Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 16:52, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение социологии как науки.
Задачи контрольной работы:
o раскрыть понятие «социология», ее возникновение как науки.
o выделить объект и предмет социологии,
o рассмотреть структуру социологического знания,
o охарактеризовать систему категорий
o рассмотреть классификацию законов социологии
o определить основные функций социологии.
Введение……………………………………………………………………... 3
1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура
социологического знания…………………………………………... 4
2. Система категорий, законы и основные функции
социологии…………….…………………………………………….. 11
3. Практическое задание……………………………………………… 20
Заключение…………………………………………………………………. 21
Список литературы………………………………………………………... 22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
дисциплине: «Социология»
тема
№ 1
«Социология
как наука»
Содержание.
Введение…………………………………………………………
социологического знания…………………………………………... 4
социологии…………….……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т.п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки.
Актуальность данной темы обусловлена потребностью на каждом этапе жизни общества выдвигаются новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и является социология — наука об обществе.
Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология.
Для того чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.
Целью данной контрольной работы является изучение социологии как науки.
Задачи контрольной работы:
1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания.
Социология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч. — Logos — наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.п.), процессах и общественных социальных общностях людей.
Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом в работе «Основы позитивной социологии» (1842г.). Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Конт понимал социологию как источник знаний об обществе, полагал что социология необходима для оптимизации отношений между людьми.
Существуют
различные определения
Далее рассмотрим объект и предмет изучения социологии.
Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения.
Так как социология наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме, о социальной системе, то однозначно определить объект этой науки весьма сложно. Объектом социологии являются:
Общество состоит из различных социальных общностей людей, слоев и групп, индивидов, и поэтому крайне важным становится анализ отношений между ними и внутри их. Деятельность личности, социальных общностей, групп в общественной жизни и есть предмет исследования социологии. В современных условиях, когда усиливаются процессы социальной, политической и хозяйственной деятельности и концентрации, возрастает многовариантность развития личности и социальных систем, проблема рациональной деятельности становится актуальной.
Социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир — социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Таким образом, предметом социологии можно считать систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, т.е. это способ существования и механизм проявления социальных явлений, процессов, отношений.
Не уменьшая значения многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью раскрывать мир как целостную систему.
Структура социологического знания представляет собой взаимосвязь всех теоретических, а также так называемых прикладных положений социологии на том или ином этапе ее развития. Среди них имеются наиболее фундаментальные, составляющие главное содержание социологических концепции, школ и направлений. Основополагающую роль при этом играет тот круг общественных явлений, которые исследует социология, выявляя существующие между ними связи и отношения. Не менее важное значение имеет глубина их исследования, определяющая соответствующий уровень социологического знания в тот или иной исторический период.
Если исходить из объектов, на изучение которых направлена социология, то следует начать с общества как целого, ибо человек, как и любая социальная группа, социальные организации и институты, материальная и духовная культура – словом, все, что есть в обществе, является продуктом его развития и имеет социальную природу.
Подход
к любому социальному явлению
как к элементу общества и через
само общество, рассмотрение его как
части функционирующей и
Таким образом, исходный элемент структуры социологического знания – знания об обществе как целостном социальном организме. Это знания и системе общественных отношений, их содержании и механизме их воздействия. Знания об обществе включают в себя понимание объективных законов его развития, представления об основных сферах жизни общества и их взаимодействии, о взаимовлиянии материальной, политической и духовной культуры.
Другим
элементом структуры
Важным
элементом структуры
Еще один элемент структуры социологического знания – научные представления, взгляды, теории, относящиеся к политической социологии.
Важным
элементом структуры
Существуют и другие элементы структуры социологического знания, выделенные в соответствии с объектами изучения социологии, например, научные представления, взгляды и теории, касающиеся жизнедеятельности производственных коллективов, так называемых неформальных групп и организаций, а также малых групп межличностного общения и отдельных личностей.
В структуре социологического знания можно выделить следующие уровни:
Общесоциологические теории касаются, как правило, глубинных или, как говорят в социологии, сущностных моментов развития того или иного общества и в целом исторического процесса. На уровне общесоциологических теорий делаются научные обобщения и выводы о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования тех или иных социальных явлений, о движущих силах развития общества и т.п. На общетеоретическом уровне формируются теории общественной, прежде всего производственной, деятельности людей, выявляется роль труда в развитии общества.
Специальные, или частные социологические теории касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Их познавательный ракурс намного уже, чем общесоциологических, и ограничен, как правило, теми или иными подсистемами общества. В качестве таковых могут выступать, например, экономическая и социальная сферы жизни общества. В этом случае исследуются проблемы социально-экономических отношений, производственной деятельности людей, главным образом ее социальные аспекты, а также условия труда и социальной защиты различных категорий населения, вопросы народного образования, здравоохранения, быта и отдыха людей, социального обеспечения и т.д.
Следующий уровень социологического знания представлен конкретными социологическими исследованиями. Они приводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений и т.д. Исследования могут проводится в рамках социологии, экономических , правовых и других наук с целью получения объективных данных о различных сторонах социальной действительности, а также с целью изучения общественного мнения, т.е. получения сведений об отношении населения (в том числе социальных групп) к тем или иным событиям общественной жизни, их мнений относительно каких-то социальных проблем, способов их решения и т.д. Данные этих исследований могут служить основанием для выработки рекомендаций относительно решения текущих и перспективных задач общественной и государственной жизни, деятельности различных социальных групп, трудовых и иных коллективов, политических партий и движений. Они могут быть осмыслены на уровне специальных и общесоциологических теорий и использованы в решении актуальных, порой весьма существенных проблем развития общества.