Социология марксизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 11:44, реферат

Описание работы

Целью представленного реферата является анализ сущности марксизма, её категориального аппарата, а также содержательная характеристика отдельных аспектов в социологии марксизма.
Указанную цель конкретизируют следующие задачи:
1. Определение понятия социологии марксизма;
2. Определение места и роли в истории социологической мысли.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие марксистской социологии……….........................…4-7
Глава 2. Материалистическое понимание К. Марксом исторического процесса……………………………………………………………....…8-10
Глава. Марксистская теория социальных систем……………...……11-13
- Классовая борьба в развитии общества
Заключение…………………………………..…………………….……14
Список литературы………………………………..………………..….15

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

ГОУВПО «Российская таможенная академия» Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии 

Кафедра гуманитарных дисциплин 
 
 
 

Реферат

по дисциплине «Социология»

на тему «Социология марксизма» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 3521 группы

Брескан Валерий Николаевич

Научный руководитель:

Мусиенко  Т.В. 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург  – 2011

 

План

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие марксистской социологии……….........................…4-7

Глава 2.  Материалистическое  понимание  К. Марксом исторического процесса……………………………………………………………....…8-10

Глава. Марксистская теория социальных систем……………...……11-13

      - Классовая борьба в развитии общества

Заключение…………………………………..…………………….……14

Список  литературы………………………………..………………..….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Карл  Маркс - самый знаменитый и влиятельный социальный мыслитель XIX века. Его идеи почти полтора столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых разнообразных социальных движений в различных районах земного шара. Вряд ли кто из великих деятелей новейшей эпохи удостаивался таких почестей, граничащих с обожествлением, и вряд ли кто подвергался такому глумлению и проклятиям, особенно в последние годы, и особенно в той стране, где он так долго был бесспорным авторитетом и объектом всеобщего поклонения.

     Учение  Маркса представляет собой единое, недифференцированное целое, в котором  научные и практические вопросы  тесно переплетаются. Маркс осознавал  специфику научного поиска истины и  считал себя ученым. Но наука была для него не самоцелью, а, прежде всего, средством и частью практического революционного преобразования мира. Маркс ясно выразил эту позицию в самом знаменитом из знаменитых "Тезисов о Фейербахе": "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его".

     В советской литературе не сложилось  мнения об основоположниках марксизма  как о социологах. И даже обстоятельный  словарь "Современная западная социология" не упоминает ни того, ни другого  в числе своих персоналий. Между тем влияние их на формирование классической социологии считается общепризнанным.

     Целью представленного реферата является анализ сущности марксизма, её категориального аппарата, а также содержательная характеристика отдельных аспектов в социологии марксизма.

     Указанную цель конкретизируют следующие задачи:

  1. Определение понятия социологии марксизма;
  2. Определение места и роли в истории социологической мысли.

 

Глава 1. Понятие марксистской социологии

     В настоящее время социология марксизма  подвергается основательной и порой справедливой критике. Но как бы к ней ни относиться, она является одним из течений современной социологической мысли и имеет своих сторонников во многих странах мира.

     Социология  марксизма устами своих основоположников Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) заявила о себе как о научном истолковании исторического процесса, базирующемся на объективных данных исторической, экономической, социологической и других наук.

     Ее  место и роль в истории социологической  мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.1 Это, прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей.

     Следует, прежде всего, отметить две принципиальные концепции.

     1. Идеи рассматриваются в контексте  социокультурных ценностей того времени и пространства, где и когда они жили. Поэтому неправомерно отождествлять их воззрения с ленинизмом, сталинизмом, троцкизмом, маоизмом и т.д., где используются авторитет и отдельно взятые идеи марксизма как средство привести в жизнь политические идеи самого разного толка. Словом, есть социология марксизма и множество постмарксистских течений, школ, которые называются марксистскими.

     2. Маркс и Энгельс одними из  первых стали использовать эмпирические социологические исследования в своих теоретических работах – «Анкета для рабочих», «Положение рабочего класса в Англии» и др.2

     На  становление социологии марксизма  в той или иной степени оказали  влияние диалектика Гегеля, а также  политико-экономические и социологические воззрения таких мыслителей предшествующего периода, как А. Смит, Д. Рикардо, К.А. Сен-Симон и др.

     Марксистская  социология остается одной из наиболее влиятельных в настоящее время. Она противостоит многим классическим и современным социологическим  теориям. Исторический материализм привел к появлению множества различных объяснительных версий исторического процесса, к формированию значительной совокупности достаточно плодотворных исследовательских программ. Многие из них демонстрируют всевозрастающие возможности в понимании социальных феноменов. В своей претензии описывать социальную жизнь как тотальность марксизма, видимо, не имеет себе равных и в конце XX столетия.

     Вникая  в ближайшие причины, положившие начало разработке социологии в так называемом материалистическом направлении, мы можем разделить их на две категории:

     1) причины общего и необходимого  характера и 2) причины частичные,  более случайные.3

     К разряду первых следует отнести  следующие три благоприятные  условия:

     1. Высокая степень развития, достигнутая экономическими отношениями за последнее столетие, и значение, которое они приобрели во всех областях общественной жизни. Расцвет этот совпал с заметным упадком таких господствующих прежде факторов эволюции, как религия и метафизическое учение, а также с крайней специализацией научных исследований.

