он, однако, в своих
сочинениях нередко высказывается о причинах
тех или иных явлений.
Позитивное мышление, которому свойственны
отмеченные выше признаки, далеко и от
эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону
трех стадий, все науки и все общества
неизбежно завершают свою эволюцию на
позитивной стадии. Именно на третьей
стадии формируется истинная, т. е. позитивная
наука, цель которой - познание не фактов
(они составляют для нее лишь необходимый
сырой материал), а законов. Существование
неизменных естественных законов - условие
существования науки; их познание с целью
рационального предвидения - ее предназначение.
Конт исходит из представления о единстве
и иерархической структуре всего бытия,
включая человеческое. На основе такого
представления он строит свою классификацию
наук, получившую широкую известность.
Эта классификация включает в себя шесть
основных наук: математику, астрономию,
физику, химию, биологию и социологию.
Характерно, что в этой классификации
нет философии и психологии. Отсутствие
первой объясняется тем, что Конт не мыслил
философию в качестве особой отрасли знания:
для него позитивная философия - это та
же наука, наблюдающая наиболее общие
законы, обобщающая результаты частных
наук и обеспечивающая их единство. Отсутствие
психологии объясняется тем, что тогдашняя
психология была преимущественно интроспективной,
основанной на самонаблюдении, что, по
Конту, не позволяло считать ее наукой,
тем более что в период создания своей
классификации он придавал главное значение
“объективному” методу, основанному
на внешнем наблюдении.
Каждая из перечисленных наук представляет
собой своего рода ступень по отношению
к последующей. Каждая из них заимствует
у предыдущей ее методы и добавляет к ним
еще свои собственный, обусловленный спецификой
изучаемого объекта. Все науки проходят
в своем развитии теологическую, метафизическую
и позитивную стадии; только на последней
они становятся науками в собственном
смысле. На вершине иерархии наук находится
социология.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
По Конту, социология, как и любая другая
наука, изучает неизменные естественные
законы. Предмет ее - самый важный и сложный,
поэтому она - своего рода царица наук.
Социология может и должна использовать
достижения других наук, которые изучают
более обширные, чем общество, сферы реальности.
Эти науки, особенно биология (непосредственно
предшествующая социологии в иерархии
наук), являются по отношению к ней вводными,
подготовительными. Вместе с тем они служат
для нее теоретико-методологическим образцом;
ведь социология позже других дисциплин
приблизилась к позитивному состоянию,
в ней сохранилось особенно много теологических
и метафизических элементов; воображение
в ней до сих пор господствует над наблюдением.
Ее еще предстоит создать, и основатель
позитивизма ощущает себя призванным
сделать это.
Для обозначения самой молодой науки
Конт использует различные термины: “социальная
философия”, “социальная наука”, “социальная
физиология” и “социальная физика”.
Он считал себя автором последнего термина
и до определенного момента рассматривал
его как наиболее предпочтительный. Однако
это выражение стало, по мнению Конта,
“неправильно” использоваться, прежде
всего бельгийским ученым Адольфом Кетле,
который в своем труде “О человеке и развитии
его способностей, или Опыт социальной
физики” (1835) применил его к “простой
статистике”. Подобное словоупотребление
явно не соответствовало тому выдающемуся
месту, которое предстояло занять социологии
в системе наук и в обществе. Для обозначения
новой науки необходимо было новое слово,
и оно было придумано.
Впервые Конт употребил слово “социология”
в 1839 г., в 47-й лекции “Курса позитивной
философии” (том IV). Употребив его впервые,
он в примечании обосновывает, точнее,
оправдывает его введение следующим образом:
“Я должен отныне отважиться на использование
этого нового термина, целиком тождественного
моему уже введенному выражению “социальная
физика”, с тем, чтобы иметь возможность
обозначать одним названием ту дополнительную
часть естественной философии, которая
относится к позитивному изучению совокупности
фундаментальных законов, свойственных
социальным явлениям. Необходимость такого
наименования, имея в виду специальное
назначение этого тома (IV том “Курса”,
так же, как и V и VI тома, посвящен разработке
социальной науки. - А. Г.), надеюсь, извинит
меня в данном случае, если я в последний
раз воспользуюсь законным правом, которым,
я думаю, я всегда пользовался со всей
подобающей осмотрительностью, постоянно
испытывая глубокое отвращение к привычке
систематически вводить неологизмы”.
