Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 21:13, реферат
Свою роль в современном обществе социология, как наука, определяет через функции, которые она выполняет. Это теоретико-познавательная, практическая и мировоззренческая функции.
В системе наук об обществе социология занимает ведущее место. Во-первых, социология дает другим общественным наукам научно обоснованную теорию общества и его структурных элементов. Во-вторых, представляет другим наукам технику и методику изучения человека и его деятельности, а также методы измерения этой деятельности.
Введение...................................................................................................................3
1. Предмет и объект социологии…………………………………………………5
2. Метод социологии……………………………………………………………...7
3. Структура социологического знания………………………………………...12
4. Функции социологии………………………………………………………….14
5. Место социологии в системе наук…………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21
заочное отделение
по дисциплине «Социология»
на тему «Социология как наука»
Содержание
Введение......................
1. Предмет и объект социологии…………………………………………………5
2. Метод социологии……………………………………………………
3. Структура социологического знания………………………………………...12
4. Функции социологии……………………………………………………
5. Место социологии в системе наук…………………………………………...16
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Социология - признанный лидер научных дисциплин, исследующих реальные социальные процессы во всем их многообразии. За небольшой для науки срок социология превратилась в широко разветвленное многоуровневое знание, во многом определяющее как представления нашего современника о себе и окружающей социальной реальности, так и культуру его социального мышления, стремление к доказательности, конкретности социальных идей и теорий.
В обыденном сознании социология ассоциируется с опросами общественного мнения и предвыборными прогнозами, которые редко сбываются. Средства массовой информации с необыкновенной легкостью оперируют данными так называемых «социологических исследований». Ставшие в последнее время особенно популярными опросы населения, выясняющие мнения людей по различным вопросам, не столько прибавляют популярности социологии, сколько создают о ней ложное впечатление.
На самом же деле социология – это серьезная наука. Даже при изучении социологии в ВУЗах, далеко не всегда можно разглядеть за академической сухостью учебников, сложным языком изложения, облекающим самые простые понятия в псевдонаучную терминологию, живое содержание этой науки, ее направленность на решение актуальных жизненных проблем.
Социологическое знание – это универсальное знание, позволяющее людям в полной мере учитывать социальные последствия любых действий, повышать эффективность деятельности и уменьшать возможность ошибок. Имея прямой выход на все виды человеческой деятельности, социологическое знание может помочь человеку реализовать свои способности, проявить деловые качества и занять достойное место в социальной организации.
Происходящие в последнее время глубокие перемены в российском обществе предъявляют все более высокие требования к способности человека адаптироваться к новым реалиям жизни. Общество, в котором мы живем, представляет собой сложнейшую систему социальных связей, взаимодействий и отношений индивидов и их групп. Каждый индивид включен в различные группы и в своей жизнедеятельности зависит от отношения и поведения других людей. Эффективное функционирование человека в обществе требует знания законов и закономерностей, которые носят название социальных. Конечно, успеха можно добиться и без специальной подготовки, основываясь на жизненном опыте, на обыденности знаний об окружающем нас мире людей, т.к. приобретение таких знаний требует, во-первых, много времени, во-вторых, чревато серьезными неприятностями, ибо приобретается методом проб и ошибок. Вот поэтому информация о том, как складываются и влияют на нашу жизнь социальные нормы, связи и отношения, по которым строится и функционирует современное общество, имеет такую же значимость, как карта для путешественника.
1. Предмет и объект социологии.
Представления о предмете социологии менялись на протяжении всей истории ее существования. Название этой науки было предложено французским ученым Огюстом Контом в 1838 г. Социология (фр. sociologos, от лат. cocietas – общество и греч. logos - теория, учение) - учение об обществе. Неопределенность предмета социологии была связана, во-первых, с изменением представлений об объекте науки, поскольку социология в разных странах формировалась и развивалась в различных общественных условиях, что предопределяло «социальный заказ», т.е. спрос на исследование вполне определенных сторон социальной действительности; во-вторых, с развитием новых парадигм и изменением общих методических принципов социологического исследования. Поэтому прежде чем рассматривать, как социология определяет свой предмет, следует выяснить, что является объектом исследования социологии.
Объектом социологического познания является общество. Но выделения понятия «общество» в качестве исходного для определения предмета социологии недостаточно. Общество является объектом изучения всех общественных и гуманитарных наук. То же самое можно сказать и о понятии «социальная реальность». Ключ к пониманию научного статуса социологии лежит в различии ее объекта и предмета.
Объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективно реальности. Отличие различных наук друг от друга состоит в том, что даже на одном объекте они исследуют свои специфические законы и закономерности, которым подчинено развитие и функционирование данного объекта. Так, развитие и функционирование общества определяется требованиями экономических, социальных, демографических, психологических и других законов и закономерностей, которые являются предметом соответствующих наук. У каждой из них есть свой участок, круг проблем, изучаемых именно этими науками, т.е. предмет.
Обычно, согласно сложившейся традиции, при определении предмета социологического знания выделяется в качестве «ключевого» то или иное социальное явление. К числу таких явлений относятся: групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социального действия, социальные группы и общности, социальные процессы и социальная жизнь.
И хотя вопрос о предмете социологии до сих пор остается нерешенным, его определяющим свойством является то, что он представляет собой совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Поскольку эти связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте всегда организованы определенным образом, постольку объект социологии выступает как целостная система. Задачей социологии является типологизация этих систем, исследование связей и отношений каждого социального объекта на уровне закономерностей и целенаправленное управление поведением людей. Итак, понятия социального, социальных явлений и процессов, социальных связей и отношений, способа их организации являются исходными для понимания предмета социологии, а социальных закономерностей – для понимания его сущности. Социальная закономерность – объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование и развитие общества как целостной социальной системы или отдельных его подсистем.
Центральной категорией социологии является – социальное явление, т.е. совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми и общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Иначе говоря, это проявление общественных отношений на межличностном уровне социального взаимодействия.
Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуя тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Итак, социальное, являясь результатом взаимодействий, отражающим их содержание и характер, является свойством, внутренне присущим индивидам и общностям, формирующимся в результате процессов социализации и интеграции человека в общество, в общественные отношения.
При этом социальное может рассматриваться на нескольких уровнях: на индивидуальном уровне (на уровне взаимодействия между двумя индивидами), на уровне микросообществ (семья, бригада работников и т.п.), на уровне крупных сообществ (этнические, территориальные и другие общности), на уровне сообществ – обществ (социальный уровень) и на уровне глобального (мирового) сообщества.
2. Метод социологии.
Каждая наука, выделяя для себя особую область исследования – свой предмет, вырабатывает и свой специфический способ его познания – свой метод, который можно определить как способ построения и обоснования знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Верная картина исследуемого явления может быть получена лишь при правильном методе познания.
Метод (от греч. methodos – букв. «путь к чему-либо») – это своего рода компас, ориентируясь по которому, исследователь постигает сущность предмета. Строго говоря, речь должна идти не о методе, а о методах социологии. Понятие «метод социологии» употребляется в собирательном, обобщающем смысле. Таким образом, социологический метод – собирательное понятие, характеризующее основные установки социолога, реализуемые в процессе социологического исследования и ведущие к расширению и углублению сферы социологического знания. Это конкретные познавательные ориентации, подходы приемы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании: микро- или макроподход, изучение частного случая или массовое обследование, свободное интервью или формализированный опрос и т.д.
В самом общем смысле методы социологии можно объединить в две группы: общенаучные и частно-научные. К общенаучным относятся те методы, которые используются всеми другими науками.
Это такие методы как сравнительный, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, критическо-диалектический, генетический, наблюдение, эксперимент и другие. Вполне понятно, что эти методы используются по-своему, с учетом специфики предмета социологии.
К частно-научным относят методы, разработанные и используемые именно данной наукой. К таким специфическим методам социологии можно отнести опрос, биографический метод, метод социометрии и др.
Одной их важнейших характеристик метода социологии является опора в изучении социальной реальности на эмпирическое ее исследование (принцип эмпиризма). В связи с этим можно выделить также методы сбора и анализа информации о социальных фактах. К основным методам сбора первичной социологической информации можно отнести опрос, изучение документов, наблюдение и другие, к методам анализа собранной информации – описание и классификация, типологизация, системный статистический анализ и другие.
Самым распространенным
методом сбора первичной
Различают два основных вида опроса: письменный (анкетный) и устный (интервьюирование).
Анкетный опрос заключается в письменном обращении к респондентам с опросным листом (анкетой), содержащим определенным образом упорядоченную совокупность вопросов.
Анкетирование может быть: очным, когда анкета заполняется в присутствии социолога; заочным (почтовый и телефонный опрос, через опубликование анкет в прессе и др.); индивидуальным и групповым (когда социолог работает сразу с целой группой респондентов).
Составлению анкеты придается большое значение, поскольку от этого во многом зависит объективность и полнота полученной информации. Опрашиваемый должен заполнять ее самостоятельно по правилам, указанным в инструкции. Логика расположения вопросов определяется задачами исследования, концептуальной моделью предмета исследования и совокупностью научных гипотез.
Анкета состоит из четырех частей:
Вопросы могут быть закрытыми, предлагающими выбор одного из представленного перечня вопросов и открытыми, на которые респондент формирует ответ сам. Различают также вопросы-фильтры, предназначенные для выделения лиц, которым адресуются специальные вопросы, и контрольные вопросы, задаваемые с целью проверки полноты и точности ответов на другие вопросы. Вопросы следует располагать с нарастанием степени трудности. Эта часть анкеты состоит, как правило, из содержательных блоков, посвященных какой-либо одной теме. Вопросы-фильтры и контрольные вопросы ставят в начале каждого блока.
Второй вид опроса – интервьюирование (от англ. Inter - view – беседа, встреча, обмен мнениями). Интервью – метод сбора социологической информации, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования.
Существует несколько видов интервью: стандартизированное (формализованное), при котором используется опросный лист с четко определенным порядком и формулировками вопросов с целью получения максимально сопоставленных данных, собранных разными интервьюерами; интервью ненаправленное (свободное), не регламентированное темой и формой беседы; интервью личное и групповое; полуформализованное; опосредованное и др.