Социология образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 10:37, реферат

Описание работы

Социология образования - отрасль социологического знания, выясняющая место и роль образования в системе общественного воспроизводства, его взаимоотношения с экономическими, духовными, демографическими и другими общественными процессами, с динамикой социальной структуры общества и его культурой , определяет социальное положение и общественную роль учителя (преподавателя) в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Содержание

1. Введение...........................................................................................................3

2. Основные виды образования..........................................................................4

3. Функции образования:

3.1 Социальные функции системы образования.........................................6
3.2 Функции образования в производственно-экономической сфере......8
3.3 Функции образования в сфере культуры.........................................10
3.4 Функции образования в социально-политической сфере................11
4. Проблемы социологии образования............................................................12

5. Заключение....................................................................................................20

6. Литература.....................................................................................................21

Работа содержит 1 файл

Реферат по социологии.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

Глобальные  социокультурные перемены в мире, так называемые цивилизационные  сдвиги, все резче обнаруживают несоответствие между сложившейся системой школьного образования и формирующимися общественными потребностями в преддверии новой антропогенной реальности. Это несоответствие и вызывает в нашей стране время от времени возникающие попытки реформирования общеобразовательной школы. Несмотря на эти попытки, состояние школьного образования многие исследователи склонны оценивать как критическое. Школьный кризис закономерно является отражением социально-экономических процессов, проявляющихся в образовании в следующем: 

- утрате  привычных целей школьного образования; 

- остром  недостатке финансирования; 

- инертности, присущей всем образовательным  системам и обществу в целом. 

Но если бы кризис сводился только к данному  ряду проблем, его преодоление было бы лишь делом времени и успешности реформирования российского общественного  устройства. Однако пристальное внимание отечественных и зарубежных ученых к проблемам образования прежде всего связано с эволюцией мировоззрения человечества, которое в центр научной картины мира ставит человека как части макрокосма. И тогда проблемы школьного образования выходят на первый план, поскольку затрагивают фундаментальные общечеловеческие ценности, требующие цивилизационного подхода к их рассмотрению. К таким проблемам относятся: 

- проблема  оптимизации взаимодействия личности  и социума как поиск баланса  между социально-нормативным давлением  и стремлением личности к социально-психологической автономии, преодоление противоречивости "потребностей" социального заказа и интересов личности (ученика, учителя, родителя); 

- проблема  преодоления дезинтегрированности  содержания школьного образования  в процессе создания и реализации новой социально-образовательной парадигмы, способной стать отправной точкой в деле формирования у ученика целостной картины мира; 

- проблемы  согласования и интеграции педагогических  технологий; 

- проблема  развития проблемного мышления  у учащихся через постепенный отход от монологического общения к диалогичекому на уроке; 

- проблема  преодоления несводимости результатов  обучения в различных типах  образовательных учреждений через разработку и введение единых образовательных стандартов на основе комплексного систематического анализа образовательного процесса. 

Поиск причин критического состояния школьного  образования заставляет многих исследователей обращаться не только к социально-экономическим проблемам конкретного общества, но и к анализу цивилизационного развития, определяющего способ мышления человека, развитость общественных институтов, в том числе и системы школьного образования. Однако, находясь в преддверии нового тысячелетия, перед лицом новой "антропогенной эры", обыватель смутно представляет природу и сущность цивилизационных процессов, в центре которых он находится. Поэтому необходимо еще раз обратиться к самому понятию цивилизации и определить значение цивилизационных процессов в природе проблем школьного образования.

        
 

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      В целом существующая система образования, ее многообразные звенья представляют собой весьма противоречивую картину, в которой позитивные сдвиги еще нередко перемежаются с негативными или неопределенными тенденциями.

      Изменилось  содержание образования. Сокращены часы по предметам гуманитарного цикла, таких как русский язык, русская литература, история. Вместо основ наук все более изучаются их прикладные направления. Целью обучения и воспитания становятся успешность, карьера, вхождение в общество западного типа. Формируется система образования адаптационного типа, позволяющая молодому человеку приспособиться к условиям жизни в обществе, но исключающая условия для его духовного, а значит, личностного роста.

         Необходима такая система образования, которая позволила бы в полной мере передавать от одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, ценности, присущие народу, опыт духовной жизни. Если мы попытаемся создать такую школу, то неминуемо придем к школе, основанной на православных традициях. Другого пути нет. Невозможно искусственно создать основания, позволяющие исправить присущую человеку от рождения поврежденность первородным грехом, возвысить жизнь человеческую до Божественной высоты, включить все познавательные силы человека, а не только его ум, освободить от власти эгоистических устремлений. Приобщение детей всех национальностей к мировой православной культуре позволит им освоить культурные богатства цивилизованного мира, облегчит процесс социализации в нашем обществе, жизнь которого определяется тысячелетней православной традицией 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Абрамов В.Ф. Земская статистика народного образования // СОЦИС. 1996. № 9.
  2. Панферова В.В. Социология образования //СПЖ . 1996. №4
  3. Руткевич М.Н., Потопов В.П. После школы: Социально-профессиональные ориентации молодежи. М., 1995
  4. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социальные проблемы вузовской науки // СОЦИС. 1996. № 6.
  5. Гендин А.М., Сергеев М.И. Профориентация школьников // СОЦИС. 1996. № 8. С.68.
  6. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Проблемы вторичной занятости учащейся молодежи: состояние и перспективы // СОЦИС. 1996. №9. С.88-92.
  7. с. с. фролов Социология: учебник. - М.: 1999. -344 с.
  8. Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения. М., 1992.
  9. Борисова Л. Г. Социальное качество профессиональной группы (на примере российского учительства 60—90-х гг.):   Новосибирск, 1993.

    10. Тощенко Т. Социология. Общий курс. - М.: 1999. -512.

Информация о работе Социология образования