Социология как наука, ёё место в системе наук об обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:11, реферат

Описание работы

Социология (от греч. «Logos» - наука об обществе) - наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей.

Содержание

1. Социология - наука об обществе
1.1. Понятие социологии в структуре социальных наук
1.2. Структура социологии
2.Предмет и объект социологии. Функции социологии
2.1. Социология - наука о социальных отношениях общества
2.2. Законы и категории социологии
2.3. Функции социологии
2.4. Социология в системе социальных наук
Литература

Работа содержит 1 файл

Социология как наука, ёё место в системе наук об обществе..doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Естественно, объектом социологии и является определенная сфера действительности, обладающая  относительной завершенностью и целостностью. Ведь, известно, различными объектами наук выступают  природа и общества, которые соответственно и изучаются естественными и социально-гуманитарными отраслями знаний. Каждый  из объектов  тоже  «расчленяется» науками  на  отдельные части, фрагменты,  которые становятся их  предметами. Вопрос о  соотношении объекта  и предмета социологии  как  науки состоит в том, как понимать общество, процесс его  функционирования  и  развития в  качестве объекта гуманитарного  знания. Ведь  широко распространен взгляд на общество  как на определенную общественно-экономическую систему, определенную ступень развития  человеческой цивилизации. Дело в  том, что основной порок в понимании  общества состоит в том, что общество представляется в виде  базиса и надстройки, совокупность экономической, социальной, политической и духовной сфер. Но  здесь-то выпадают  из поля зрения теории об обществе и, прежде всего, самый важный, главный  объект - человек, его потребности, интересы, ценностные  ориентации. Между  тем, история есть не  что иное, как деятельность человека осуществляющего свои цели. Сведение её к взаимодействию базиса и  надстройки, состязание различных социально-экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает  на абстрактное, одномерное видение общества, на безальтернативный взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания игнорирования личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры. Здесь-то и важно определять общество  как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, а саму  историю как деятельность людей, преследующих определенные цели. Люди ставят самые  разные цели и  руководствуются ими в своей жизни. Именно  цели есть специфическая  черта деятельности человека. Целесообразная деятельность включает   множество  различных, органично  связанных  между собой  элементов. Сознательная деятельность в силу внутреннего содержания  имеет и противоречивый и динамичный  характер. Это проявляется, прежде всего, в том, что люди, получив определенный результат корректируют на его основе свою  последующую деятельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с желанием. Происходит, хотя  и крайне противоречиво,  исторический  процесс  рационализации деятельности людей.  Идея  рациональности нашла  обоснование и  развитие в трудах  многих мыслителей, которые связывали переход к  высокой  ступени развития  общества  с разрешением  противоречия между   стихийностью и  сознательностью.    

Конечно же, в конце каждого этапа общественного  развития  полученный результат  отличается от  исходных   предпосылок,  превращается  в  новые  условия, средства, которые  позволяют  ставить  иные, более высокие цели. Реализация высоких целей  направлена на удовлетворение возрастающих потребностей человека. Свершается постепенный исторический процесс. Если же история есть деятельность, преследующих свои цели людей, а общество состоит из различных социальных общностей людей, слоев и групп, индивидов, то крайне важным  становится анализ отношений между ними и внутри их. Особую актуальность приобретает раскрытие жизнедеятельности личности, социальных общностей, групп, слоёв и индивидов в общественной жизни в их целостности. Деятельность личности, социальных общностей,  групп  в общественной жизни  и служит предметом исследования социологии. И в современных условиях, когда усиливаются процессы социальной, политической и хозяйственной деятельности и концентрации, возникает много вариантов развития личности  и социальных систем, проблема рациональной деятельности становится актуальной.                  

2.1. Социология - наука о социальных отношениях  общества.

 Конечно  же, объектом социологического познания есть общество. Но не просто общество, а та сфера  социальной действительности, на которую направлен  процесс познания: социальные институты, социальные общности,  слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п.  Объект социального исследования содержит социальное противоречие, проблему, которая подлежит научному анализу. Объектом  могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после  того, как они включены в  процесс социологического познания,  осмыслены и выделены. Однако, социальный объект обладает множеством качественных и количественных характеристик и может  изучаться различными общественными науками. Социальные общности изучаются философией, политэкономией, психологией, политологией, историей. Социолог же выделяет в социальном объекте те  свойства и отношения, которые необходимы для познания явлений  общественной жизни, исследования становления, функционирования  и развития социальных систем. Ввиду того, что социальная система может обнаруживаться на различных уровнях социальной действительности, то при разработке одной и той же проблемы возможно  обращение к различным социальным объектам.

В  отличие  от объекта науки, её предмет - это существенные  свойства и отношения объекта исследования, познание которых  необходимо для решения теоретической и практической проблематики. Предмет исследования предполагает объект, но не совпадает  с ним. Предмет социологического исследования обусловливается  свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социологом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он  располагает. Надо сказать, что один и тот же социальный объект  может изучаться с целью решения различных научных  проблем,  а предмет исследования обозначает границы, в пределах которых объект изучается в конкретном исследовании. Согласно сложившейся традиции при определении предмета социологического познания, выделяются ключевые, те или иные социальные явления. Обычно  к ним относят человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и  т.д.

