Социология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:46, лекция

Описание работы

Понятие «личность» и социологические теории личности
Социализация личности.
Девиантное поведение и социальный контроль.

Работа содержит 1 файл

7_¦Ъ¦-¦¬¦¬¦¬¦¦¦+¦¦_¦б¦-TЖ¦¬¦-¦¬¦-¦¦¦¬TП_¦¬¦¬TЗ¦-¦-TБTВ¦¬[1].doc

— 92.00 Кб (Скачать)


Тема: Социология личности

  1. Понятие «личность» и социологические теории личности
  2. Социализация личности.
  3. Девиантное поведение и социальный контроль.

1. Понятия «личность» и социологические теории личности.

Понятие «человек» употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей. Природа человека биосоциальная, она выражает единство биологического и социального.

Индивид – это единичный представитель человеческого рода.

Индивид становится личностью, вступая в общественные отношения, социальные связи с др. людьми.

Личность – это социальная составная человека, продукт социализации индивида.

Индивидуальность – это характеристика уникальности и неповторимости отдельной личности.

 

Социологический подход к изучению личности заключается в определении социальных качеств личности, т.е. тех, которые формируются под воздействием общества.

 

Теории личности:

1. Поведенческая теория Б. Скиннера и Дж. Хоманса рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы. Основной вывод теории: чем выше стимул, чем ценнее вознаграждение, тем чаще человек будет демонстрировать поощряемое поведение.

2. Марксистская теория личности определяет ее сущность как отражение совокупности всех общественных отношений. Поэтому изменение качеств личности связывает с изменениями общественных отношений и, прежде всего, отношений собственности.

3. Ролевая теория личности (Р.Линтон, Р.Мертон, Т.Парсонс). Социальная природа личности определяется ее социальным статусом и социальной ролью. Личность – это производное от социальных статусов, которые индивид занимает, и от социальных ролей, которые он исполняет в обществе. Основная идея теории: каждый человек, занимающий тот или иной статус, должен исполнять роли, соответствующие данному статусу.   Возникают ситуации, когда человек не может или не хочет выполнять требования социальной роли. Тогда вступает в силу социальный контроль, побуждающий человека вести себя в соответствии со статусом. Если этого не происходит, его статус в обществе изменяется (статус понижается или повышается).

4. Теория “зеркального Я” (Ч. Кули, Дж. Мид). Личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое зеркальное Я, которое состоит из трех элементов:

  1. представления о том, как его воспринимают другие люди;
  2. представления о том, как они его оценивают;
  3. как человек отвечает на воспринятую им реакцию других людей.

Таким образом, в теории “зеркального Я” личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы.

             Вывод:

1) Все социологические теории признают личность социальным образованием.

2) Человек личностью не рождается, а становится в процессе социализации.

2. Социализация личности

       Формирование личности – это многофакторный процесс. Факторы формирования личности:

  1. Биологическая наследственность создает множество темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.ею неповторимое, уникальное создание.
  2. Физическое окружение. Особенности климата, географических факторов и природных ресурсов формируют схожие групповые признаки личностей.
  3. Социализация - главный фактор формирования личности.

Под социализацией  понимают процесс усвоения личностью социального опыта, образцов поведения общества и групп, их ценностей, норм и установок.

Социализация – это специфическая черта человеческого общества. У животных проявляется ее простейшая форма – обучение. Человеческие индивиды, выросшие среди животных и не прошедших социализацию называются «феральные люди» от лат.fera — дикое животное «Маугли»).

Социализация  обеспечивает:

  1. превращение индивида из существа биологического в социальное, т.е. формирование личности;
  2. формирование социальных качеств личности, которые требуются для развития общества;
  3. подготовку индивидов к занятию социальных статусов и выполнению соответствующих ролей в обществе;
  4. социальную преемственность, делает возможным продолжение общества, передачу его культуры из поколения в поколение.

Стадии социализации:

  1. ранняя (первичная) социализация -  период от рождения до поступления в школу;
  2. обучение – школа и иные очные формы образования;
  3. социальная зрелость – период трудовой деятельности;
  4. вторичная социализация (ресоциализация) – перестройка социально зрелой личности, связанная, как правило, с овладением новой профессией (в т.ч. тотальные институты – тюрьма, психиатрические больницы);
  5. завершение активного жизненного цикла – с момента прекращения постоянной трудовой деятельности (пенсионный цикл).   

Социализация  личности длится всю жизнь. Этот процесс осуществляют агенты социализации – т.е. люди и учреждения, которые отвечают за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Агенты социализации:

    • семья, детский сад, школа, группы ровесников;
    • вузы, армия, трудовые коллективы;
    • СМИ;
    • социальная среда.

Основные  средства социализации:

    1. язык;
    2. ценности и нормы поведения. Ценности – это идеальные представления, принципы, с которыми личность соотносит свои поступки. Нормы – это правила мышления, поведения, общения;
    3. навыки и умения – это устойчивые образцы деятельности;
    4. статусы и роли;
    5. поощрения и санкции.

     В результате социализации формируется определенный тип личности, набор ее социальных качеств.

Выделяют следующие типы личности:

1. В соответствии  с потребностями развития общества  выделяют:

    1. базисный – система социальных качеств индивидов, которая соответствует потребностям функционирования и развития общества;
    2. реальный (модальный) – тип личности, который доминирует на данном этапе развития общества. Его можно описать на основе результатов соц. исследований.
    3. идеальный тип личности – качества личности, которые современники хотели бы видеть в человеке. Такой тип личности можно выделить лишь условно.