     2. Глубокие, хотя на первый, поверхностный  взгляд и незаметные перемены, происшедшие в основных нравственных  началах, в этических обобщениях, от новых, установившихся между людьми отношений, смутно выразившихся, например, в известной трехчленной формуле французской революции: свобода, равенство, братство. Этический процесс резко сказался в падении прежних, христианских, аскетических идеалов бедности, воздержания, лишений всякого рода и в замене их противоположными идеалами материалистического довольства, земного блаженства и счастья.

     3. Быстрые успехи как наук о  явлениях мира неорганического  и органического, наиболее тесно связанных с экономической деятельностью человека, так и техники, основанной на этих отраслях знаний. Ускоренный и могучий рост этот выгодно контрастировал в течение всего XIX столетия с отсталостью наук о явлениях сверхорганического мира - самой социологии и производной от нее психологии. Такое положение вещей, в силу общего закона соотношения между развитием специальных наук и эволюцией философии, не могло не отразиться и на господствующих мировоззрениях.

     Если  же принять во внимание, что на общий  характер практической деятельности человека непосредственно влияет не специальное  знание, а выразительница его, философия, то нельзя удивляться тому, что деятельность эта расположила умы к восприятию и усвоению социологических теорий преимущественно материалистического и сенсуалистического характера. Теми же влияниями объясняются и первоначальное смешение социологии с политической экономией (которая, кстати сказать, дала марксизму, чуть ли не две трети его содержания), и относительный успех биологической, антропогеографической и, в особенности, этнологической школ в социологии. Учение Маркса явилось логическим заключением всего предыдущего развития, выводом из совокупности распространенных в его время научных истин и заблуждений. Таким образом, вопрос о внутренней ценности экономического материализма неизбежно превращается в вопрос о ценности его теоретических, философских и социологических предпосылок.

     Маркс широко известен своими взглядами на связь между экономической жизнью и другими социальными институтами. В основе его интересов лежал, прежде всего, анализ жизнедеятельности  обществ, организованных в социальные классы. Теория социального изменения находит у Маркса выражение в теории классовой борьбы, которая выступает, по его утверждению, «двигателем истории». 
 

 

Глава  2.  Материалистическое  понимание  К. Марксом исторического процесса

     Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории было продолжено в своем развитии Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, А. Лабриолой, А. Грамши и другими видными представителями марксизма ХХ века.

     Марксистская  социология – это прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей.

     В историческом материализме понятие «прогресс» обозначает восходящее общественное развитие, движение общества вперед.

     К. Маркс употреблял термин «общество» по крайней мере в двух смыслах:

     1) общество трактовалось им как  материальное образование, обособившееся  от природы и соотносимое с  ней, как человеческое общество, человечество;

     2) как конкретное индивидуальное  общество, «социальный организм» в единстве его общих, особенных и единичных признаков.

     Неразрешимость  социальных антагонизмов в условиях капитализма превращают переход  от капитализма к социализму в  центральную проблему дальнейшего  общественного прогресса. Внимание именно к данной проблеме свидетельствует о строгой научности и тесной связи марксизма с насущными задачами общественного развития. Но это не означает отрицания общей идеи общественного прогресса и необходимости всестороннего рассмотрения исторического процесса в целом.

     Если  понятие общественного прогресса  может быть лишь адекватным отражением объективно существующей направленности исторического процесса, то критерий его – отражением наиболее устойчивых моментов этой направленности, того, что  представляет собой ее сущность.

     В ходе истории непрерывно воссоздаются в расширенных масштабах наряду с объективными возможностями прогресса  и стимулы, и средства реализации. Тем самым общественный прогресс выступает как объективно существующая восходящая направленность саморазвития общества, как историческая необходимость такого движения.

     Основным, четко фиксируемым исторической наукой направлением исторического  процесса является переход человечества от одной общественно-экономической  формации к другой.

     Общественно-экономическая  формация — социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Общественно-экономические формации соответствуют периодам всемирной истории, последовательно сменяющим друг друга. Маркс выделяет пять основных формаций: первобытнообщинную, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, отдельно упомянув об азиатском способе производства.

     В основе формационных ступеней исторического  процесса и соответственно формационных типов конкретного общества лежит общественный способ производства и производственные отношения в виде его стороны. Субъектами общественных отношений являются общественные индивиды.

     Соответствие  формационных ступеней исторического  процесса высоте производительных сил позволяет вполне однозначно утверждать, что развитие производительных сил выступает в качестве «высшего критерия общественного прогресса».

     Согласно  марксизму, смена общественно-экономических  формаций происходит под влиянием главным  образом экономических факторов, коренящихся в способе производства, с которыми связаны другие факторы данного процесса, в том числе социально-политические, идеологические и относящиеся к области духовной культуры. По своей сути это революционный процесс, в ходе которого один тип общества сменяется другим. Материальной предпосылкой данного процесса, т. е. социальной революции, является углубляющееся и обостряющееся несоответствие устаревших экономических отношений и прогрессивно развивающихся производительных сил общества. Последним становится тесно в рамках старых производственных отношений, их развитие замедляется, что вызывает кризисные ситуации в развитии способа производства.4

Информация о работе Социология марксизма