Естественно, общество объективно состоит из различных  социальных общностей, это свойственная черта любого человеческого объединения, обусловленная многими общими, специфическими факторами. Между социальными общностями, внутри них, а также между общностями и отдельной личностью не только могут, но и реально возникают многообразные отношения. Вот эти-то закономерности и тенденции социальных отношений и  составляют основной предмет изучения социологии. Различные исследователи определяют предмет социологии по-разному. Эти различия связаны, прежде всего, с тем, что акцент делается на  разных сторонах жизни социальных общностей и личности: деятельности, поведении и отношениях. В социологии существуют разные направления, которые определяются неодинаковыми подходами к исследованиям социальной жизни общества.       

2.2. Законы и категории социологии.

 Особенность  социологии как науки состоит в том, что социальные  связи  и отношения  изучаются на уровне социальных  законов и  закономерностей.    

Социальные  законы - более или менее полное отражение явлений,  присущих  окружающему   миру. Социальный   закон - это выражение существенной, всеобщей   и необходимой  связи социальных  явлений и  процессов,  прежде   всего, связей социальной  деятельности людей или их  собственных  социальных  действий. Социальные законы  складываются   в различных  сферах деятельности человека  и, прежде всего, в сфере материальной деятельности и осуществляется через посредство деятельности людей. Существуют общие и специфические законы в социологии. Общие законы социологии - предмет изучения философии. Специфические законы социологии изучаются именно социологией и составляющие ее методологическую  основу. Но здесь надо заметить, что отношение социологов к социальным  закономерностям и законам несколько изменилось.  Если раньше  исследователи считали, что социология - наука о законах развития и функционирования  общества, а социальный  закон - это независящая от субъекта повторяющаяся и типичная  связь, характер которой определяет содержание и направление  социального развития на любом уровне социальной организации,  формирования, то теперь социологи склонны полагать, что законов  истории, законов природы  не существует. То, что называлось  ранее законами, в действительности лишь  описание вероятных тенденций развития. Всеобщий социальный закон в прежнем понимании всеобщ, повторяем, имеет одно направление и придаёт обществу скрытую мистическую сущность. Прежние представления социологии о том, что общество развивается на основе раз и навсегда установленных законов, не выдержали проверки.

Предвидение  ещё  не означает пророчества. Если наблюдаем нечто, что проявляется как историческая тенденция или направление, то не  можем знать проявится ли оно завтра, в будущем. Объективность социального закона - это ряд совокупных действий миллионов людей. Но когда говорят, что законы общества проявляются  через деятельность людей - это ошибка. Возникает представление, что есть закон, некая существенная связь, которая имеет  самостоятельное бытие и обнаруживается в деятельности людей. Но  всё дело в том, что эта сущность не проявляется - она и есть  деятельность. Вот она то и не зависит от индивида, потому что есть результат перекрещивающейся деятельности масс. Социальный закон реализуется и воплощается в жизнь не вообще, а в конкретной форме - в деятельности людей. А каждый отдельный человек - осуществляет свою  деятельность в конкретных условиях общества, в условиях конкретной социально-политической или производственной  деятельности, в системе которых он занимает определенное производственное и социальное положение.  

В социологии выделяют  пять категорий социальных законов:

- законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть  и явление Б;

- законы, устанавливающие  тенденции развития. Они обусловливают  изменение структуры  социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому;

- законы, устанавливающие связь между социальными явлениями. Законы функциональные. Они выражают связь между основными элементами  социального объекта, что  определяет характер его функционирования;

- законы, фиксирующие   причинную связь между социальными явлениями. Важнейшим   и необходимым  условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов;   

- законы, утверждающие   возможность или вероятность связи между социальными явлениями;

Любой  социальный закон или тенденция проявляется на практике не вообще, а в конкретной форме - в деятельности отдельного человека. Человек осуществляет  свою деятельность в конкретных  условиях общества. Социология исследует отношения социальных  общностей, слоёв, личностей, что позволяет не только выявить формы   проявления социальных  тенденций в различных сферах общества, дисфункциональные  элементы в  социальном механизме, но и устранять их.            

2.3. Функции социологии

Социология  как самостоятельная отрасль  знаний реализует  все присущие общественной  науке функции: теоретико-познавательную,  критическую,  описательную, прогностическую,  преобразовательную, информационную,  мировоззренческую. Вообще  функции гуманитарных  наук  принято делить на две группы:  гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные.  Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее  полном  и конкретном познании тех или иных  сторон социальной  жизни. Социальные  функции раскрывают пути  и способы их оптимизации. Существуют  и действуют функции  только во взаимосвязи и взаимодействии.

Основная  из гносеологических функций социологии - теоретико-познавательная, критическая. Речь идёт об оценке познаваемого  мира  с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию,  социология подходит к действительности.  С  одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить,  развить — ведь не всё надо менять  перестраивать и т. п.  С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая   функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает   знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную   картину социальных  отношений и процессов в современном мире.   К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания  об  основных  социальных  проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии,  то она призвана обеспечить надёжную  информацию о различных  процессах, происходящих в разных социальных сферах общества,  а именно, об изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т. п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень  системности и конкретности знаний  социологии определяет эффективность реализации её социальной  функции.

Описательная  функция социологии - это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного  рода научных отчётов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки  воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие,  взаимосвязи. Социология не только познаёт мир,  она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества - не самоцель. И преобразования нужны  лишь тогда, когда соответствуют  потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния  и общества, и людей. Как бы ни была  хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически не превращается  в решения,  рекомендации, прогнозы. Познавательная функция  социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.

Информация о работе Социология как наука, ёё место в системе наук об обществе