Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 13:03, контрольная работа

Описание работы

Объектом исследования для любой науки является реальность, существующая независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания о ней и не зависят от него. Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, то есть полностью зависит от самого знания и является его частью.

Содержание

Объект и предмет социологии
Структура социологического знания
Функции социологии в обществе

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 26.56 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Марийский государственный технический университет 

Кафедра социальных наук и технологий 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине

«Социология»

«Социология как наука»

Зачетная  книжка № 1100423194 

                  Выполнила:

                  студент гр. ЗуФК-21.

                  Кузнецова Екатерина Викторовна

                  Проверила:

                  Тумбаева И. Д. 
                   
                   
                   
                   
                   

Йошкар-Ола

2011

План:

  1. Объект и предмет социологии
  2. Структура социологического знания
  3. Функции социологии в обществе
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Объект  и предмет социологии

    Объектом  исследования для любой науки  является реальность, существующая независимо от нашего знания о ней. Это могут  быть физические тела, взаимодействующие  друг с другом, живые организмы  или человек. Важно то, что все  эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания о ней  и не зависят от него. Предмет  исследования, напротив, существует только в голове исследователя, то есть полностью  зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет  исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние  других, не выделенных нами сторон. Следовательно, каждому объекту исследования может  соответствовать несколько предметов  изучения. Но в самом объекте не содержится никакого предмета исследования. По словам Г. Щедровицкого, предмет  исследования «может быть выделен как  особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом».

    Для социологии объектом является общество. Однако общество слишком крупный  и сложный объект для одной  науки, его изучает несколько  родственных наук – политология, экономика, право, психология, антропология, социология. У каждой науки свой предмет исследования. Экономика изучает процессы производства материальных благ, психология -- различные виды и формы поведения личностей и влияние на него социального окружения и т. д. Особенность предмета социологии - в его мультипарадигматичности. Это означает, что в социологии существует несколько концептуальных моделей (парадигм), на которые опираются различные авторы, по-разному понимающие социальную реальность. Например, Дюркгейм считал социологию наукой об институтах, их генезисе и функционировании. Г. Зиммель полагал, что предмет социологии «заключает в себе множество движений… отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчиненными и бесконечное число других вопросов». П.Сорокин заявлял, что социология изучает явления взаимодействия друг с другом с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, - с другой. У Э. Гидденса предметом социологии является социальная жизнь человека, групп и обществ. Как видите, рабочих определений предмета социологии столько, сколько социологов. В основу данного учебного пособия положено определение предмета социологии, данное С.Фроловым: социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.

    В понятие социальной структуры входит взаимное расположение индивидов и  групп в обществе, их взаимосвязи, т.е. взаимные контакты, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств  массовой информации. Под условиями  существования социальных структур понимаются прежде всего физическая окружающая среда и культура. Социальные процессы представляют собой динамику развития общества и охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Структура социологического знания

Структура социологического знания – это не просто совокупность различных представлений, взглядов и научных понятий об обществе, а определенная упорядоченность знаний о нем, его явлениях и процессах. (Структура – строение, расположение, порядок).

Наиболее  распространенной является трехуровневая  структура социологического знания, в которой выделяются:

  • общесоциологические теории;
  • специальные (частные) социологические теории;
  • конкретные социологические исследования.

    Эти три уровня различаются глубиной социологического анализа общественных явлений и широтой обобщений  и выводов.

    Общесоциологические теории касаются глубинных, или как говорят, сущностных моментов развития общества. На уровне общесоциологических теорий делаются научные обобщения и выводы о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования социальных явлений, о движущих силах развития общества и т. п. К общесоциологическим можно отнести теории общественной, прежде всего, производственной деятельности, теории общественных отношений, раскрывающих природу и содержание экономических, политических, правовых, нравственных, религиозных и других отношений между людьми. На этом же уровне исследуется взаимодействие различных сфер жизнедеятельности общества (экономической, политической, социальной и духовной), вскрываются и анализируются их взаимосвязи и взаимозависимости.

    На  уровне общесоциологических теорий каждое социальное явление рассматривается  с точки зрения его места и  роли в обществе, его многообразных  связей с другими социальными  явлениями.

    Специальные социологические теории касаются исследования отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Их познавательная область намного уже, чем общесоциологических и ограничен, как правило, конкретными подсистемами общества, например, экономической или социальной. В этом случае исследуются проблемы социально-экономических отношений, производственной деятельности людей, главным образом ее социальные аспекты, а также условия труда и социальной защиты различных категорий населения, вопросы образования, здравоохранения, быта и отдыха людей, социального обеспечения и т. д. Цели исследования заключаются в том, чтобы на основе использования статистических материалов, данных социологических исследований и другой информации получить исчерпывающие сведения относительно данных сфер общественной жизни или же их отдельных сторон, а также сделать научно обоснованные выводы об оптимальном решении имеющихся проблем.

    Среди отраслей знания, основное содержание которых составляют специальные  социологические теории, можно назвать  социологию труда, социологию молодежи и социологию семьи, социологию политических отношений, социологию религии, социологию культуры, социологию личности и другие.

