Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:47, реферат
Социальная структура общества вместе с другими аспектами характеризуется наличием и взаимодействием социально-этнических общностей. Социология изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследования. Этносоциологическое изучение современного общества имеет прежде всего практическую ценность. Исследования социологических аспектов этнических процессов, отношений, различий особенно значимы для полиэтнических, многонациональных государств, в том числе и для Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………………...2
Этническая социология…………………………………………………...…3
Предмет и объект этнической социологии…………………………………….3
О методологии исследований…………………………………………………...4
Функции этнической социологии и основные типы исследования…………5
Этническая общность. Этнос. Народ. Нация………………………………8
Взаимодействие этносов…………………………………………………....11
Результаты взаимодействия этносов…………………………………………..11
Национально-этнические отношения………………………………………….12
Содержание межнациональных отношений…………………………………..13
Гармонизация межнациональных отношений…………………………….…..15
Этноцентризм………………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………..……18
Список использованной литературы……………………………………………....19
Прикладные исследования целиком ориентированы на разработку практических рекомендаций. Прикладные исследования требуют немалого профессионального мастерства. Кроме того, существуют два непременных условия их проведения: гражданская ответственность и социальная чувствительность, чуткость ученых. Бесстрастные ученые встречаются редко. Ответственность заключается в определении своей социальной, общественной позиции. Стараться уйти от ангажированности — это лишь одна из линий поведения, к которой должен стремиться профессионал, ставя на первое место достоверность выводов и прогноза. Обычно такие усилия предпринимаются ради сохранения своей чести или по причине заинтересованности в аттестации как качественного прогнозиста. Второе условие — социальная чувствительность и чуткость — тоже крайне важно при работе в национальной среде. Социальная чувствительность — это умение выявить наиболее значимые проблемы в жизни общества и людей, изучить их для того, чтобы предупредить негативные последствия. В нашей национальной сфере таких проблем бездна. Социальная чувствительность, чуткость должна быть присуща этносоциологу, проводящему исследование, и в том числе тогда, когда он формулирует вопросы, обращенные к респонденту, и делает выводы. Врачебный принцип «не навреди» здесь также необходим. Опросы не должны провоцировать межэтнический негативизм, агрессивный национализм. Равно как и правдивые выводы, даже самые горькие, должны быть выражены в форме, не задевающей национального достоинства групп, относительно которых они сделаны. Гуманистические принципы последовательно реализуются тогда, когда они пропитывают всю методологию и методы исследования.
С помощью этносоциологических исследований общество получает знания о реальном облике современных народов, их настроениях, ценностях, ориентациях. Материалы исследований передаются для публикации в школьных и вузовских учебниках, в прессу, на телевидение. Они помогают преодолевать предубеждения, нетерпимость в отношении этнических групп, вокруг которых сформировался «образ врага».
В условиях этнических конфликтов этносоциологи не раз участвовали в тренингах вместе с представителями прессы с целью выработки наиболее эффективных приемов подачи материалов об этических группах, участвующих в конфликтах. Всем этим этносоциология выполняет свои просветительские функции.
Ощутить себя частью малых и больших
сообществ — глубоко человеческая
потребность. У заключенного в одиночную
камеру преступника обязательно изымают
все предметы, которыми он мог бы воспользоваться
для самоубийства. Он изолирован от группы,
а значит как бы выключен из социальной
жизни. Утрата ощущения принадлежности
к близкому кругу семьи и друзей, коллективу,
своему народу или иным малым и большим
общностям представляет, быть может, самое
тяжкое испытание, которое не все готовы
выдержать. На языке психологов стремление
самоопределиться в многообразных «мы-группах»
обозначается понятием социальной или
групповой идентификации .
Как было сказано выше в основе этнической социологии лежит изучение этнических общностей.
К общностям социально-
Этническая общность — это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием.
В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа этноса (в различных языках и в научной литературе термины «народ» и «этнос» употребляются как синонимы). Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего — общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство.
В то же время он отличает себя от других народов, которым свойственны свое происхождение, свой язык и своя культура. Этническое самосознание народа рано или поздно проявляется во всем его самосознании, в котором фиксируются его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего места среди других народов.
Типы этнических общностей: К наиболее древним этническим общностям относятся племена, жизнь и деятельность которых были основаны на родовых и социальных связях. Каждое племя обладало признаками этнической общности: они отличались друг от друга своим происхождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой — от примитивной до относительно высокоразвитой. У каждого племени формировалось свое этническое самосознание. Оно обладало этнонимом (названием). Племена — это форма организации первобытнообщинного строя, который в различные исторические эпохи существовал на разных континентах земли. Существуют они и в настоящее время в некоторых частях азиатского, американского, африканского и австралийского континентов.
С разложением
первобытно-общинного строя
В отличие от племен народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого (на несколько порядков, как фиксируют этнографы, историки, лингвисты и другие специалисты) развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры многих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании. Другими словами, племена сменились формирующимися древними народами — нациями, достигшими своего расцвета в последующие исторические эпохи [1,с.150].
Формирование наций, начавшееся с разложения родоплеменного строя, завершилось с развитием машинного производства и капиталистического рынка, связавшего все районы и области той или иной страны в единый экономический организм. Интенсификация экономического общения неизбежно активизировала политическое и культурное общение людей, что вело к консолидации их как наций, расцвету культуры и национального характера.
Нация. В отечественной и зарубежной литературе можно встретить множество суждений о нациях как этнических общностях, сформировавшихся задолго до капитализма.