 

2. В зависимости от ценностных ориентаций выделяют:.

  1. Традиционалисты - ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации выражены весьма слабо.
  2. Идеалисты, наоборот, в них сильно выражены независимость, критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение авторитетами.
  3. Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм — с самодисциплиной и самоконтролем. Скептицизм - состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений. Научный скептицизм - философская позиция, согласно которой все утверждения, не имеющие эмпирических доказательств, должны быть подвергнуты сомнению.

Необходимо  различать:

  • социализацию,
  • ресоциализацию (процесс усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения, например, в связи с изменением места жительства, места работы, социального статуса);
  • десоциализацию (процесс утраты социальных связей, например, в связи с уходом на пенсию, тяжелой болезнью или тюремным заключением).

 

3. Девиантное поведение и социальный контроль

Девиантное  поведение – это осознанное отклонение от социальных норм.

Девиантность – это результат неудачной социализации (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид и пр.). Это поведение влечет за собой наказание (изоляцию, лечение, тюремное заключение).

В широком  смысле термин «девиантность» подразумевает любое отклонение от принятых социальных норм.

Девиантное поведение может быть одобряемым и неодобряемым:

  • неодобряемое – революционеры, террористы, непатриоты, предатели, преступники, вандалы, бродяги…
  • одобряемое – национальные герои, патриоты, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники, политические лидеры, передовики труда.

Виды неодобряемого девиантного поведения: (выделяются в зависимости от степени нарушения социальных норм).

  1. Собственно девиантное поведение (узкое значение) -  отступления от норм морали и этикета.
  2. Делинквентное поведение - нарушения норм права, влекущие юридическую ответственность не уголовного характера (мелкое хищение продуктов в магазине, драки без нанесения тяжких телесных повреждений, опоздание на работу и занятия).
  3. Криминальным поведение - нарушения норм уголовного права (преступления).

Теории девиантного поведения

1. Теория навешивания ярлыков. 

Эта теория основана на двух положениях:

  1. девиантным именуется поведение, на которое с успехом может быть навешен ярлык девианта. Девиация содержится не столько в самом действии, сколько в реакции других на это действие.
  2. навешивание ярлыков продуцирует девиацию. Ответ девианта на социальную реакцию ведет к повторной девиации.

      Девиация – это своего рода клеймо, которое социальные группы, обладающие властью, ставят на поведение других, менее защищенных групп.

     Процесс обретения криминальной идентичности называют также стигматизацией. Стигма – это социальный признак, дискредитирующий индивида или даже целую группу. Бывают стигмы индивидуального характера (дефект или уродство, гомосексуальность) и социальных коллективностей (раса или племя).

 

2. Аномическая концепция девиации Р.Мертона.  Ее суть: базовой причиной  девиации является разрыв между институциональными культурными целями и доступностью социально одобряемых средств их достижения.

На этом основании Мертон выделил 5 типов приспособления людей  к социально и культурно заданным целям и средствам:

  1. Конформность - это единственный тип поведения, не являющийся девиантным. Индивид принимает одобряемые цели и использует законные и моральные средства достижения цели.
  2. Инновация – индивид принял культурные цели, но не считает доступные для него средства эффективными для достижения  целей. Индивид инициирует использование новых (порой незаконных) средств для достижения целей (рэкет, воровство, злоупотребления и др.).
  3. Ритуализм. Индивид предпочитает безусловное соблюдение социальных норм и средств и отказывается от цели. Это позиция чрезмерно осторожного человека. Этот тип девиации противоположен инновации.
  4. Ретритизм (эскапизм англ. - бежать, спасаться)– это стремление к уходу от действительности, неприятие своего социального мира (анархия, наркомания, бродяжничество). Люди с такой ориентацией, не приемлют ни господствующих социальных целей, ни социально одобряемых средств их достижения. Это люди не от мира сего – отшельники, мечтатели, наркоманы.
  5. Мятеж (бунт, заговор, путч) - активный отказ от приспособления к действующим нормам, выражается в стремлении утвердить в обществе новые цели и новые способы поведения. Распространён в обществах, находящихся в состоянии глубокого кризиса.

Социальный контроль

Социальный  контроль включает в себя совокупность норм и ценностей, а также санкции, применяемые в целях обеспечения необходимого поведения индивидов и социального порядка.

Формы социального  контроля:

  1. формальный (уголовное и гражданское право, органы внутренних дел, суды и т.д.);
  2. неформальный - общественный.

 

Социальный  контроль предполагает применение санкций.

Виды санкций:

  1. позитивные:
  1. формальные - публичное одобрение со стороны власти, вручение почетной грамоты, награды, сооружение памятника и др.;
  1. неформальные – слава, уважение, признание авторитета, одобрение со стороны окружения и СМИ;
  1. негативные:
  1. формальные - наказания, предусмотренные законом (замечания, предупреждения, штраф, арест, лишение свободы и гражданских прав, конфискация имущества);
  2. неформальные – общественное осуждение (высказывание неудовольствия, отказ подать руку и поддерживать дружеские отношения и др.).

Сущность  социального контроля заключается в стремлении общества:

  1. культивировать «социально желательные» формы поведения,
  2. препятствовать девиантному поведению,
  3. возвращать девианта в русло соблюдения социальных норм.

Информация о работе Социология личности