Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 15:43, реферат
Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду.Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление,средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.
Образование как социокультурный феномен.
Образование
-это процесс и результат
Психологию интересуют проблемы влияния образования на формированиеличности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию.
Педагогика понимает под образованием процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе
мировоззрения, нравственных качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.
Социологию
интересует социальная сторона образования:
как благодаря образованию
Врожденных социальных программ личности не существует. В обществе не может быть независимого от общества человека, поведение любого человека
обуславливается и контролируется социальной средой посредством культурных накоплений, таких как язык общения, социальные институты, традиции, обычаи и др. В ходе учебно-воспитательного процесса создается уникальная возможность сохранить и приумножить культурный пласт общества.
Образование
выступает историко-культурным
Предмет и объект социологии образования.
Социологию образования интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды.
Социология представляет собой целостную систему социологических знаний,состоящую из 3 уровней:
-общесоциологический (
- специальные (частные) социологические теории;
- эмпирические социологические исследования.
На базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные)социологические теории среднего уровня. Сюда относится и социология образования.
Философская энциклопедия, определяя предмет социологии образования, делает акцент на анализе его социальной природы: "Социология образования отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, как форму и средство общественной жизни". А.Майер пишет , что социология образования "...имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных закономерностей образования и воспитания как социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил".
В.Н.Турченко обращает
Объектом социологии образования является сфера образования как социальное явление; люди, их объединения и организации в системе образования. Это та социальная среда, где развертывается функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий (обучая, учась, поддерживая процесс обучения) в ситуациях, складывающихся в ходе таких занятий, с определенной системой взаимоотношений людей, с их институциональной и неинституциональной организацией. Таким образом, объектом изучения является образование с позиций его социальной природы.
Важнейшие концепции социологии образования.
Социология
образования рассматривает
· соответствие
структуры образования
социальным целям, долгосрочным программам общества;
· пропорциональность морфологического строения структуры образования;
·
влияние результатов
Социальные процессы - профессионально-трудовые, нравственные,
психологические, организационно-технические и другие, т.е. обратная связь
системы образования. Исследование проблем структуры образования связано с изучением его социальных функций: передача накопленных знаний, преемственность социального опыта и духовная преемственность поколений, социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного, интеллектуального, социального потенциала.
Логически оправдано объединение всех исследований в социологии образования по двум направлениям:
· внутри институциональное, охватывающее внутренние проблемы
образования как социального института социальные аспекты деятельности
субъектов
образования, социальную структуру
и функцию системы образования,
· внешне институциональное, т.е. все исследования социальных аспектов
взаимодействия образования с другими социальными институтами, производством, наукой, культурой, политикой; связи образовательного процесса с другими социальными процессами, влияние образования на развитие социальных отношений и видов социальной деятельности.
Социология образования может быть представлена в виде двух структур:
· теоретико-концептуальное содержание:
· основные категории: культура, образование, воспитание, социализация,
учение, личность;
· направления исследований и концептуализации:
· социальная детерминация образования, социокультуреая организация
сферы образования, эффективность образования;
· проблемно-тематическое содержание: культурогенез личности в
образовании, динамика сферы образования, содержание образования, социальные институты в сфере образования, социальная структура сферы образования, регуляция и управление образованием, диагностика в образовании, инновационные процессы в образовании, влияние образования на другие сферы общественной жизни.
2) технологическая
последовательность
основе лежит отражение этапов и результатов познавательной деятельности
· - теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы;
· - методы и технологии: диагностика, моделирование, прогнозирование,
проектирование;
· - фактический материал: данные диагностики и прогнозирования;
· - проекты и модели социокультурной деятельности.
Образование является открытой социальной системой, оно связано с другими социальными системами. Процесс образования взаимодействует с другими социальными процессами и является одним из важнейших механизмов социализации человеки, продолжающимся всю его жизнь.