Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:31, курсовая работа
Достижения Макса Вебера просто невозможно перечислить, настолько они огромны. В области методологии одним из самых главных его достижений является введение идеальных типов. М. Вебер считал, что главная цель социологии – сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы позволяют сделать исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.
Введение.
1. Биография
2. Творческие периоды
3. Работы. Социология Макса Вебера.
3.1. Понимающая социология и теория социального действия.
3.2. Социология политической власти.
3.3. Социология религии.
Заключение.
Список литературы..
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
1. Биография
2. Творческие периоды
3. Работы. Социология Макса Вебера.
3.1. Понимающая социология и теория социального действия.
3.2. Социология политической власти.
3.3. Социология религии.
Заключение.
Список
литературы..
Введение
Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.
Он разработал: основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института власти; учение о социальной истории общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института собственности.
Достижения Макса Вебера просто невозможно перечислить, настолько они огромны. В области методологии одним из самых главных его достижений является введение идеальных типов. М. Вебер считал, что главная цель социологии – сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы позволяют сделать исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.
Идеи Вебера пронизывают все здание современной социологии, составляя его фундамент. Творческое наследие Вебера огромно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда.1
Сам М. Вебер создал много научных трудов, в том числе: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Хозяйство и общество»,
«Объективность социально – научного и социально – политического познания»,
«Критические исследования в области логики наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913), «Основные социологические понятия».
Развитие социологических представлений об обществе все время шло по нарастающей – от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту и Марксу. С каждым шагом наши знания углублялись и обогощялись. Наивысшим выражением стали идеи М. Вебера. Он не только создал самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложил методологический фундамент современной социологии, что было сделать еще труднее.
Благодаря М. Веберу, а также его коллегам
немецкая школа доминировала в мировой
социологии вплоть до Первой мировой войны2.
I. БИОГРАФИЯ МАКСА ВЕБЕРА
Долгая жизнь Макса Вебера насыщена разнообразными событиями, которые можно было бы объединить в отдельные эпизоды, но на самом деле каждая дата в его жизнеописании богата на собственные акценты.
3Он родился в 1864 году 21 апреля в Тюрингии в городе Эрфурт и прожил всего 54 года. Его отец занимался текстилем в Вестфалии, о матери известно гораздо больше. Она была крупным социальным деятелем, занималась религией и написанием научным трудов. Элен Валленштайн-Вебер очень любила сына и до самой смерти искренне интересовалась его философскими работами, она же и направляла его изыскания в течение всей его жизни.
В 1869 году вся семья Вебера переехала в Берлин. Этот город, как и в жизни Г.Зиммеля, сыграл большую роль в судьбе Вебера. Здесь он избирался в муниципальный сейм, затем в сейм Пруссии и рейхстаг. В салоне своих родителей молодой Вебер познакомился со многими представителями творческой интеллигенции – философами, историками, экономистами, правоведами, психологами. Среди них были Дильтей, Моммзен, Трейчке,Зибель. Несомненно эти знакомства и встречи способствовали пробуждению поистине энциклопедических интересов будущего ученого.
В 1882 году Макс поступил в Гейдельбергский университет на факультет права. Активная студенческая жизнь его волнует только с точки зрения погружения в науку: он становится членом студенческого сообщества, участвует в различных сборищах, сходках, организует объединения. Наряду с юриспруденцией он изучает философию, историю, экономику, теологию, т.е. те дисциплины, в рамках которых , он в последствии будет заниматься научным творчеством, причем очень серьезно в каждой из них. В 1883 его забирают на военную службу. Он проходил ее в течении года в Страсбурге сначала солдатом, а затем офицером имперской армии, чем всегда очень гордился.
4В 1884 г.он возобновляет учебу- сначала в Берлинском, а затем в Геттигенском университетах.
5В 1886 г. Вебер сдает первые университетские экзамены по юриспруденции. Вслед за этим он начинает активно заниматься политикой, вступив в Общество социальной политики, куда входили представители университетской интеллигенции, интересовавшиеся соответствующими вопросами жизни общества. В 1889 году пишет свою диссертацию под наименованием "К истории торговых обществ в средние века", усердно изучает итальянский и испанский язык, а в 1891 еще одну "Римская аграрная история и её значение для государственного и частного права". Он работает над изучением вопроса области аграрного сектора экономики, что привлекает к нему внимание многих известных людей его времени. Блестящая защита сыграла важную роль в приглашении Вебера на должность профессора одной из кафедр факультета права Берлинского университета.
В 1893 году он женится на Марианне Шнитгер.
Начиная с 1894 Макс стал профессором кафедры политической экономии Фрайбургского университета. В этом же году вышла его книга по материалам исследования 1890-1892 гг. под названием «Тенденции к изменению положения сельскохозяйственных рабочих Восточной Германии».
В 1896г.
Он принимает руководство кафедрой
в Гейдельбергском
6В 1897 его затрагивает тяжелая болезнь – расстройство нервов. Его причиной, вероятно, стало бурное объяснение с отцом, которого после разговора с сыном поразил инсульт. Четыре года Вебер не работает, чтобы обрести душевный покой. Он путешествует с женой по Италии, Корсике, Швейцарии.
7В 1902г. Возобновляет преподавательскую деятельность в Гейдельбергском университете, а в 1903 г. вместе с В. Зомбартом создает журнал «Архив социальной науки и социальной политики».
