Социология как наука и учебная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 12:54, доклад

Описание работы

Отделочные материалы частично поглощают звук внутри помещений, например промышленных цехов или технических устройств, например вентиляционных воздуховодов. Отделочные звукопоглощающие материалы также оптимизируют условия слышимости в помещениях, например в зрительных залах, лекционных аудиториях, радиовещательных студиях. Большая или меньшая часть звуковых волн обычно отражается от конструкций, выполненных из отделочных звукопоглощающих материалов. В результате в помещении сохраняется звучание даже после прекращения действия источника звука. Такое явление называется реверберацией.

Работа содержит 1 файл

билет 1 социология как наука и учебная дисциплина.docx

— 18.61 Кб (Скачать)

    Социология  как наука и учебная дисциплина, особенно в нашей стране, всё ещё  находится в стадии становления. По-разному трактуются её теория и  структура, роль и место в системе  социальных и гуманитарных наук. До сих пор социологи не пришли к  единому мнению насчёт предмета своей  науки, методов её развития.

    Предмет, структура и функции  социологии

    В понимании социологии сегодня существуют две крайности. Одна – когда социологию понимают как социальную философию (исторический материализм), как общефилософское  представление об общественном развитии.

    Другая – когда под ней понимают лишь прикладное знание, практически отождествляя с конкретными социологическими исследованиями.

    Как в любой науке, в социологии выделяются два уровня – теоретический и  прикладной, эмпирический.

    Социум  – общество, сообщество, группа людей. Логос – знание, учение. Получается: учение, знание об обществе, сообществе, группе как на теоретическом, так и на прикладном уровне.

    СОЦИОЛОГИЯ  – наука, с системных (интегральных, комплексных) позиций изучающая  закономерности функционирования и  развития общества в целом, отдельных  сообществ в нём, отдельных институтов, процессов и социальных групп.

    Теоретическая социология, в отличие от экономической  теории, изучающей сферу производительных сил и производственных отношений, предметом своего анализа имеет  общество в целом, в единстве его  экономической и других сфер жизни. То же самое можно сказать о  её отличии, например, от политологии.

    Социология  – наука интернациональная, деидеологизированная. Изучаемые ею закономерности действуют в общечеловеческом масштабе вне зависимости от существующих в различных регионах экономических, социальных отличий, идеологических и политических установок.

    Социология  – наука творческая, постоянно  развивающаяся. Её теоретические положения  посредством эмпирической социологии постоянно соотносятся с практикой, корректируются, изменяются, вновь  подтверждаются или отвергаются  для новых условий.

    Такое понимание предмета и структуры  социологии позволяет сформулировать выполняемые ею функции. Это:

– теоретико-познавательная (накопление знаний об обществе, их анализ, синтез и обобщение);

– практически-прикладная (совершенствование отдельных процессов в обществе, его управленческих отношений);

– прогнозирующая (предсказательная, предупреждающая о возможных последствиях тех или иных руководящих действий и решений).

    1.2. Общенаучные методы  социологии

    В крупном плане общенаучные методы, применяемые в любых частных  науках, можно весьма условно разделить  на диалектический и метафизический.

    Диалектический – когда явление берётся в развитии, во взаимосвязи с другими явлениями.

    Метафизический  – когда явление берётся как оно есть, в статике и вне взаимосвязи с другими явлениями.

    В социологии применяется в основном диалектический метод. В свою очередь, в нём можно выделить:

  1. Исторический (логический) метод исследования. 
    Подразумевает изучение объекта в его развитии, т. е. исторически. Логическое есть спрямленное историческое, очищенное от случайностей и взятое в его сущности.
  2. Системный метод. 
    Подразумевает изучение объекта в единстве его взаимосвязей с другими объектами, в единстве всех его структурных образований и зависимостей.
  3. Метод сравнительного анализа. 
    Подразумевает установление различий и сходства изучаемых объектов. Сравнение не есть объяснение, но оно помогает уяснить ситуацию. Играет важную роль при определении предпочтений тому или иному однородному образованию.
  4. Метод количественного анализа (формализация). 
    Подразумевает изучение явления по его форме, отвлекаясь от содержания. Математическое описание завершает научный анализ, поэтому наука тогда достигает совершенства, когда ей удаётся пользоваться математикой.

    В социологии применяются в основном методы качественного анализа, но применяется  и математика. Её применение связано, во-первых, с прикладным значением математических методов помогающих сориентироваться в нагромождении фактов; во-вторых, связано с моделированием социальных процессов.

    Однако  на практике второе сделать сложно из-за слабости существующего математического  аппарата. Для описания процессов  требуется, по сути, другой математический аппарат, чем мы выработали в процессе познания явлений в области несоциальных наук.

    Методы  социологических  исследований

    Для своего развития социология использует и собственные, присущие только ей, методы – методы социологических  исследований. Их можно различать  по разным основаниям:

  1. По методам фиксации единичных событий:
    1. наблюдение (внешнее, участвующие);
    2. изучение документов или контент-анализ (личные или общественные документы);
    3. натурный эксперимент.
  2. По методам сбора первичной информации:
    1. сплошное обследование;
    2. выборочное обследование.
  3. По методам анализа первичной информации:
    1. качественный анализ на базе индукции и дедукции, абстрагирования, идеализации и т. д.;
    2. количественный анализ на базе статистического поиска закономерностей, социального моделирования и т. п

    В то же время все они, по сути, являются связующим звеном теоретической  социологии с общественной практикой. Классический путь любой науки –  от теории к практике, от практики к  новой, обогащенной проверенными гипотезами, теории – социология сокращает за счёт проведения социологических исследований. Они ей в большой мере заменяют практику, поскольку внедрение в  общественную жизнь не обкатанных на практике гипотез часто затруднительно и невозможно.

    В процессе развития методов социологических  исследований родилась новая отрасль  социологического знания под названием "социальная инженерия" или "методика и техника социологических исследований". Предметом её изучения, как следует из названия, являются методы, способы и приёмы проведения эмпирических исследований.

    Знание  этих методов позволяет грамотно составить программу социологического исследования, провести количественное измерение исследуемых социальных характеристик, конструирование соответствующего инструментария, сбор и анализ первичной  эмпирической информации, написание  аналитической записки.

    Выбор методов социологического исследования зависит от задач, сложности и  масштабности проводимого исследования. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

    Разведывательное  исследование – наиболее простой вид конкретного социологического анализа, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи, охватывает небольшие совокупности и основывается на упрощённой программе и сжатом инструментарии.

    Описательное  исследование – более сложный вид работы. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах.

    Аналитическое исследование – самый углублённый вид социологического анализа ставит своей целью не только описание изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обусловливают характер, свойства, остроту и другие свойственные ему черты.

    Практическая  значимость теоретической и прикладной социологии заключается:

  • в обнаружении, описании и формулировке ранее скрытых внутренних процессов жизнедеятельности коллективов (общностей) и общества в целом;
  • расширении объёма и качества информации о социальной жизни;
  • проверке научных гипотез, планов и представлений;
  • отборе правильного управленческого решения, социальные последствия которого уже известны.

Информация о работе Социология как наука и учебная дисциплина