Впрочем, и после введения нового термина
Конт наряду с ним продолжал использовать
и старые для обозначения новой науки.
Методы социологии
Для понимания трактовки социологии
Контом важно иметь в виду, что в его творчестве
переплетались две различные этики: научная,
с одной стороны, социально-практическая
(реформаторская, религиозная, моралист-ская,
политическая, педагогическая и т. п.) -
с другой. Первая из них преобладала в
период создания “Курса позитивной философии”,
вторая -в период написания “Системы позитивной
политики”. Противоречивость этих двух
этических ориентации порождала противоположность
ряда теоретико-методологических постулатов.
С одной стороны, Конт провозгласил подход
к социологии как к объективной, строгой
и беспристрастной науке, основанной на
наблюдении и свободной от всяких предвзятых
концепций. С другой - социология, как и
позитивизм в целом, оказалась для него
не просто наукой, но больше чем наукой.
Это для него мировоззрение, призванное
практически преобразовать всю социальную
жизнь, включая политику, мораль, религию
и т. д. Характерно в этом отношении, что
“Система позитивной политики” - это
“Социологический трактат, учреждающий
Религию Человечества”.
Противоречивость позиций Конта-ученого
и Конта-реформатора и пророка в полной
мере проявилась в его трактовке метода
социологии. .
Еще в 1825 г. Конт определял “социальную
физику” как “науку, которая имеет своим
объектом изучение социальных явлений,
рассматриваемых таким же образом, как
и явления астрономические, физические,
химические и физиологические, т. е. как
подчиненные неизменным естественным
законам...”. Он критикует исследователей,
которые в великих исторических событиях
“видят только людей и никогда не видят
вещей, толкающих их с неодолимой силой”
.
В противовес метафизической методологии,
основанной на подчинении фактов воображению
и претендующей на абсолютные объяснения,
позитивная социальная наука основана
на наблюдении постоянных связей между
фактами.
У Конта обнаруживаются два смысла слова
“наблюдение”: широкий и узкий. В широком
смысле (“общее искусство наблюдения”)
оно представляет собой универсальный
подход, характеризующий позитивную методологию
и противостоящий произвольным конструкциям.
В известном смысле все методы социологии
являются разновидностями этого наблюдения.
В узком смысле наблюдение составляет
один из трех главных методов науки, применяемых
в социологии, которые суть “чистое наблюдение”;
эксперимент; сравнительный метод.
Говоря о наблюдении, Конт подчеркивает,
что ему должна предшествовать выработка
какой-то общей теории. Всякое изолированное,
чисто эмпирическое наблюдение бесплодно
и недостоверно: в этом случае наблюдатель
чаще всего даже не знает, что он должен
рассматривать в данном факте. Наука может
пользоваться только теми наблюдениями,
которые, хотя бы гипотетически, привязаны
к какому-нибудь закону.
Конт различает точность и достоверность
социального факта и отмечает ошибочность
смешения этих понятий. Именно достоверность
- главная задача социологии, и в этом отношении
она не уступает другим наукам. Любопытно,
что основатель позитивизма был противником
применения количественных методов в
социологии, тогда как применение именно
этих методов воспринималось как отличительная
черта позитивистской социологии в XX в.
В этом - одно из проявлений чрезвычайной
многоликости и противоречивости позитивистской
доктрины; собственно, сохранив одно название,
она давно перестала быть чем-то единым.
Второй “объективный” метод исследования
- эксперимент. Конт отмечает, что в социологии
невозможен “прямой” эксперимент, состоящий,
как в физике, в искусственном создании
каких-то явлений. Но зато в ней существует
“косвенный” эксперимент, суть которого
состоит в происходящих в обществе нарушениях
нормального хода развития. Анализ патологических
явлений в социологии, как и в биологии,
представляет собой настоящий эксперимент.
