Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 16:52, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение социологии как науки.
Задачи контрольной работы:
o раскрыть понятие «социология», ее возникновение как науки.
o выделить объект и предмет социологии,
o рассмотреть структуру социологического знания,
o охарактеризовать систему категорий
o рассмотреть классификацию законов социологии
o определить основные функций социологии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 3
1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура
социологического знания…………………………………………... 4
2. Система категорий, законы и основные функции
социологии…………….…………………………………………….. 11
3. Практическое задание……………………………………………… 20
Заключение…………………………………………………………………. 21
Список литературы………………………………………………………... 22

Работа содержит 1 файл

кр по социологии.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине: «Социология» 

тема  № 1 

«Социология как наука» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание. 

Введение……………………………………………………………………... 3

  1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура

        социологического  знания…………………………………………... 4

  1. Система категорий, законы и основные функции

    социологии…………….…………………………………………….. 11

  1. Практическое задание……………………………………………… 20

Заключение…………………………………………………………………. 21

Список  литературы………………………………………………………... 22

 

Введение

  Каждая  из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе  теорий, законов, категорий, принципов и т.п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. 

    Актуальность данной темы обусловлена потребностью на каждом этапе жизни общества выдвигаются новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и является социология — наука об обществе.

    Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология.

  Для того чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.

  Целью данной контрольной работы является изучение социологии как науки.

  Задачи  контрольной работы:

    • раскрыть понятие «социология», ее возникновение как науки.
    • выделить объект и предмет социологии,
    • рассмотреть структуру социологического знания, 
    • охарактеризовать систему категорий 
    • рассмотреть классификацию законов социологии
    • определить основные функций социологии.
 

1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического  знания.

  Социология  (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч. — Logos — наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.п.), процессах и общественных социальных общностях людей.

  Впервые понятие социология введено в  научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом в работе «Основы позитивной социологии» (1842г.). Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Конт понимал социологию как источник знаний об обществе, полагал что социология необходима для оптимизации отношений между людьми.

  Существуют  различные определения социологии как науки об обществе. “Вебстерский словарь” дает определение социологии как науки о истории развития, организации и проблемах совместной жизни людей как представителей определенных социальных групп и общностей. “Социологический словарь” определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. Также социологию определяют как науку о закономерностях становления и развития социологических систем, общностей, групп, личностей, т е она изучает социологическую специфику развития общества. Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений.

Далее рассмотрим объект и предмет изучения социологии.

Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения.

  Так как социология наука о целостности  общественных отношений, обществе как целостном организме, о социальной системе, то однозначно определить объект этой науки весьма сложно. Объектом социологии являются:

      • Общество как целостная социальная реальность
      • Социальные организации
      • Социальные институты
      • Социальные взаимодействия
      • Социальные явления
      • Социальные процессы
      • Социальные общности
      • Социальные субъекты
 

  Общество  состоит из различных социальных общностей людей, слоев и групп, индивидов, и поэтому крайне важным становится анализ отношений между  ними и внутри их. Деятельность личности, социальных общностей, групп в общественной жизни и есть предмет исследования социологии. В современных условиях, когда усиливаются процессы социальной, политической и хозяйственной деятельности и концентрации, возрастает многовариантность развития личности и социальных систем, проблема рациональной деятельности становится актуальной.

  Социология  изучает не человека вообще, а его  конкретный мир — социальную среду, общности, в которые он включен, образ  жизни, социальные связи, социальные действия. Таким образом, предметом социологии можно считать систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, т.е. это способ существования и механизм проявления социальных явлений, процессов, отношений.

  Не  уменьшая значения многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью раскрывать мир как целостную систему.

  Структура социологического знания представляет собой взаимосвязь всех теоретических, а также так называемых прикладных положений социологии на том или ином этапе ее развития. Среди них имеются наиболее фундаментальные, составляющие главное содержание социологических концепции, школ и направлений. Основополагающую роль при этом играет тот круг общественных явлений, которые исследует социология, выявляя существующие между ними связи и отношения. Не менее важное значение имеет глубина их исследования, определяющая соответствующий уровень социологического знания в тот или иной исторический период.