    Конкретные  социологические исследования проводятся в виде анкетных опросов, интервью, наблюдений и т. д. Их цель состоит в получении объективных данных о различных сторонах социальной действительности, а также с целью изучения общественного мнения относительно тех или иных событий или проблем общественной жизни. Данные этих исследований могут служить основанием для выработки рекомендаций относительно решения текущих и перспективных задач общественной жизни, деятельности различных социальных групп, трудовых коллективов, политических партий и движений. Они могут быть осмыслены на уровне специальных и общесоциологических теорий и использованы в решении актуальных, порой весьма существенных проблем развития общества.

    Кроме этой, трехуровневой структуры социологического знания выделяют ряд двухуровневых структур.

    По широте охвата изучаемых явлений различают макросоциологический и микросоциологический уровни. Макросоциология ориентирована на анализ больших социальных структур и общностей, глобальных социальных систем и процессов. Микросоциология обращена к анализу частных, локальных процессов, межличностных и межгрупповых взаимодействий, внутренних аспектов поведения и действий людей.

    По  степени обобщения изучаемого материала и используемым методам выделяют теоретический и эмпирический уровни. Теоретическая социология объясняет социальную реальность сквозь призму общих и специфических тенденций ее функционирования и развития и использует методы теоретического анализа – индукцию и дедукцию, анализ и синтез, умозаключение по аналогии и т. п. Эмпирическая социология (эмпирия – опыт) направлена на изучение повседневной практической деятельности людей и использует специальные эмпирические методы исследования – опросы, наблюдения, изучение документов и др. Абсолютной границы между теоретическим и эмпирическим уровнями знания нет. В развитых науках, как правило, не бывает чисто теоретических или чисто эмпирических исследований. Эмпирическое исследование в той или иной степени всегда оказывается включенным в контекст определенной теории, а теоретический анализ не может не опираться на факты, содержащиеся в эмпирическом знании.

    По ориентации социологии на конечный результат выделяют фундаментальный и прикладной уровни. Цель фундаментальных исследований – приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области. Прикладные исследования имеют своей целью изучение актуальных, имеющих практическую значимость, проблем и выработку рекомендаций для их решения.

    Все выделенные нами структурные элементы социологического знания тесно связаны друг с другом и в своем единстве образуют сложную и многогранную систему. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Функции социологии в обществе

    Социология  непосредственно включается в жизнь  общества через выполнение ею определенных социальных функций. К ним в первую очередь относятся:

  • Теоретико - познавательная (социология на всех своих уровнях и во всех своих составляющих компонентах обеспечивает приращение нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает перспективы социального развития, обнаруживает в обществе то, что требует радикальных преобразований и изменений.
  • Описательно - информационная (социологи проводят систематическое описание и накопления материала, на основе которого в дальнейшем делаются практические выводы, принимаются управленческие решения, законодательные акты, осуществляется социальный контроль над социальными процессами; информация социологов помогает проанализировать состояние социально - психологического климата и напряжения в трудовых коллективах , учебных группах, учреждениях, предотвратить возникновение и взрыва социальных конфликтов);
  • Социального планирования (социологи предоставляют результаты своих исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни, благодаря чему социальное планирование осуществляется во всех странах мира независимо от социальных систем; она охватывает различные отрасли, начиная от процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов и сел, отдельных предприятий, коллективов).
  • Прогностическая функция (социологи способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов и сообществ в будущем; особенно важно иметь такие прогнозы в переходные, как сейчас, эпохи развития общества. В этом аспекте социология может определять диапазоны возможностей и вероятностей; подать несколько сценариев возможных процессов связанных с каждым из выбранных вариантов, определять побочные эффекты, а также долгосрочные последствия).
  • Организационно - технологическая функция. В ее основе лежит создание социальных технологий, определяющих порядок и правила практических действий для достижения конкретного результата в развитии социальной организации, социального процесса или социальных отношений. Сейчас это становится особенно актуальным для общественной практики, и социология призвана решать эту проблему. 
    На практике социальная технология предусматривает комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих внедрение и реализацию предусмотренных ею процессов. Таким образом, организационно - технологическая функция социологии продолжает функцию социального проектирования, поскольку без проекта предусмотренного социального результата невозможно создать и социальную технологию как систему средств для достижения этого результата.
  • Управленческая функция. Социология непосредственно связана с управленческой деятельностью. Научные результаты социологии - рекомендации, предложения, методики, оценки различных характеристик субъекта, его практики - является исходным материалом разработки и принятия управленческого решения.
  • Инструментальная функция. Наряду с общими методами социального познания социология вырабатывает подходы и средства анализа социальной реальности, что обусловлено необходимостью отразить социальное выше в его конкретном виде, разработать пути его усовершенствования. При этом большое значение приобретают методы и инструменты поиска, регистрации, измерения, обработки, анализа, обобщения первичной социологической информации. Наиболее общим инструментом этой деятельности может рассматриваться именно социологическое исследование с его методами. Важное значение имеют и методы коллективного поиска решения проблем, а именно: деловые игры, мозговая атака и другие средства определения путей преобразования социальных отношений.

Информация о работе Социология как наука