В 1904 г. Состоялась поездка Вебера в США, в г. Сент-Луис, где он участвовал в конгрессе социальных наук и выступил с лекцией о капитализме и сельском обществе в Германии. США производят на него очень глубокое впечатление. В этом же году в созданном им журнале Вебер публикует первую часть «Протестантской этики и духа капитализма», в следующем году – вторую часть этой работы.
Внимание немецкого социолога привлекает русская революция 1905г., и, чтобы знакомиться с материалами о ней в оригинале, изучает русский язык. Более того, под его управлением выходят статьи о буржуазии в России.
В 1907 году Макс получает солидное наследство, что позволяет ему оставить профессию и полностью себя любимому делу – науке. Он создает свой салон в Гейдельберге, который посещает большинство немецких ученых того времени: Виндельбандом, Еллинеком, Трёльчем, Науманом, Замбартом, Михельсом, Тённисом.
В 1908 Вебер организует Немецкую ассоциацию социологов и издает свою работу по социальным наукам.
В 1909г. он начинает писать свою главную социологическую книгу «Хозяйство и общество», которая будет издана после смерти ученого его женой.
В 1910 г.
участвует в конгрессе
8В 1913г. была опубликована очень важная с точки зрения теоретической социологии статья ученого «О некоторых категориях понимающей социологии».
С началом Первой мировой войны Вебер поступает на военную службу, став руководителем группы госпиталей Гейдельбергского района ( вплоть до конца 1915г.).
В 1916-1917 гг. он выполняет ряд различных официальных миссий в столицах европейских государств – Вене, Будапеште, Брюсселе, стремясь убедить руководителей Германии в необходимости избегать расширения войны, однако считает, что страна не должна уступать своих лидирующих позиций в мировой политике. В годы войны ученый пишет и публикует очень значимые работы, касающиеся прежде всего социологии религии. Это «Хозяйственная этика мировых религий»(1915), несколько глав «Социологии религии» (1916). Вообще все социологические исследования религии Вебера были объединены в трехтомник, в котором рассматривались протестантизм, иудаизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, индуизм. Он планировал выпустить четвертый том, посвященный исламу, но смерть помешала сделать это.
В 1918 г. Вебер едет в Вену читать лекции на летних курсах университета, в которых излагает свое понимание социологии политики и религии. Зимой того же года он получает приглашение сделать два доклада в Мюнхенском университете: «Наука как призвание и профессия» и «Политика как призвание и профессия».
В 1919 году ему предлагают место на кафедре Мюнхенского университета, где он читает курс лекций об истории хозяйства. В Мюнхене социолог продолжает работать над книгой «Хозяйство и общество» , первые части которой были отпечатаны осенью 1919 г., а весь текст – в 1922г. В университете он читает студентам лекции, посвященные социологическому учению о категориях, а так же курс «История хозяйства» (напечатан в 1924 г. в виде отдельных работ . Содержание лекций было опубликовано в качестве вводной части в книге «Хозяйство и общество».
В июне 1920 г. Вебер умирает.
9За время своей жизни успел написать множество книг и привнести в мир новое видение экономического строя. Особенно его интересовало влияние религии на экономику и политику, что по сути не затрагивал ни один ученый его времени.
Новые релизы появились лишь в 1956 году, когда его идеи были положены в основы многих современных гуманитарных наук.
Что касается
личной жизни Макса Вебера, то он
был известен как человек широких
политических взглядов и жестких
моральных устоев. Он был предан
своей любимой Марианне, детям, его
почитали как очень надежного
друга.
2. Творческие периоды
Первый период (до 1898) - до творческого перелома, связанного с расстройством здоровья. Вебер очень быстро сделал свою профессиональную карьеру, начав работать как историк хозяйства и права. Существовала исторически сложившаяся школа как права, так и хозяйства, и Вебер придерживался этой школы. Однако, он критически подходил к тенденции объединения науки, искусства и этики, считая, что наука имеет не ценностный характер. Для первого периода творчества М. Вебера характерен интерес к науке: современный и античный капитализм, открытие торгового общества в средневековье, правовое разделение между личным имуществом и владением средств производства. Последнее М. Вебер считает важным для возникновения современного капитализма. Заболевание началось в 1898 году и в продолжении четырех лет он не мог приступить к творческой работе. Именно в эти годы Вебер переосмысливает истоки и мотивы человеческой деятельности.
Второй период (1903-1910) . После болезни, в 1902 году он начинает интересоваться методологическими вопросами. Безусловно, его личный кризис повлиял на его создание теории капитализма. М. Вебер придерживался точки зрения, что этика, которую он реализовывал в своей жизни, не могла быть истолкована материалистически. Люди в своей жизни следуют не только своим эгоистическим интересам. С точки зрения эгоиста бессмысленно накапливать капитал ради капитала, делать карьеру ради карьеры, существуют силы, необъяснимые материалистически. С другой стороны, возникла необходимость защитить логику исторического подхода, которую он разрабатывал долгое время. В начале 20 века бурно стали развиваться такие философские течения, как позитивизм и материализм. В это время для Вебера характерны попытки сформировать идеи по ту сторону материализма и идеализма.10 Понять человека, действующего не только под эгидой эгоизма, но и как человека способного к действию ради действия. По свидетельству жены философа Марьяны, Макс