Социология Макса Вебера

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Достижения Макса Вебера просто невозможно перечислить, настолько они огромны. В области методологии одним из самых главных его достижений является введение идеальных типов. М. Вебер считал, что главная цель социологии – сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы позволяют сделать исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.

Содержание

Введение.
1. Биография
2. Творческие периоды
3. Работы. Социология Макса Вебера.
3.1. Понимающая социология и теория социального действия.
3.2. Социология политической власти.
3.3. Социология религии.
Заключение.
Список литературы..

Работа содержит 1 файл

контрольная для сдачи.docx

— 51.04 Кб (Скачать)
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

Введение.

1. Биография

2. Творческие  периоды

3. Работы.  Социология Макса Вебера.

3.1. Понимающая  социология и теория социального действия.

3.2. Социология политической власти.

3.3. Социология  религии. 

Заключение.

Список  литературы..  
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.

     Он разработал: основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института власти; учение о социальной истории общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института собственности.

     Достижения Макса Вебера просто невозможно перечислить, настолько они огромны. В области методологии одним из самых главных его достижений является введение идеальных типов. М. Вебер считал, что главная цель социологии – сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы позволяют сделать исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.

     Идеи Вебера пронизывают все здание современной социологии, составляя его фундамент. Творческое наследие Вебера огромно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда.1

     Сам М. Вебер создал много научных трудов, в том числе: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Хозяйство и общество»,

«Объективность  социально – научного и социально  – политического познания»,

«Критические  исследования в области логики наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913), «Основные  социологические понятия».

      Развитие социологических представлений об обществе все время шло по нарастающей – от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту и Марксу. С каждым шагом наши знания углублялись и обогощялись. Наивысшим выражением стали идеи М. Вебера. Он не только создал самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложил методологический фундамент современной социологии, что было сделать еще труднее.

      Благодаря М. Веберу, а также его коллегам немецкая школа доминировала в мировой социологии вплоть до Первой мировой войны2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    I. БИОГРАФИЯ МАКСА ВЕБЕРА

Долгая  жизнь Макса Вебера насыщена разнообразными событиями, которые можно было бы объединить в отдельные эпизоды, но на самом деле каждая дата в его  жизнеописании богата на собственные  акценты.

3Он родился в 1864 году 21 апреля в Тюрингии в городе Эрфурт и прожил всего 54 года. Его отец занимался текстилем в Вестфалии, о матери известно гораздо больше. Она была крупным социальным деятелем, занималась религией и написанием научным трудов. Элен Валленштайн-Вебер очень любила сына и до самой смерти искренне интересовалась его философскими работами, она же и направляла его изыскания в течение всей его жизни.

В 1869 году вся семья Вебера переехала в  Берлин. Этот город, как и в жизни Г.Зиммеля, сыграл большую роль в судьбе Вебера. Здесь он избирался в муниципальный сейм, затем в сейм Пруссии и рейхстаг. В салоне своих родителей молодой Вебер познакомился со многими представителями творческой интеллигенции – философами, историками, экономистами, правоведами, психологами. Среди них были Дильтей, Моммзен, Трейчке,Зибель. Несомненно эти знакомства и встречи способствовали пробуждению поистине энциклопедических интересов будущего ученого.

В 1882 году Макс поступил в Гейдельбергский  университет на факультет права. Активная студенческая жизнь его  волнует только с точки зрения погружения в науку: он становится членом студенческого сообщества, участвует  в различных сборищах, сходках, организует объединения. Наряду с юриспруденцией он изучает философию, историю, экономику, теологию, т.е. те дисциплины, в рамках которых , он в последствии будет заниматься научным творчеством, причем очень серьезно в каждой из них. В 1883 его забирают на военную службу. Он проходил ее в течении года в Страсбурге сначала солдатом, а затем офицером имперской армии, чем всегда очень гордился.

4В 1884 г.он возобновляет  учебу- сначала в Берлинском, а затем в Геттигенском университетах.

5В 1886 г. Вебер сдает первые университетские экзамены по юриспруденции. Вслед за этим он начинает активно заниматься политикой, вступив в Общество социальной политики, куда входили представители университетской интеллигенции, интересовавшиеся соответствующими вопросами жизни общества. В 1889 году пишет свою диссертацию под наименованием "К истории торговых обществ в средние века", усердно изучает итальянский и испанский язык, а в 1891 еще одну "Римская аграрная история и её значение для государственного и частного права". Он работает над изучением вопроса области аграрного сектора экономики, что привлекает к нему внимание многих известных людей его времени. Блестящая защита сыграла важную роль в приглашении Вебера на должность профессора одной из кафедр факультета права Берлинского университета.

В 1893 году он женится на Марианне Шнитгер.

Начиная с 1894 Макс стал профессором кафедры политической экономии Фрайбургского университета. В этом же году вышла его книга по материалам исследования 1890-1892 гг. под названием «Тенденции к изменению положения сельскохозяйственных рабочих Восточной Германии».

В 1896г. Он принимает руководство кафедрой в Гейдельбергском университете. Ему приходится не раз менять место жительства.

6В 1897 его затрагивает тяжелая болезнь – расстройство нервов. Его причиной, вероятно, стало бурное объяснение с отцом, которого после разговора с сыном поразил инсульт. Четыре года Вебер не работает, чтобы обрести душевный покой. Он путешествует с женой по Италии, Корсике, Швейцарии.

7В 1902г. Возобновляет преподавательскую деятельность в Гейдельбергском университете, а в 1903 г. вместе с В. Зомбартом создает журнал «Архив социальной науки и социальной политики».

