Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 19:38, лекция
1/Понятие об объекте, предмете и методах исследования науки.
2/Гуманитарные и социальные науки, их специфика в изучении общества.
3/ Развитие взглядов на предмет социологии.
4/ Социологическое исследование как инструмент познания общества. Методы социального познания: анализ документов, опрос, наблюдение, эксперимент, их возможности и специфика. Применения конкретно- социологических исследований в изучении социальных проблем на производстве.
5/Цели и задачи изучения основ социологии студентами средних специальных заведений. Социологическая информация в профессиональной деятельности студента.
Лекция
Тема 1.1. Социология как общественная наука.
Вопросы:1. Понятие об объекте, предмете и методах исследования науки.
2. Гуманитарные и социальные науки, их специфика в изучении общества.
3. Развитие взглядов на предмет социологии.
4. Социологическое исследование как инструмент познания общества. Методы социального познания: анализ документов, опрос, наблюдение, эксперимент, их возможности и специфика. Применения конкретно- социологических исследований в изучении социальных проблем на производстве.
5. Цели и задачи изучения основ социологии
студентами средних специальных заведений.
Социологическая информация в профессиональной
деятельности студента.
1. Объектом социологического познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет. Социология как наука может быть рассмотрена с позиций объекта социологии и предмета социологии. Объектом социологии в более широком смысле являются:
Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей. Итак,
Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа. Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.
Методы исследования. В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные — это статистические и математические методы.
Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.
Социология считается молодой наукой, которая ещё находится в процессе становления. Существует множество отраслей социологии, их число продолжает расти. С социологией также тесно связаны такие науки, как психология, политология, культурология, антропология, и другие гуманитарные дисциплины. Социологическое исследование – это инструмент познания общества.
Источник информации | Методы |
Документальный | Анализ документов, контент-анализ. |
Внешние проявления социальных явлений | Наблюдение |
Человек | Опрос (анкета, интервью) |
Малая группа | Социометрический опрос |
Социальный опыт | Экспертный опрос |
1. Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри».
2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.
3. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:
4. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.
5. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка.
Функции социологии.
Таким образом, социология является инструментом непосредственного социального преобразования, теоретическим источником социальной политики на всех уровнях общественной структуры.
Можно привести такой очень показательный пример использования социологии. Есть сообщения, что методы социологии пытаются взять на вооружение мафиозные структуры. Газета "Известия" 19 января 1996 г. рассказала о таком эпизоде. В Москве в одном из элитарных домов некая женщина предложила всем жильцам заполнить анкеты. Был обещан приз — цветной телевизор. Общенациональное исследование проводилось Независимым центром изучения рыночных отношений, а цель его — проанализировать образ жизни российских граждан. Надо было ответить на 50 вопросов, в том числе: в каком конкретном магазине семья покупает товары и продовольствие, когда в этот магазин ходят и кто остается дома, хотят ли купить дачу, импортную машину, не коллекционируют ли монеты, приватизирована ли квартира, не собирается ли хозяин за границу, возьмет ли с собой семейство, есть ли мобильный телефон?
Хорошо, что в этом подъезде нашлась студентка, которая показала анкету специалистам. Те изумились: какое общенациональное исследование, если все респонденты живут в одном доме, такого не может быть. Начали искать Независимый центр изучения рыночных отношений — не нашли. Скорее всего, это был элементарный опрос с целью дальнейшего ограбления квартир.
Существует общий термин - «науки об обществе», или «социальные науки» (в широком смысле). Однако эти понятия неоднородны. С одной стороны, есть экономика, социология, наука о праве. С другой - антропология, науки об искусстве, история, культурология. Первые называют социальными в узком смысле слова, в отличие от вышеупомянутого широкого. Вторые - гуманитарными науками. После этой эмпирической классификации необходимо обсуждение критериев разделения на гуманитарные и социальные науки.
Единая система наук об обществе, называемая общественными науками, социальными науками (в широком смысле слова), социально-гуманитарными науками, подразделяется на социальные (в узком, выше представленном смысле слова) науки и науки гуманитарные.
По вопросу об их разделении существует несколько точек зрения.
1. Разделение
наук по предмету: социальные
науки изучают общие
2. Разделение наук по методу, социальные науки - это те, в которых используется метод объяснения, гуманитарными называют науки, где базовым методологическим средством является понимание.
3. Разделение наук одновременно по предмету и методу. Это предполагает, что специфический объект диктует специфические методы.
4. Разделение наук в соответствии с исследовательскими программами. В истории развития социальных наук применялись в основном первые три метода.
Представитель Баденской школы неокантианства В. Виндельбанд (1848-1915) противопоставил естественным наукам исторические, или иначе: наукам о природе - науки о культуре. Им соответствует различие в методах. Первые используют обобщающий метод, вторые - описательные, индивидуализирующие методы. Другой представитель этой школы - Г. Риккерт (1863-1936) считал, что науки делятся на науки о природе (естествознание) и науки о культуре, об истории, чему соответствует различие методов: обобщающие, независимые от ценностей, направленные на выявление закономерностей методы первой группы наук, и индивидуализирующие, связанные с ценностями методы второй группы наук.
Те из наук об обществе, которые похожи на науки о природе по методам, например, социология, получают название социальных наук, те, которые ближе к истории, являются науками о культуре, - гуманитарных наук. Наиболее современным и перспективным способом разделения социальных и гуманитарных наук может стать их разделение на основе используемых исследовательских программ.
Следуя ему, к социальным наукам надо отнести те, которые используют натуралистическую программу с присущей ей моделью объяснения, разделением субъект-объектных отношений.
Гуманитарными науками будут называться те, которые применяют антинатуралистическую культурцентристскую исследовательскую программу с характерным для нее устранением субъект-объектного противостояния посредством раскрытия субъектных характеристик объекта и использованием «понимающей» методологии.
Научное социальное знание - наиболее объективированный и приближенный к естественным наукам тип знания об обществе, изучающий законы функционирования и развития отдельных социальных сфер и общества в целом, объективные закономерности общественного развития. Здесь субъект-объектное противостояние, противостояние исследователя и изучаемого им фрагмента действительности, намеренно и методически заостряется. Иными словами, описанию и объяснению в такого рода науках поддается лишь то, что имеет значение всеобщего и охватывается в форме понятия.
Гуманитарные науки - это науки о человеке, истории, культуре. Но их существование конституировано не столько объектом (знание о человеке, истории, культуре может быть получено не только в гуманитарной, но и социальной форме), сколько выбором культурцентристской исследовательской программы, предполагающей выделение субъектной природы самого объекта исследования, диалектики объективного (присущего научному знанию) и субъективного (присущего самому объекту исследования). При этом осуществляется такое же объективное конструирование предмета исследования, как и в социальном знании, но оно, как будет показано ниже, ограничено структурами повседневности.