Социология образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 15:43, реферат

Описание работы

Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду.Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление,средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.

Работа содержит 1 файл

Образование как социокультурный феномен.doc

— 43.00 Кб (Скачать)

            Образование как социокультурный феномен.         

Образование -это процесс и результат усвоения    систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое   условие  подготовки человека к жизни и  труду.Разные науки   изучают образование  под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего   духовного процесса формирования человека и результата   этого процесса - духовного облика человека. Образование  исследуется как культурно-историческое явление,средство   сохранения, передачи и умножения накоплений духовной   культуры человечества, народов, наций.

     Психологию  интересуют проблемы влияния образования  на   формированиеличности, ее психики. Социальная психология   рассматривает  человека в качестве субъекта учебной   деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие   законы и социальные технологии должны лежать в основе    организации учебной деятельности, как система образования  должна способствовать самоактуализации и саморазвитию  человека, его нормальному социальному функционированию.

     Педагогика  понимает под образованием процесс  и результат   овладения учащимися  системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе

мировоззрения, нравственных качеств личности, развитие   ее творческих сил и способностей.

     Социологию  интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек  включается в те или   иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе.

Врожденных  социальных программ личности не существует. В обществе не может быть независимого от общества человека, поведение любого человека

обуславливается и  контролируется социальной средой посредством культурных накоплений, таких как язык общения, социальные институты,  традиции, обычаи и др. В ходе учебно-воспитательного   процесса создается уникальная возможность  сохранить и приумножить культурный пласт общества.

 Образование   выступает историко-культурным феноменом  менталитета  общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей  общества, для последовательной передачи накопленных   обществом знаний, умений, культурного наследия всех  поколений.

   

                      Предмет и объект  социологии образования

     Социологию  образования интересуют социальные характеристики образования, влияние  на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды.

     Социология  представляет собой целостную систему  социологических   знаний,состоящую  из 3 уровней:

      -общесоциологический (общетеоретический)  уровень;

  - специальные (частные) социологические теории;

      - эмпирические социологические исследования.

     На  базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные)социологические  теории среднего  уровня. Сюда относится  и социология образования.

     Философская энциклопедия, определяя предмет  социологии        образования, делает акцент на анализе его социальной   природы: "Социология образования отрасль социологии,  изучающая образование как социальный институт, как форму и средство общественной жизни". А.Майер пишет , что   социология образования "...имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных закономерностей  образования и воспитания как социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил".

       В.Н.Турченко обращает внимание  на приоритет системной   организации  образования: "...социология образования имеет  предметом своего рассмотрения системы и подсистемы   (элементы) образования в их целостности и совокупности (общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций   является определение Ф.Р.Филиппова: "Социология образова ния есть специальная социологическая наука, предметом   которой является система образования как социальный   институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом,  прежде всего с его социальной структурой".

     Объектом  социологии образования является сфера  образования как социальное явление; люди, их объединения и   организации  в системе образования. Это та социальная   среда, где развертывается функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме   разнообразных учебных занятий (обучая, учась, поддерживая   процесс обучения) в ситуациях, складывающихся в ходе   таких занятий, с определенной системой взаимоотношений    людей, с их институциональной и неинституциональной организацией. Таким образом, объектом изучения является   образование с позиций его социальной природы.

     Важнейшие концепции социологии образования.

     Социология  образования рассматривает влияние  образования на все стороны жизни  общеста - экономическую,  социальную, политическую, духовную ... В то же время она  рассматривает и собственно "образовательные" проблемы:   как функционирует и развивается система образования,  насколько она соответствует требованиям общества,  насколько эффективно ее организационное строение. Исследования затрагивают такие вопросы, как  :

·  соответствие структуры образования актуальным и перспективным

социальным  целям, долгосрочным программам   общества;

·  пропорциональность морфологического строения структуры  образования;

·    влияние результатов образовательных  процессов на другие

     Социальные  процессы - профессионально-трудовые,  нравственные,

психологические, организационно-технические  и другие, т.е. обратная связь

системы образования. Исследование проблем  структуры образования связано с  изучением его социальных функций: передача накопленных   знаний, преемственность социального опыта и духовная   преемственность поколений, социализация личности, ее  саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного, интеллектуального, социального потенциала.

Логически оправдано объединение всех исследований  в социологии образования по двум направлениям:

·      внутри институциональное, охватывающее внутренние   проблемы

образования как социального института   социальные аспекты деятельности

субъектов образования,  социальную структуру  и функцию системы образования,социальный статус педагогических работников как  социальной группы, проблемы социального управления системой  образования;

·      внешне институциональное, т.е. все  исследования социальных аспектов

взаимодействия  образования с другими  социальными  институтами, производством, наукой, культурой, политикой; связи образовательного процесса с другими социальными процессами, влияние образования на развитие социальных отношений и видов социальной    деятельности.

Социология  образования может быть представлена в  виде двух структур:

·      теоретико-концептуальное содержание:

·      основные категории: культура, образование, воспитание, социализация,

учение, личность;

·       направления исследований и концептуализации:

·      социальная детерминация образования, социокультуреая  организация

сферы образования, эффективность образования;

·       проблемно-тематическое содержание: культурогенез    личности в

образовании, динамика сферы образования, содержание образования, социальные институты в сфере образования, социальная структура сферы образования, регуляция  и управление образованием, диагностика в образовании, инновационные процессы в образовании, влияние образования  на другие сферы общественной жизни.

2) технологическая  последовательность познавательной  деятельности( в ее

основе  лежит отражение этапов и   результатов познавательной деятельности

·      - теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы;

·      - методы и технологии: диагностика, моделирование, прогнозирование,

проектирование;

·      - фактический материал: данные диагностики  и   прогнозирования;

·      - проекты и модели социокультурной  деятельности.

Образование является открытой социальной системой,   оно связано с другими социальными системами. Процесс   образования взаимодействует с другими социальными    процессами и является одним из важнейших механизмов социализации человеки, продолжающимся всю его жизнь.

Информация о работе Социология образования