В 1904 г. Состоялась поездка Вебера в США, в г. Сент-Луис, где он участвовал в конгрессе социальных наук и  выступил с лекцией о капитализме  и сельском обществе в Германии. США производят на него очень глубокое впечатление. В этом же году в созданном  им журнале Вебер публикует первую часть «Протестантской этики  и духа капитализма», в следующем  году – вторую часть этой работы.

Внимание  немецкого социолога привлекает русская революция 1905г., и, чтобы  знакомиться с материалами о  ней в оригинале, изучает русский  язык. Более того, под его управлением выходят статьи о буржуазии в России.

В 1907 году Макс получает солидное наследство, что  позволяет ему оставить профессию  и полностью себя любимому делу –  науке. Он создает свой салон в Гейдельберге, который посещает большинство немецких ученых того времени: Виндельбандом, Еллинеком, Трёльчем, Науманом, Замбартом, Михельсом, Тённисом.

В 1908 Вебер  организует Немецкую ассоциацию социологов и издает свою работу по социальным наукам.

В 1909г.  он начинает писать свою главную социологическую  книгу «Хозяйство и общество», которая  будет издана после смерти ученого  его  женой.

В 1910 г. участвует в конгрессе Немецкого  общества социологов (возглавляемого Тённисом) и выступает на нем с  четкой антирасистской позицией. Вебер  избирается в состав руководящего комитета общества, однако в 1912 г. выходит из него из-за теоретических расхождений  по вопросу «о свободе от оценки»  ( он отстаивал необходимость такой свободы для социолога).

8В 1913г. была опубликована очень важная с точки зрения теоретической социологии статья ученого «О некоторых категориях понимающей социологии».

С началом  Первой мировой войны Вебер поступает  на военную службу, став руководителем  группы госпиталей Гейдельбергского района ( вплоть до конца 1915г.).

В 1916-1917 гг. он выполняет ряд различных  официальных миссий в столицах европейских  государств – Вене, Будапеште, Брюсселе, стремясь убедить руководителей  Германии в необходимости избегать расширения войны, однако считает, что  страна не должна уступать своих лидирующих позиций в мировой политике. В  годы войны ученый пишет и публикует  очень значимые работы, касающиеся прежде всего социологии религии. Это  «Хозяйственная этика мировых религий»(1915), несколько глав «Социологии религии» (1916). Вообще все социологические  исследования религии Вебера были объединены в трехтомник, в котором рассматривались  протестантизм, иудаизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, индуизм. Он планировал выпустить  четвертый том, посвященный исламу, но смерть помешала сделать это.

В 1918 г. Вебер едет в Вену читать лекции на летних курсах университета, в которых  излагает свое понимание социологии политики и религии. Зимой того же года он получает приглашение сделать  два доклада в Мюнхенском университете: «Наука как призвание и профессия» и «Политика как призвание  и профессия». 

В 1919 году ему предлагают место на кафедре  Мюнхенского университета, где он читает курс лекций об истории хозяйства. В Мюнхене социолог продолжает работать над книгой «Хозяйство и общество» , первые  части которой были отпечатаны осенью 1919 г., а весь текст – в 1922г. В университете он читает студентам лекции, посвященные социологическому учению  о категориях, а так же курс «История хозяйства» (напечатан в 1924 г. в виде отдельных работ . Содержание лекций было опубликовано в качестве вводной части в книге «Хозяйство и общество».

В июне 1920 г.  Вебер умирает.

9За время своей жизни успел написать множество книг и привнести в мир новое видение экономического строя. Особенно его интересовало влияние религии на экономику и политику, что по сути не затрагивал ни один ученый его времени.

Новые релизы появились лишь в 1956 году, когда  его идеи были положены в основы многих современных гуманитарных наук.

Что касается личной жизни Макса Вебера, то он был известен как человек широких  политических взглядов и жестких  моральных устоев. Он был предан своей любимой Марианне, детям, его  почитали как очень надежного  друга. 
 
 
 
 
 
 
 

2. Творческие периоды

    Первый период (до 1898) - до творческого перелома, связанного с расстройством здоровья. Вебер очень быстро сделал свою профессиональную карьеру, начав работать как историк хозяйства и права. Существовала исторически сложившаяся школа как права, так и хозяйства, и Вебер придерживался этой школы. Однако, он критически подходил к тенденции объединения науки, искусства и этики, считая, что наука имеет не ценностный характер. Для первого периода творчества М. Вебера характерен интерес к науке: современный и античный капитализм, открытие торгового общества в средневековье, правовое разделение между личным имуществом и владением средств производства. Последнее М. Вебер считает важным для возникновения современного капитализма. Заболевание началось в 1898 году и в продолжении четырех лет он не мог приступить к творческой работе. Именно в эти годы Вебер переосмысливает истоки и мотивы человеческой деятельности.

     Второй период (1903-1910) . После болезни, в 1902 году он начинает интересоваться методологическими вопросами. Безусловно, его личный кризис повлиял на его создание теории капитализма. М. Вебер придерживался точки зрения, что этика, которую он реализовывал в своей жизни, не могла быть истолкована материалистически. Люди в своей жизни следуют не только своим эгоистическим интересам. С точки зрения эгоиста бессмысленно накапливать капитал ради капитала, делать карьеру ради карьеры, существуют силы, необъяснимые материалистически. С другой стороны, возникла необходимость защитить логику исторического подхода, которую он разрабатывал долгое время. В начале 20 века бурно стали развиваться такие философские течения, как позитивизм и материализм. В это время для Вебера характерны попытки сформировать идеи по ту сторону материализма и идеализма.10 Понять человека, действующего не только под эгидой эгоизма, но и как человека способного к действию ради действия. По свидетельству жены философа Марьяны, Макс

Информация о работе Социология Макса Вебера