Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 13:03, контрольная работа
Объектом исследования для любой науки является реальность, существующая независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания о ней и не зависят от него. Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, то есть полностью зависит от самого знания и является его частью.
Объект и предмет социологии
Структура социологического знания
Функции социологии в обществе
Министерство образования и науки Российской Федерации
Марийский
государственный технический
Кафедра
социальных наук и технологий
Контрольная работа по дисциплине
«Социология»
«Социология как наука»
Зачетная
книжка № 1100423194
Выполнила:
студент гр. ЗуФК-21.
Кузнецова Екатерина Викторовна
Проверила:
Тумбаева
И. Д.
Йошкар-Ола
2011
План:
Объектом
исследования для любой науки
является реальность, существующая независимо
от нашего знания о ней. Это могут
быть физические тела, взаимодействующие
друг с другом, живые организмы
или человек. Важно то, что все
эти объекты окружающей действительности
существовали до нашего знания о ней
и не зависят от него. Предмет
исследования, напротив, существует только
в голове исследователя, то есть полностью
зависит от самого знания и является
его частью. Определяя предмет
исследования, мы чисто абстрактно
выделяем одну или несколько сторон
объекта и пытаемся изучить их,
учитывая или не учитывая влияние
других, не выделенных нами сторон. Следовательно,
каждому объекту исследования может
соответствовать несколько
Для социологии объектом является общество. Однако общество слишком крупный и сложный объект для одной науки, его изучает несколько родственных наук – политология, экономика, право, психология, антропология, социология. У каждой науки свой предмет исследования. Экономика изучает процессы производства материальных благ, психология -- различные виды и формы поведения личностей и влияние на него социального окружения и т. д. Особенность предмета социологии - в его мультипарадигматичности. Это означает, что в социологии существует несколько концептуальных моделей (парадигм), на которые опираются различные авторы, по-разному понимающие социальную реальность. Например, Дюркгейм считал социологию наукой об институтах, их генезисе и функционировании. Г. Зиммель полагал, что предмет социологии «заключает в себе множество движений… отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчиненными и бесконечное число других вопросов». П.Сорокин заявлял, что социология изучает явления взаимодействия друг с другом с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, - с другой. У Э. Гидденса предметом социологии является социальная жизнь человека, групп и обществ. Как видите, рабочих определений предмета социологии столько, сколько социологов. В основу данного учебного пособия положено определение предмета социологии, данное С.Фроловым: социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.
В
понятие социальной структуры входит
взаимное расположение индивидов и
групп в обществе, их взаимосвязи,
т.е. взаимные контакты, действия и взаимодействия,
осуществляемые как на основе межличностного
общения, так и с помощью средств
массовой информации. Под условиями
существования социальных структур
понимаются прежде всего физическая окружающая
среда и культура. Социальные процессы
представляют собой динамику развития
общества и охватывают все стороны деятельности
людей в обществе, обеспечивая его функционирование
и развитие.
Структура социологического знания – это не просто совокупность различных представлений, взглядов и научных понятий об обществе, а определенная упорядоченность знаний о нем, его явлениях и процессах. (Структура – строение, расположение, порядок).
Наиболее распространенной является трехуровневая структура социологического знания, в которой выделяются:
Эти три уровня различаются глубиной социологического анализа общественных явлений и широтой обобщений и выводов.
Общесоциологические теории касаются глубинных, или как говорят, сущностных моментов развития общества. На уровне общесоциологических теорий делаются научные обобщения и выводы о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования социальных явлений, о движущих силах развития общества и т. п. К общесоциологическим можно отнести теории общественной, прежде всего, производственной деятельности, теории общественных отношений, раскрывающих природу и содержание экономических, политических, правовых, нравственных, религиозных и других отношений между людьми. На этом же уровне исследуется взаимодействие различных сфер жизнедеятельности общества (экономической, политической, социальной и духовной), вскрываются и анализируются их взаимосвязи и взаимозависимости.
На уровне общесоциологических теорий каждое социальное явление рассматривается с точки зрения его места и роли в обществе, его многообразных связей с другими социальными явлениями.
Специальные социологические теории касаются исследования отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Их познавательная область намного уже, чем общесоциологических и ограничен, как правило, конкретными подсистемами общества, например, экономической или социальной. В этом случае исследуются проблемы социально-экономических отношений, производственной деятельности людей, главным образом ее социальные аспекты, а также условия труда и социальной защиты различных категорий населения, вопросы образования, здравоохранения, быта и отдыха людей, социального обеспечения и т. д. Цели исследования заключаются в том, чтобы на основе использования статистических материалов, данных социологических исследований и другой информации получить исчерпывающие сведения относительно данных сфер общественной жизни или же их отдельных сторон, а также сделать научно обоснованные выводы об оптимальном решении имеющихся проблем.
Среди отраслей знания, основное содержание которых составляют специальные социологические теории, можно назвать социологию труда, социологию молодежи и социологию семьи, социологию политических отношений, социологию религии, социологию культуры, социологию личности и другие.
Конкретные
социологические исследования
Кроме
этой, трехуровневой структуры
По широте
охвата изучаемых явлений различают макросоциологический
и микросоциологический уровни. Макросоциология ориентирована
на анализ больших социальных структур
и общностей, глобальных социальных систем
и процессов. Микросоциология
По степени обобщения изучаемого материала и используемым методам выделяют теоретический и эмпирический уровни. Теоретическая социология объясняет социальную реальность сквозь призму общих и специфических тенденций ее функционирования и развития и использует методы теоретического анализа – индукцию и дедукцию, анализ и синтез, умозаключение по аналогии и т. п. Эмпирическая социология (эмпирия – опыт) направлена на изучение повседневной практической деятельности людей и использует специальные эмпирические методы исследования – опросы, наблюдения, изучение документов и др. Абсолютной границы между теоретическим и эмпирическим уровнями знания нет. В развитых науках, как правило, не бывает чисто теоретических или чисто эмпирических исследований. Эмпирическое исследование в той или иной степени всегда оказывается включенным в контекст определенной теории, а теоретический анализ не может не опираться на факты, содержащиеся в эмпирическом знании.
По ориентации социологии на конечный результат выделяют фундаментальный и прикладной уровни. Цель фундаментальных исследований – приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области. Прикладные исследования имеют своей целью изучение актуальных, имеющих практическую значимость, проблем и выработку рекомендаций для их решения.
Все
выделенные нами структурные элементы
социологического знания тесно связаны
друг с другом и в своем единстве образуют
сложную и многогранную систему.
Социология непосредственно включается в жизнь общества через выполнение ею определенных социальных функций. К ним в первую очередь относятся: