Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:21, контрольная работа
Россия вошла в XXI век, век активных интеграционных процессов, технологического и социального прогресса, новых взаимодействий. Новому гражданскому обществу и правовому государству нужна качественно новая личность, гармонично вписанная в новые социальные отношения, занимающая активную гражданскую позицию, личность нравственная и всесторонне развитая.
Введение……………………………………………………………………………...1
Вопрос 1………………………………………………………………………………2
Вопрос 2………………………………………………………………………………7
Вопрос 3……………………………………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………….12
Список используемой литературы………………………………………………...13
Контрольная работа по социологии на тему:
«Социология как наука» (вариант №1).
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Вопрос 1……………………………………………………………………………
Вопрос 2……………………………………………………………………………
Вопрос 3……………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………………..
Введение.
Россия вошла в XXI век, век
активных интеграционных
Для
достижения этого результата необходима
выработка правильных действий, принятие
верных решений, осуществление
необходимых взаимодействий. А это возможно
лишь при условии понимания и адекватной
оценки окружающей социальной и природной
действительности, точного позиционирования
в профессиональной сфере и сфере личностного
общения. В этом нам помогает социология
как наука об обществе, помогает научно
осмыслить сложные явления и процессы
современной жизни. Рассмотрим ее основные
положения.
Вопрос 1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания.
Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает термин «социология», образованный от латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Этот термин ввел в науку французский ученый и философ Нового времени Огюст Конт в XIX веке, которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. Также значительный вклад в становление и развитие социологии как науки об обществе внесли такие ученые как К.Маркс, Г.Зиммель, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер.
К предпосылкам развития социологии можно отнести тот факт, что к середине XIX в. потребности социального развития и эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. В ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Следует отметить две «великие революции» ХVIII-ХIХ столетий в Европе — промышленную революцию и Великую Французскую революцию 1789-1794 гг., которые выступили своего рода катализаторами появления новой науки. Эти две революции стали сутью и истоками происшедших экономических и политических преобразований всей эпохи. Благодаря им привычные на протяжении предшествующих тысячелетий формы социальной организации во многом прекратили свое существование. Эти революции положили начало эпохи утверждения капитализма в Западной Европе. Шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина, вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей регламентацией жизни людей. Существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью эффективного использования приобретенных прав и свобод.
Социология, как и любая другая наука, имеет свой объект и предмет исследования. Объектом социологического знания является общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п. Объект социального исследования содержит социальное противоречие, проблему, которая подлежит научному анализу. Объектом могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после того, как они включены в процесс социологического познания, осмыслены и выделены. Однако, социальный объект обладает множеством качественных и количественных характеристик и может изучаться различными общественными науками. Социальные общности изучаются философией, политэкономией, психологией, политологией, историей. Социолог же выделяет в социальном объекте те свойства и отношения, которые необходимы для познания явлений общественной жизни, исследования становления, функционирования и развития социальных систем. В этом отношении все социологи солидарны.
Что же касается предмета социологии - то здесь мнения ученых расходятся. О.Конт считает, что социология – это позитивная наука об обществе, способствующая рациональной организации общественной жизни. Другой основоположник социологии – австрийский ученый М.Вебер писал, что предмет социологии - социальные действия, которые она должна понимать и объяснять. До настоящего времени ведутся дискуссии учеными, представителями разных школ и направлений о предмете социологии.
Социология изучает специфические социальные законы и закономерности зарождения, формирования, становления и развития социальных систем, механизмов действия этих законов и закономерностей, форм их проявления в жизнедеятельности людей. Предметом социологии является социальное - как специфический аспект всех сфер жизнедеятельности общества. В широком смысле «социальное» - все, что можно отнести к человеческому обществу, в узком - особая сфера общественных отношений, которая характерна для различных групп людей, как носителей разных видов деятельности.
Также социология изучает различные социальные системы и структуры взаимодействия, взаимоотношения, взаимообусловленности, которые возникают в этих системах. Социология раскрывает роль отдельных личностей
в обществе и в отдельных социальных системах, анализирует процессы функционирования различных структур и систем, определяет роль сознания и
сознательной деятельности личности.
Конкретизация предмета
социологии поставила вопрос о соотношении
социологии с другими общественными
науками. В период, когда социология
находилась в поисках своего предмета,
обнаружились ее тесные контакты с
антропологией, биологией, психологией,
экономикой, историей, этнографией, географией,
правовыми науками, которые остаются
традиционными и получают новые
импульсы с развитием указанных
дисциплин. Устойчивые функциональные
связи, носящие нередко
Структура любой науки всегда обусловлена теми задачами, которые она ставит и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Социология не исключение. Ее структура обусловлена тем, что социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов социологического исследования, анализа.
Общество представляет собой сложную систему, включающую в себя системы более низкого порядка, которые сами могут иметь сложную структуру. Общество в целом и его подсистемы изучают с использованием различных методов, способов и приёмов. Сложная многоуровневая структура общества обуславливает и сложную структуру социологического знания, которая в известной мере повторяет структуру общества. Структурные единицы социологического знания выделяют по разным основаниям.
Все социологическое знание можно распределить по трем основным уровням:
1. общесоциологические теории;
2. специальные или частичные социологические теории;
3. конкретные социологические
Первый уровень социологического знания связан с изучением наиболее общих закономерностей развития общества. Очевидно, что этот уровень знаний в наибольшей степени сопряжен с социальной философией. Он носит название общесоциологического уровня или уровня фундаментальных знаний. Например, это совокупность научных знаний об обществе в целом, о человеческой личности, о социальных процессах. Основным признаком такого рода знания является отсутствие разделения на различные области деятельности индивидов, а также отсутствие прямого использования эмпирических данных для формирования научных выводов, такие данные подлежат анализу и обобщению.
Второй уровень социологического знания носит название теорий среднего уровня. На этой базе исследуются относительно самостоятельные социальные общности (социально - структурные, этнические, территориальные и др.), социальные процессы (труд, досуг, образование, воспитание, социальные перемещения и др.). При этом анализируются не только проявления наиболее общих закономерностей в этих частных социальных подсистемах, но и выделяются свои, присущие именно этим подсистемам закономерности. Социологическая информация, которая «снимается» на этом уровне, используется для ориентации социального управления в различных сферах общественной жизни и деятельности людей. Специальные социологические теории, кроме того, уточняют положения общесоциологической теории применительно к отдельным видам социального взаимодействия.
Третий
уровень социологического знания включает
в себя научные сведения о социальной
реальности, полученные в результате
первичного обобщения эмпирической
информации. К третьему уровню относятся
все основные методы социологических
исследований, например, такие, как
опросы, формализованные наблюдения,
изучение документов или социальные
эксперименты. На третьем уровне не
создается самостоятельных
Также внутри социологии можно выделить макро- и микроуровни социологического знания. Макросоциология изучает крупные социальные структуры, протяженные, длительные общественные процессы. Оперирует такими понятиями, как культура, социологическая система, общество. И здесь соприкасается с демографией, экономикой, политологией. Тем самым она направлена на постижение законов и закономерностей общественной жизни человека в целом, в совокупности его основных подсистем. Следовательно, макро социология исходит из того, что, только анализируя общество как целостность, можно понять личность человека.
На
долю микросоциологии приходится исследование
социальных процессов, явлений и
тенденций, протекающих в относительно
небольших социальных системах, таких
как семья, коллектив, малая социальная
группа. На микроуровне изучают межличностный
уровень общения людей, их поведение, взаимодействия.
Тем самым она направлена на постижение
законов и закономерностей общественной
жизни человека в целом, в совокупности
его основных подсистем. Следовательно,
макро социология исходит из того, что,
только анализируя общество как целостность,
можно понять личность человека.
Вопрос 2. Система категорий, законы и основные функции социологии.
Как и любая другая наука, социология имеет свой категориальный аппарат. Категориальный или понятийный аппарат – это один из главнейших вопросов для всякой науки. Категории, понятия каждой науки отражают, прежде всего, качество объективной реальности, которая является предметом данной науки. Так как предметом социологии являются социальные явления, то они всегда имеют социальные качества, а следовательно и категории социологии направлены прежде всего на характеристику этих качеств.
Социальные
характеристики всегда динамичны и
предстают самыми различными оттенками
«целого», т. е. самого социального явления
в целом. Это единство и многообразие,
постоянство и подвижность
Особенностью категориального аппарата социологии является его универсальность. Это обуславливается тем, что многие понятия современной социологии пришли в науку из смежных наук и дисциплин. Среди наиболее употребляемых категорий социологии можно выделить общество, стратификацию, мобильность, человека, общность, социальное и др.