Социология как наука об обществе. Общество и его структурные компоненты

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:48, лекция

Описание работы

Понятие «социология» происходит от латинского слова «societas» (общество) и греческого «logos» (слово, учение). В этом смысле слово «социология» означает науку об обществе. Понятие «социология» появляется в 1842 г. XIX столетия в работе «Курс положительной философии» французского философа и социолога О. Конта. Как известно, в XVIII–XIX ст. (в эпоху Просвещения) для Европы были характерны вера в торжество разума, высокая степень доверия к науке. Представлялось, что наука и технология способны гарантировать постоянное улучшение условий жизнедеятельности людей.

Содержание

Объект, предмет и значение социологии.
Структура социологического знания.
Функции социологии.
Методы социологического исследования.
Определение общества, его признаки и подсистемы. Основные этапы развития.
Социальная структура общества, социальные институты, социальные общности, социальные статусы и социальные роли.

Работа содержит 1 файл

Т. 1. Социол как наука. Общ-во и его компоненты.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Тема 1. Социология как  наука об обществе. Общество и его структурные компоненты.

  1. Объект, предмет и значение социологии.
  2. Структура социологического знания.
  3. Функции социологии.
  4. Методы социологического исследования.
  5. Определение общества, его признаки и подсистемы. Основные этапы развития.
  6. Социальная структура общества, социальные институты, социальные общности, социальные статусы и социальные роли.

Литература.

  1. Волков Ю. Г., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология: Курс лекций. – Ростов-на-Дону, 2000;
  2. Гиденс Э. Социология: Учебник. – М., 2005. – С.17-32; 548-566.
  3. Герасимчук А., Шиян О. Социология: Курс лекций. – К., 2000;
  4. Лукашевич М. П., Туленков М. В. Социология: Общий курс. – К., 2006;
  5. Макеев С. Социальные институты: классические толкования и современные подходы к изучению // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2003. – № 4. –             С. 5–21.
  6. Объект, предмет и значение социологии.

    Понятие «социология» происходит от латинского слова «societas» (общество) и греческого «logos» (слово, учение). В этом смысле слово «социология» означает науку об обществе. Понятие «социология» появляется в 1842 г. XIX столетия в работе «Курс положительной философии» французского философа и социолога О. Конта. Как известно, в XVIII–XIX ст. (в эпоху Просвещения) для Европы были характерны вера в торжество разума, высокая степень доверия к науке. Представлялось, что наука и технология способны гарантировать постоянное улучшение условий жизнедеятельности людей.

    Именно  эти предпосылки легли в основу социологической теории О. Конта, который считал, что история человечества представляет собой процесс духовного прогресса – от теологической стадии (господства религиозно-мифологического сознания) к научной (позитивной) стадии, основанной на наблюдении реальных фактов и явлений и их интерпретации разумом. С помощью рациональных (научных) методов, по мнению Конта, социология должна не только объяснять закономерности общественного устройства и развития, а и поставить политику на научную основу для содействия прогресса человека и общества.

    В целом, социология зарождается в XIX ст. в ответ на требования теории и практики. Она стремилась осмыслить те колоссальные социальные сдвиги, которые происходили в Европе на волне революций: процессы индустриализации, урбанизации, становления капиталистического общества и разрушения аграрного, общинного уклада жизни, характерного для традиционного общества. Общество особенно в это время нуждалось в понимании законов и факторов своего развития. 

    В отличие от других общественных наук (например, экономики, юриспруденции, культурологии, демографии), которые изучают отдельные подсистемы общественной жизни, отдельные виды отношений, социология подходит к изучению общества как системе, т.е. целостному функционирующему образованию, состоящему из элементов – индивидов, социальных групп, организаций, институтов, ролей, норм поведения и ценностей. Каждое конкретное явление изучается социологией не само по себе – будь-то экономика, политика или культура, а с точки зрения той роли, которую играет данное явление в рамках всего общества.