Болезнь и в биологическом, и в социальном
организмах не означает, как это ошибочно
считали, реального нарушения фундаментальных
законов жизни. Нормальные и патологические
явления - однопорядковые, они подчинены
действию законов, следовательно, они
проясняют друг друга. Патология - это
расстройство, потрясение социального
организма, вызываемое разного рода вторичными
факторами: расой, климатом, политическими
коллизиями. Патологические явления имеют
место главным образом в различные революционные
эпохи; соответственно их наблюдение,
т. е. косвенный эксперимент, возможно
преимущественно в эти эпохи.
Сравнительный метод в социологии, по
Конту, состоит из нескольких методов,
или способов сравнения.
Первый - это сравнение человеческих и
животных обществ. Ценность этого метода
состоит в том, что он позволяет установить
наиболее элементарные и универсальные
законы социальной солидарности.
Второй - сравнение различных сосуществующих
состояний человеческого общества в различных
районах земного шара, причем рассматриваются
эти состояния у таких народов, которые
полностью независимы друг от друга. Этот
метод, обнаруживающий у современных народов
в разных частях планеты предшествующие
состояния наиболее цивилизованных наций,
обосновывает “необходимое и постоянное
тождество фундаментального развития
человечества”. Но такое сравнение, по
Конту, несовершенно, так как представляет
в качестве одновременно существующих
и неподвижных такие социальные состояния,
которые на самом деле следуют одно за
другим. Поэтому необходим также такой
способ сравнения, который давал бы возможность
обнаруживать ход человеческой эволюции,
“реальную преемственность различных
систем общества”.
Отсюда третий способ сравнения, который
Конт называет “историческим сравнением
различных последовательных состояний
человечества” или “историческим методом”.
Этот метод, составляющий “самое основу”
социальной науки, характерен только для
социологии и отличает ее даже от наиболее
близкой к ней биологии. Первостепенное
значение исторического метода состоит,
в частности, в том, что в научном отношении
он дополняет общую научную методологию,
а в практическом отношении развивает
социальное чувство и чувство исторической
преемственности. Суть метода состоит
в сопоставлении различных фаз эволюции
человечества, составлении “социальных
рядов” и последовательной оценке различных
состояний человечества.
Исторический метод важен и для предвидения
в социологии, поскольку прошлое для него
важнее настоящего: “...Мы научимся рационально
предсказывать будущее только после того,
как предскажем, в некотором роде, прошлое...”.
Главная научная сила доказательств в
социологии заключается в постоянном
гармоническом сочетании непосредственных
выводов из исторического анализа с предшествующими
понятиями биологической теории человека.
Что касается “субъективного” метода,
то в его характеристике Конт гораздо
менее ясен, чем в описании “объективного”.
И это неудивительно, так как “субъективный”
подход имеет у него в значительной мере
мистический характер. Под субъектом,
который становится отправным пунктом
“субъективного” подхода, имеется в виду
главным образом не индивид или группа,
а все человечество.
Первый признак этого метода соответственно
состоит в том, что это общечеловеческая
или социальная точка зрения на изучаемый
объект.
Второй признак метода заключается в том,
что в отличие от “объективного”, рационального
подхода, он является эмоционально-альтруистическим
по своей сути. Это метод “сердца”, которому
должен быть подчинен ум. Необходимо подчинять
научные, моральные и политические идеи
альтруистическим чувствам, направленным
последовательно на семью, отечество и
человечество. Этому соответствуют три
формулы: жить для своих близких, жить
для своих соотечественников, жить для
всех. Все они резюмированы в знаменитом
девизе “Жить для других”.
Словом, это метод, гораздо более общий
и фундаментальный, чем тот, который теперь
называется эмпатией. Это метод любви,
которую Конт провозглашает в качестве
не только жизненного, но и методологического
принципа.
В оценке Контом соотношения “объективного”
и “субъективного” методов заметна двойственность.
С одной стороны, он подчеркивает единство
и взаимодополнительность этих методов,
рассматривая первый из них как необходимый
этап, предваряющий второй. С другой - вся
“Система позитивной политики”, утверждающая
общее “преобладание сердца над умом”
и сугубо подчиненную роль последнего,
основана на явно и неявно выраженном
положении о том, что можно обойтись без
“объективного” метода и начать сразу
с “субъективного”.
Очевидно, что к сфере собственно научного
знания могут быть отнесены главным образом
те подходы, процедуры и приемы, которые
Конт называл “объективным” методом.
