Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:02, реферат
Известно, что решение многих, возникающих в обыденной мирской жизни проблем возможно на основе консолидации усилий различных социальных институтов, групп и отдельных граждан, так сказать, "навалившись всем миром, всем скопом". По-видимому, данную аналогию можно перенести из области практики в теорию. В частности, при изучении проблем образования посредством интеграции научного знания, тесного взаимодействия социально-гуманитарных наук, используя как весь арсенал методов на входе процесса познания, так и верификацию (подтверждение), и сравнение достигнутых ими результатов на выходе, то есть в сопоставлении с положением дел в действительности.
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
МЕСТО И РОЛЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-
Известно, что решение многих, возникающих в обыденной мирской жизни проблем возможно на основе консолидации усилий различных социальных институтов, групп и отдельных граждан, так сказать, "навалившись всем миром, всем скопом". По-видимому, данную аналогию можно перенести из области практики в теорию. В частности, при изучении проблем образования посредством интеграции научного знания, тесного взаимодействия социально-гуманитарных наук, используя как весь арсенал методов на входе процесса познания, так и верификацию (подтверждение), и сравнение достигнутых ими результатов на выходе, то есть в сопоставлении с положением дел в действительности.
Интеграция научного знания - одно из проявлений взаимодействия наук. Ведущая роль в этом может принадлежать различным наукам. Однако в течение многих веков ее почти безраздельно выполняла философия, которую Рене Декарт представлял в виде дерева с физикой в качестве ствола и всеми прочими науками, исходящими от этого ствола. Вместе с тем, чисто философские подходы при изучении современных проблем образования явно недостаточны. Не всегда возникшая в образовательно-воспитательной практике "брешь" - поле теоретического осмысления, до которого, так сказать "не доходят руки", заполняется другими науками, например, педагогикой или психологией, экономической теорией или социологией. Поэтому необходимо обеспечить интеграцию наук на базе междисциплинарного подхода, когда лидером станет та или иная специальная научная дисциплина или ее новое направление.
В
последнее десятилетие
во-вторых, устойчиво ли функционируют национальные системы, ступени и типы образования (и здесь интересы социологии образования совпадают и пересекаются с интересами сравнительной педагогики);
в-третьих, имеется ли асимметрия (разрыв, несоответствие), дисфункция и диспропорция в подготовке кадров; в-четвертых, качество профессиональной подготовки специалистов и уровень их конкурентоспособности; в-пятых, стимулы и мотивации к получению образования у разных социальных групп населения в условиях реализации рыночной модели экономического и социального развития общества; в-шестых, закономерности взаимодействия образования, обучения и воспитания с гражданским обществом; в-седьмых, механизм интеграции, взаимодействия наук, исследующих систему образования.
Взаимодействие общества и воспитания (при детерминирующем влиянии общества) изучает педагогическая социология, которую с полным основанием можно определить как социологию воспитания. Говоря о "педагогической социологии", чаще всего подразумевают, что она подчинена педагогике, использующей социологические методы. Союз двух наук - педагогики и социологии, соединение педагогической реальности с реальностью социальной - взаимное проникновение на "чужую территорию", равно как и их приобщение к анализу глубинных процессов в сфере образования, позволяет через конкретные жизненные факты увидеть человека как "актера и автора великой драмы истории", соотнести роль социальных и педагогических факторов в его становлении как "homo sapiens".
Словом,
социология образования
В
то же время необходимо
Социологическое познание проблем образования может быть двояким. Первый подход - использование социологических методов в процессе исследований, проводимых в рамках специальных дисциплин: в педагогике, психологии, этике, антропологии, валеологии или какой-либо другой науке. При таком подходе социология есть средство или инструмент для решения задач вышеперечисленных дисциплин и носит "вторичный", подчиненный характер, ибо непосредственный предмет исследования остается в рамках какой-то из обозначенных наук и не выходит за ее пределы. При втором подходе изучение объектов системы образования ведется с точки зрения предмета социологии, и ее метода, а психолого-педагогические аспекты рассматриваются постольку, поскольку это необходимо для теоретического представления о данных объектах и отношениях между ними. Именно данный подход, "первичный", является основополагающим для социологии образования.
Социология
образования решает конкретные,
специфичные для своего
Таким
образом, интеграция научного
знания - категорический императив
времени. Вместе с тем, при
прочих равных условиях
Интегративная
роль социологии образования
состоит, во-первых, в том, что,
оставаясь философской наукой
на теоретическом уровне, она выполняет
методологическую функцию при проведении
исследований проблем образования как
в рамках узкоспециальных дисциплин, так
и в рамках конкретно-практического решения.
Во-вторых, социология как теория среднего
уровня, дающая целостное видение любых
явлений образования, позволяет их разрешать
не только "по - вертикали", но и "по
- горизонтали" в рамках действующих
социальных объектов. В-третьих, обеспечивая
взаимодействие различных наук на прикладном
уровне, с позиций которых изучаются проблемы
обучения, воспитания и становления личности,
социология сама обогащается, развивается
и дифференцируется как теоретическая
и практическая наука, что проявляется
во все более четком выделении социологии
образования в качестве особой и самостоятельной
дисциплины. Именно в этой универсальности
заключена не только ее актуальность и
специфичность, но и ее уникальность.
Информация о работе Социология образования: место и роль в системе социально-гуманитарного знания