    Например, экономист, изучая семью, будет обращать внимание на её бюджет (доходы и расходы), юрист – на права и обязанности  супругов, родителей и детей, демограф – на половозрастной состав семьи  и количество детей. Социолог, изучая семью, будет смотреть на неё сквозь призму общества как целого, с точки зрения тех функций, которые выполняет семья как социальный институт. «В чём состоит роль семьи в обществе? Каковы должны быть отношения в семье, чтобы семья могла выполнять свои социальные функции наиболее эффективно?».

    Ещё один пример. Экономика, изучая общество, будет обращать внимание только на один его аспект – совокупность отношений, в которые вступают друг с другом люди и социальные группы в результате производства, распределения, обмена и потребления материальными благами. Интерес же социологии к экономическим явлениям заключается в изучении их влияния на все остальные социальные явления. Как экономические процессы влияют на социальное неравенство, социальное самочувствие людей, социальную мобильность, рождаемость, политические симпатии и т.д.          

    В отличие от психологии личность человека рассматривается не с точки зрения его уникальных качеств, а неповторимых черт, а в системе социальных связей, как представитель социальной группы, определённого общества. Человек всегда включён в сложную систему классовых, поселенческих, профессиональных, демографических, этнических групп, отображает их интересы, приобретает их социальный опыт.

    Социологиянаука о закономерностях развития и функционирования общества как целостной системы, его организации, социальных механизмов функционирования и развития, поведении людей в нем.

    Объект социологии – общество как целостная система с ее структурными элементами. Предмет социологического анализа – социальные связи и отношения, которые являются фундаментом общественной жизни и определяют целостность общественной системы. Социология изучает механизмы и закономерности, которые превращают индивидов в общество, каким образом возникает социальная связь между людьми, на чём держатся отношения сотрудничества, и почему происходят дезинтеграция и распад этих отношений, почему возникает социальная напряженность и конфликты.

    Социологические знания в настоящее время очень  востребованы, так как развитие общества требует грамотных управленческих решений со стороны политических субъектов. Социология является обязательным предметом изучения в вузах, так как обществу нужны компетентные люди, способные самостоятельно оценивать социальные явления и сознательно принимать участие в общественной жизни, комплексно оценивать последствия управленческих решений. Политическая система в условиях демократии требует знаний об электоральном поведении, общественном мнении. Социология помогает понять, что многие события касающиеся жизни отдельного человека, на самом деле отражают некие общие проблемы. Например, для того, кто расторгает брак, развод может восприниматься только через призму личных отношений. Но разводы сейчас представляют и общественную проблему. В последние десятилетия в странах Европы и США их численность возросла. Например, в современной Великобритании свыше 1/3 всех браков расторгаются в срок, меньший, чем десять лет. Другой пример – безработица, которая может стать личной трагедией для того, кого уволили, и кто не в состоянии найти другую работу. Однако безработица – далеко не частная причина для горя, когда миллионы людей оказываются в подобном положении. Это социальная проблема, отражающая социальные тенденции крупного масштаба.

    Социология  даёт возможность взглянуть на окружающий мир с иной точки зрения, нежели наша собственная. Если мы адекватным образом воспринимаем, как живут другие, то зачастую лучше понимаем их проблемы. Например, жители западных и восточных регионов нашей страны не смогут найти взаимопонимания, если не поймут причины существующих противоречий и не научаться видеть общность интересов и проявлять чуткость к различиям в социальном опыте. 

  1. Структура социологического знания.

    Социология, как и любое другое научное знание, является определенной системой, которая имеет свою структуру, разветвленность на подсистемы. Элементами этой структуры есть общая социологическая теория, специальные социологические теории (теории среднего уровня) и конкретно-социологические исследование.

    Общая социологическая  теория дает представление об обществе как целостном организме, сущности общества, его возникновении, основных этапах и движущих силах развития, действии социальных законов, формулирует основные методологические подходы к социологическому анализу.

    Специальные социологические теории (теории среднего уровня) изучают относительно самостоятельные социальные институты и сферы общественной жизни. (социология семьи, социология образования, социология управления, социология спорта и др.), а также теории, которые изучают законы развития и воспроизведения отдельных социальных сообществ (социология молодёжи, города, села, этносоциология и др.).