Так, французский ученый Ж.Э. Ренан (1823— 1892) считал, что нации существовали еще в начале Средних веков, «начиная с конца Римской империи или, лучше, со времени разложения империи Карла Великого...».
Что же такое нация? Отвечая на этот вопрос, Ренан справедливо утверждал, что нацию нельзя сводить к той или иной расе. Раса указывает «на родство по крови», а нации могут складываться в процессе совместной жизни и «перемешивания» представителей разных рас. «Самые большие страны — Англия, Франция, Италия — это те, в которых кровь наиболее перемешана». Именно данное обстоятельство характеризует нации этих стран. Поистине нет нации, все представители которой относились бы только к одной расе.
В нациях сочетаются природные и социальные свойства. Во всяком случае нации нельзя сводить исключительно к природным явлениям, как это делают некоторые ученые. Даже если допустить, что одним из существенных признаков нации является общность ее происхождения от каких-то предков, то и в этом случае следует иметь в виду, что нация отнюдь не сводится к данному признаку. В качестве других ее признаков Ренан, а также немецкий историк К. Каутский (1854—1938) и другие исследователи называют общность языка, территории, экономической жизни, которая, по утверждению К. Каутского, стала складываться еще в XIV в., т.е. в Средние века, и завершилась при капитализме.
Одним из признаков нации Ренан называет общность интересов входящих в нее людей. Общность интересов обусловливается, по Ренану, общими условиями жизни, общностью истории и судьбы и представляет собой могущественный фактор становления и развития нации. Со временем формируется более или менее богатый духовный мир нации, объединяющий всех ее представителей.
Духовные признаки нации отмечают многие мыслители. Так, французский социолог и социальный психолог Г. Лебон (1841— 1931) исходил из того, что «каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические способности». Из этого «душевного строя» проистекают чувства народа, его мысли, верования, искусство, а также различного рода учреждения, регулирующие его общественную жизнь. Лебон говорил о «душе народа» и о том, что «только она... сохраняет нацию». Душа народа — это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, нации исчезают, утверждал Лебон. При этом он ссылался на пример Древнего Рима. Римляне, по его словам, имели очень сильный идеал.
Этот идеал — величие Рима — абсолютно господствовал над всеми душами; и каждый гражданин готов был пожертвовать для него своей семьей, своим состоянием и своей жизнью.
В этом была сила Рима. Впоследствии на первый план вышли стремление к роскоши, разврат, что ослабило нацию. «Когда варвары явились у его (Рима. — Авт.) ворот, его душа уже была мертва».[1, с.153]
Идею «души народа» как «души нации» поддерживал и развивал немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832— 1920). Он справедливо утверждал: чтобы понять душу народа, надо знать его историю. Полезными, по его словам, будут знания по этнологии, искусству, науке, религии, языку и обычаям.
Австрийский социолог и политик Отто Бауэр указывал на естественные и культурные признаки нации. Он писал, что нация как «естественная общность» исходит из «физически обусловленной наследственности, посредством которой детям передаются свойства родителей». Однако главными отличительными признаками нации Бауэр считал ее язык и культуру. «Общность происхождения без культурной общности всегда образует только расу и никогда не создает нации», — утверждал он. Национальное сознание трактуется им как осознание того факта, что люди сходятся между собой «в обладании известными культурными ценностями», а также в направлении их воли, что и составляет особенности их национального характера. Теоретически национальное сознание есть осознание того, что я и мои соплеменники суть продукты одной и той же истории.
Обобщая сказанное, можно утверждать, что нация — это особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в общности ее этнического сознания и самосознания.
Этносы, сформировавшись на одной территории, часто перемещаются на другие территории, вступая в контакт с одним или несколькими народами.
Первый результат — этническая миксация: смешивание разнородных этнических групп и возникновение нового этноса, почти в равной пропорции сочетающего черты обеих исходных групп. Таким путем сформировались латино-американские этносы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и привезенных из Африки рабов[4,с.161].
Второй результат —
Ассимиляция происходит, когда группа или целое общество постепенно принимает или стремится принять привычки, верования, обычаи и образ жизни, присущие доминирующей культуре. После нескольких поколений представители ассимилированного меньшинства в культурном и физическом отношениях уже не отличаются от представителей этнического большинства.
Ассимиляция, или этническое поглощение может идти двумя путями. Представители одной национальности постепенно усваивают язык, традиции, нормы и ценности другого народа и с течением времени начинают все больше и больше отождествлять себя с этим народом. Иногда этот процесс растягивается на столетия и проходит незаметно. При этом захватчики могут раствориться в покоренном народе, и покоренный народ может раствориться в захватившем его этносе. История знает примеры того и другого. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим группам использование родного языка в публичной жизни, прекращается образование на нем, закрываются книжные издательства и средства массовой информации[4, c.163].
Если ассимиляция неполная, то надо говорить об аккультурации: один народ усваивает нормы и ценности другого народа, приспосабливается к совместной жизни, но сохраняет свое этническое самосознание. В таких ситуация граждане одного государства свободно разговаривают на двух языках. Такое явление называется бикультурализм. В России миллионы людей нерусских национальностей владеют русским языком наравне с родным. В то же время и культура русского этноса испытывала воздействие всех этих культур.
На уровне языка бикультурализм называется билингвизмом, т.е. двуязычием. Два языка выполняют разную функцию в обществе. Одним языком пользуются газеты, радио, телевидение, государственные органы власти. Он называется государственным языком, а если на нем говорят сразу несколько национальностей, то языком межнационального общения. Им является русский язык в России: без него татарин вряд ли поймет мордву, а чукча — дагестанца. На другом языке, языке национального меньшинства происходит бытовое общение в семье.