Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:50, курсовая работа
Огюст Конт (1798 - 1857) - основатель позитивизма и позитивной социологии. Родился во Франции в семье финансового чиновника. В 1814 г. поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за антисинорхизм и республиканские воззрения.
Работал домашним учителем с 1814 по 1824 год и секретарем Сен-Симона. На философские воззрения Конта большое влияние оказали идеи Монтескье и Кондорсе о естественно закономерном развитии общества. Многое он позаимствовал у Сен-Симона.
Основой семьи, по Конту, являются патриархальные отношения в семье, он резко выступает против женского равноправия и всячески подогревает необходимость укрепления авторитета и власти мужчины - отца и мужа.
В семье индивид социализируется, приобретает качества, необходимые для успешного служения человечеству, изживает природный индивидуализм, учится жить для других. Позитивную теорию общественного процесса Конт называет социальной динамикой.
Социальная динамика - это абстрактная история, без имен, без лиц и даже без названий народов. Социальная динамика сознательно абстрагируется от многообразия конкретных форм исторического развития. Социальную динамику Конт создал, опираясь на историю наиболее цивилизованных народов. Прогресс, по Конту, означает развитие но восходящей линии.
В общественном развитии Конт выделяет: первичные и вторичные факторы. Первичным, решающим фактором является духовное, умственное развитие. К вторичным факторам Конт относит климат, расу, среднюю продолжительность человеческой жизни, прирост населения.
Общество проходит через три стадии:
1. теологическая;
2. метафизическая;
3. позитивная.
Стадиям соответствуют формы искусства, хозяйства, политики, общественного устройства.
Теологическая стадия (раннее и среднее средневековье до 1300г.). Она делится на три периода:
1. фетишизм;
2. политеизм;
3. монотеизм.
При фетишизме люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов; политеизм (Др. Греция и Рим) наделял жизнью фиктивные существа, вмешательство которых объясняло все происходящее (Зевс, Гера, Юпитер). Создается гармония между средневековым государством и религией.
Метафизическая стадия (1300 - 1800г.) характеризуется разрушением старых верований - фундамента общественного порядка, реформацией, просвещением. Великой Французской революцией (триумф метафизиков и правовиков). Это привело к упадку всех авторитетов, власти господствующих классов и религии.
Эмансипация личности угнетенных классов, революция на стадии доктрины, которая могла бы объединить умы.
Стремление к революционным изменениям - значит идти против исторического закона, нарушать ее закономерный ход. Философский дух санкционировал философские сомнения, моральную непорочность и политический беспорядок.
Современное общество, погруженное в анархию, испытывает потребность в новой идеологии, которая приедет на смену ложным, фиктивным доктринам и исполнит интегрируемую общественную роль.
Последняя - позитивная эра. Ее основные признаки: распространение науки, создание позитивной теории, позитивизма. Промышленный строй приходит на смену военному, характерному для теологической эпохи. Гармоничное и равномерное развитие всех элементов жизни гарантирует использование достижений науки на пользу всего человечества.
Позитивная эпоха имеет следующие характерные черты:
1. победа альтруизма над эгоизмом;
2. рост социальных чувств;
3. обеспечение легкой и приятной жизни;
4. быстрое развитие материальной культуры общества;
5. справедливость и мир.
Контовская социальная динамика не лишена достоинств. Конт пытается раскрыть закономерности эволюции, которых не замечали историки волюнтаристы.
Теориям естественного права и общественного договора он противопоставил исторический подход, а либеральному индивидуализму - точку зрения общества как целого.
Позитивная политика
Принципиальная слабость позитивной теории Конта становится особенно заметной, когда от общих положений социальной динамики он переходит к обоснованию положительной программы социальной политики.
В отличие от объективного метода, направленного на открытие истины, идейным стержнем позитивной политики должны быть субъективные ценности, человеческие интересы и идеалы, Конт проповедует субъективные методы в политике. Курс «позитивной философии» вызвал из науки философию, а «Позитивная политика» превратила философию в религию, окончательную и совершенную.
Место бога в этой новой религии занимает общество, которое индивид должен почитать как высшее существо, которому он обязан.
Позитивизм как религия человечества проповедовал полное растворение личности в обществе, всеобщую любовь.
Из идеи единения чувств и разума Конт выводил большую общественную роль ученых и артистов, которые становятся новыми священниками, хранителями позитивистских догм и богослужителями нового религиозного культа.
Конт разработал систему обрядов, освящающих отцовство, братство, вступление в брак и другие важнейшие события с жизни человека. Он пытался создать позитивистскую церковь, которая бы объединила единоверцев, а затем людей всего мира.
Конт пытался создать
позитивистскую федерацию народов
мира со штаб-квартирой в Париже,
которая должна была бы обеспечить
полный мир на земле. Выполнить эту
миссий мог бы пролетарий, они могут
стать помощниками новых
Собственность Конт рассматривал как аккумуляцию общественного богатства, а собственников - как служителей человечества. В «Рассуждениях о целостности позитивизма» Конт выдвинул идею о промышленном патрициате, состоящем из промышленников и технических специалистов, из которых должны выбираться три диктатора (триумвират):
руководящий делами промышленности, сельского хозяйства и финансов, сосредоточив в своих руках всю полноту законодательной и исполнительной власти. Моральную же власть необходимо отделить от хозяйственного управления, и она должна находиться в руках философов и деятелей искусства.
Социальные преобразования, выдвинутые Контом, были направлены не на ликвидацию частной собственности и неравенства, на изменение отношений между людьми, на интеллектуально-моральную реформу сознания.
Место Огюста Конта в истории социологии
1. При жизни позитивистские теории Конта были мало известны, однако с 60-х годов 19 века его идеи получили широкое распространение, интерес к позитивизму как философской доктрины вырос. Позитивистами объявили себя многие естествоиспытатели (Ипполит Тэн).
2. Он синтезировал многие основные идеи обществоведения; он выступил против спекулятивно-умозрительного в общественной жизни и теологических концепций. Апелляция к положительному знанию, признание закономерности исторического процесса, внимание к изучению социальных институтов и структур общества - все это оказало огромное влияние на развитие общественных наук. История социологии отмечает творческий ум Конта, его энциклопедичность.
Его сравнивают с гением - отцом диалектики.
Конт впервые создал новую науку об обществе на основе синтеза идей своего времени, обрисовав контуры социальной структуры общества, нашел новые социологические методы. Он заложил фундамент социологии как науки.
Литература
1. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996
2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник. - М., 1998
3. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерки социологии. М., 1998
4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998
5. Гидденс Э. Социология. М., 1999
6. Социология в России. - Под ред.В.А.Ядова. М., 1999
7. Общая социология. - Учеб. пособ. Под ред. проф. А.Г.Эфендиева. М., 2000
8. Кравченко А.И. Основы социологии. М., 2001
9. Социология. - Учебник. Г.В. Осипов, Л.Н.Москвичев и др. М., 2001
10. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 2003