Очевидно также, что принципы “субъективной”
социологии резко контрастировали с принципами
“объективной”; здесь Конт дает волю
воображению и, в известном смысле, возвращает
мышление из позитивной стадии в теологическую
и метафизическую.
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Была ли у Конта наука следствием его
утопии или, наоборот, утопия -следствием
его научных воззрений или, наконец, наука
и утопия у него были независимы друг от
друга? Как бы мы ни ответили на этот вопрос,
ясно одно: Конт внес важный вклад в становление
социологии как научной дисциплины. Он
обосновал ее необходимость и возможность.
Это обоснование было по сути своей и неизбежно
философским и, шире, мировоззренческим:
очевидно, что изнутри социологии обосновать
ее было невозможно, так как в качестве
самостоятельной науки она еще не существовала,
Конт понимал, что он находится лишь у
истоков создания новой науки. Он наметил
ее программу и отчасти пытался ее реализовать.
Кое-что из этих попыток соответствовало
его программе, кое-что ей противоречило.
Конт внес серьезный вклад в формирование
онтологических парадигм социологического
знания, т. е. ключевых представлений о
социальной реальности. Он доказывал ставший
парадигмальным тезис о том, что социальная
реальность - часть всеобщей системы мироздания.
Он обосновал идею автономии “социального
существования” по отношению к индивидуальному.
Он одним из первых разрабатывал такие
парадигмальные понятия, как “социальный
организм” и “социальная система”. (Правда,
он еще не различает общество и человечество,
считая, что это одни и те же сущности,
развивающиеся одинаковым образом.) Конт
сформулировал эволюционистскую парадигму,
доказывая, что все общества в своем развитии
раньше или позже проходят одни и те же
стадии. Он обосновал разделение обществ
на военный и индустриальный типы, которое
впоследствии продолжили и развили другие
социологи. Его идеи лежат в основе разнообразных
теорий индустриализма и технократии.
Он зафиксировал выдвижение на авансцену
социальной жизни и рост значения новых
социальных категорий: предпринимателей,
банкиров, инженеров, рабочего класса,
ученых. Он был родоначальником одной
из главных социологических традиций-традиций
исследования социальной солидарности
(обозначаемой также терминами “согласие”
и “сплоченность”).
В эпистемологическом аспекте огромное
значение имел тезис Конта о том, что структура
и развитие общества подчинены действию
законов, которые необходимо изучать и
на основе которых следует строить социальную
практику. Его различение социальной статики
и социальной динамики в той или иной форме
сохранилось на протяжении всей истории
социологии, а также проникло в смежные
науки. Сохраняют свое значение и многие
из его постулатов, касающиеся методов
социологии: наблюдения, эксперимента,
сравнительно-исторического метода и
т. п. Даже его мистический “субъективный”
метод оказал известное влияние на судьбы
социологической мысли.
В этическом аспекте важную роль в
развитии социологии сыграло обоснование
Контом выдающейся роли ученого в современном
обществе. Его вклад в профессиональную
этику новой науки состоял прежде всего
в доказательстве необходимости преобладания
наблюдения над воображением и в громком
призыве не “проклинать” и не “хвалить”
социальные факты, а изучать их; тем самым
он актуализировал применительно к социологии
важнейший для научной этики тезис Спинозы:
“Не смеяться, не плакать, а понимать”.
Правда, сам Конт в своей “субъективной”
социологии и “позитивной политике”
часто следовал противоположным принципам.
Но он с такой силой обосновывал этику
непредвзятого, свободного от всяких догм,
беспредпосылочного исследования, что
позитивизм в социологии всегда связывался
именно с такой этикой. Именно она и стала
главной для профессии социолога.
Что касается значения Конта для институционально
- организационной стороны развития социологии,
то здесь можно говорить не о прямом, а
лишь о косвенном его влиянии. Время институционализации
социологии при нем еще не наступило. Как
говорил сам Конт, “колыбель не может
быть троном”. В его время социология
находилась еще в колыбели. Нельзя сказать,
чтобы социология когда-нибудь или где-нибудь
до сих пор находилась “на троне”. Но
в том, что она сегодня занимает вполне
достойное место среди наук о человеке,
заслуга Конта несомненно велика.