  Если  исходить из объектов, на изучение которых направлена социология, то следует начать с общества как целого, ибо человек, как и любая социальная группа, социальные организации и институты, материальная и духовная культура – словом, все, что есть в обществе, является продуктом его развития и имеет социальную природу.

  Подход  к любому социальному явлению  как к элементу общества и через  само общество, рассмотрение его как  части функционирующей и развивающейся  социальной системы – один из важнейших  методов научной социологии.

  Таким образом, исходный элемент структуры социологического знания – знания об обществе как целостном социальном организме. Это знания и системе общественных отношений, их содержании и механизме их воздействия. Знания об обществе включают в себя понимание объективных законов его развития, представления об основных сферах жизни общества и их взаимодействии, о взаимовлиянии материальной, политической и духовной культуры.

  Другим  элементом структуры социологического знания выступает взаимосвязь представлений о функционировании и развитии отдельных сфер общественной жизни, в том числе экономической, социальной, политической, духовной.

  Важным  элементом структуры социологического знания являются знания о социальном составе населения страны и социальной структуре общества, т.е. о классах, больших и малых социальных, профессиональных и демографических группах, их месте и взаимодействии  в системе экономических, социальных и политических отношений, а также о нациях, народностях, других этнических группах и их отношениях между  собой.

  Еще один элемент структуры социологического знания – научные представления, взгляды,   теории, относящиеся к политической социологии.

  Важным  элементом структуры социологического знания являются научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе социальных институтов, таких, как государство, право, церковь, наука, культура, институты брака, семьи и т.д.

  Существуют  и другие элементы структуры социологического знания, выделенные в соответствии с объектами изучения социологии, например, научные представления, взгляды и теории, касающиеся жизнедеятельности производственных коллективов, так называемых неформальных групп и организаций, а также малых групп межличностного общения и отдельных личностей.

  В структуре социологического знания можно выделить следующие уровни:

  1. общесоциологические теории, или общетеоретическая социология;
  2. специальные социологические теории, которые нередко характеризуются как частные;
  3. конкретные социологические исследования.

  Общесоциологические теории касаются, как правило, глубинных или, как говорят в социологии, сущностных моментов развития того или иного общества и в целом исторического процесса. На уровне общесоциологических теорий делаются научные обобщения и выводы о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования тех или иных социальных явлений, о движущих силах развития общества и т.п. На общетеоретическом уровне формируются теории общественной, прежде всего производственной, деятельности людей, выявляется роль труда в развитии общества.

  Специальные, или частные социологические теории касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Их познавательный ракурс намного уже, чем общесоциологических, и ограничен, как правило, теми или иными подсистемами общества. В качестве таковых могут выступать, например, экономическая и социальная сферы жизни общества. В этом случае исследуются проблемы социально-экономических отношений, производственной деятельности людей, главным образом ее социальные аспекты, а также условия труда и социальной защиты различных категорий населения, вопросы народного образования, здравоохранения, быта и отдыха людей, социального обеспечения и т.д.

  Следующий уровень социологического знания представлен  конкретными социологическими исследованиями. Они приводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений и т.д. Исследования могут проводится в рамках социологии, экономических , правовых и других наук с целью получения объективных данных о различных сторонах социальной действительности, а также с целью изучения общественного мнения, т.е. получения сведений об отношении населения (в том числе социальных групп) к тем или иным событиям общественной жизни, их мнений относительно каких-то социальных проблем, способов их решения и т.д.  Данные этих исследований могут служить основанием для выработки рекомендаций относительно решения текущих и перспективных задач общественной и  государственной жизни, деятельности различных социальных групп, трудовых и иных коллективов, политических партий и движений. Они могут быть осмыслены на уровне специальных и общесоциологических теорий и использованы в решении актуальных, порой весьма существенных проблем развития общества.

Информация о работе Социология как наука