    Специальные социологические теории конкретизируют положения общей социологической теории, осуществляя переход от всеобщих концептуальных понятий к операциональным, с помощью которых можно измерить конкретный процесс. Например, если нас интересует эффективность телевидения, то следует переходить от общих понятий «общественное сознание», «духовная жизнь» к таким понятиям специальной социологической теории, как телевизионная аудитория, её интересы, потребности; разработать систему показателей и индикаторов, с помощью которых можно измерить процесс телевизионного влияния.

    Конкретно-социологический анализ – это измерение конкретных социальных процессов на основе тех подходов, понятий и показателей, которые определяет общая социологическая и специальные теория, а также теория и методы исследования конкретных социальных процессов.  

  1. Функции социологии.

    Функцию определяем как роль, которую выполняет социология как наука. В социологической литературе можно найти значительный список функций социологии. Обозначим наиболее важные из них.

    - Познавательная функция предусматривает  пополнение и обогащение существующего социологического знания, разработка концепций, теорий развития общества на основе исследования социальной действительности;

    - Образовательная (воспитательная) функция  заключается в распространении  новых знаний об обществе среди  людей. Тем самым социология  делает жизнь людей более осмысленной. Благодаря этому люди лучше понимают свои жизненные шансы, получают возможность сопоставить свои жизненные проблемы с развитием общества в целом.  

    - Прогностическая функция – обоснование прогнозов о тенденциях развития общества, социальной общности или социального явления в будущем;

    - Социально-технологическая – в  зависимости от поставленной  цели социолог обязан предложить  социальные технологии для решения  соответствующих проблем;

    - Управленческая функция – социологическая  информация служит основой для принятия управленческих решений с целью оптимизации развития и функционирования социальных институтов и процессов. Услугами социологических служб пользуются в Украине Президент, Верховная Рада и другие органы государственной власти; потребителями социологической информации являются политические партии, коммерческие структуры – банки, предприятия, нуждающиеся в маркетинговых исследованиях.

  1. Методы социологического исследования.

    Опрос – это метод сбора информации о мнениях, взглядах, социальном самочувствии людей, путем непосредственного или опосредствованного общения с ними. Проводятся опросы в двух формах – анкетирование и интервью. Опрос компетентных лиц при проведении исследования называются экспертными опросами, а следствия опроса – экспертными оценками.

    Анализ  документов – метод исследования, при котором источником информации служат текстовые сообщения (дневники, письма, фотографии, видео- и аудио-записи).

    Наблюдение – это метод целенаправленного, определенным образом фиксированного восприятия исследовательского объекта. Особенности: проводится определенным образом, осуществляется за специальной программой, где указывается, когда, за кем или за чем ведется наблюдение; ведется запись его результатов. Оно может быть явным (открытым) или скрытым для наблюдаемых; включённым (с участием наблюдателя), и невключённым. Различают также наблюдение в естественных и специальных (лабороторных) исследованиях.

    Эксперимент – это способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения объекта вследствие влияния на него некоторых управляемых и контролируемых факторов. Эксперимент является довольно «экзотическим» методом социального познания, поскольку «проводить опыты с людьми» считается занятием предосудительным. Однако в рамках социологии управления он применялся достаточно часто; при этом сравнивались изменения, связанные с использованием новых принципов организации коллектива или факторов стимулирования совместной деятельности в разных группах испытуемых.

    Социометрия – изучения структуры межличностных отношений в небольших группах, выявление сплочённости коллектива, неформальных групп, лидеров и отверженных.

    Фокус–группа – метод сбора информации, который представляет собой групповое общение, проходящее в специально оборудованном помещении, ориентированное на получение мнений участников по определенной проблеме.  

  1. Определение общества. Признака общества. Подсистемы общества.

    Ключевым  понятием социологии является «общество». В социологии существуют различные трактовки понятия «общество». Некоторые исследователи рассматривают общество как способ организации социальной жизни, локализованной на определенной территории. Так, современный американский социолог Н. Смелзер определяет общество как «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную идентичность».

Информация о работе Социология как наука об обществе. Общество и его структурные компоненты