Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:10, реферат
Начало XX века внесло существенные поправки в эти представления. Все больше слышалось критических замечаний, что социология претендует на некую роль меганауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об обществе и на этой основе делать глобальные выводы. Первым, кто усомнился в такой постановке вопроса, был Э. Дюркгейм (1858—1917).
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……….. 3
РАЗДЕЛ 1 Теоретические и мировоззренческие основания социологии Э.Дюркгейма
1.1 Биография Э. Дюркгейма…………….. 4
1.2 Формирование взглядов на основе социальных явлений………………… 6
РАЗДЕЛ 2 «Социологизм» Э. Дюркгейма как методология научного познания общества
2.1 «Социологизм» как философское обоснование социологии………..……8
2.2 Онтологическая сторона социальной реальности…………………………10
2.3 Методологический аспект «социологизма»………………………………..12
РАЗДЕЛ 3 Идея социальной солидарности в социологии Э. Дюркгейма
3.1 От теории разделения труда к теории религии……………………………14
Теория самоубийств………………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………………………………………………..20
Список литературы………………………………………………………………
3.3
К синтезу теории
и эмпирии в
социологическом
исследовании
Уже подчеркивалось, что центральной идеей, вокруг которой концентрируется социологическая проблематика, является идея социальной солидарности. Проблема социальной солидарности стоит в центре такой крупной работы Э. Дюркгейма, как «Самоубийство», которая органически сочетает теорию с конкретно-социологической постановкой.
Анализируя понятие самоубийства, Дюркгейм дает следующее определение: «Самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах». На основании статистических данных он делает вывод, что кривая самоубийств не является случайностью, а подчинена известной закономерности. Дюркгейм достаточно убедительно показал односторонность и несостоятельность психологических, биологических, географических объяснений факта самоубийства и рассматривал его в связи с изменениями в структуре общества и социальными условиями, в частности:
а) семейными,
б) религиозными,
в) национальными и т. д.
Свою типологию самоубийств Дюркгейм выводил не из индивидуальных мотивов, поскольку считал, что они настолько многообразны и зачастую неизвестны, что не имеют социологического значения. Поэтому он исходил из специфических состояний общественного сознания, объясняющих характер взаимоотношений индивида и социальной группы.
Он выделял три типа самоубийств:
1)Первый тип самоубийств, по Дюркгейму, коренится в разрыве социальных связей между индивидом и группой. Как считает Дюркгейм, когда люди объединены и связаны любовью с той группой, к которой они принадлежат, то они легко жертвуют своими интересами ради общей цели и с большим упорством борются за свое существование. Кроме того, сознание цели, стоящей перед ними, заставляет их забыть о личных страданиях. В коллективе, как отмечает он, можно наблюдать постоянный обмен идей и чувств между всеми и каждым, и поэтому индивид не предоставлен своим единичным силам, а является участником коллективной энергии и находит в ней поддержку в минуты слабости и упадка.
В этом плане, чем сильнее ослабевают внутренние связи с той группой, к которой принадлежит индивид, тем меньше он от нее зависит и тем больше он будет руководствоваться соображениями своего личного интереса. И как следствие Дюркгейм дает определение эгоистическому самоубийству: «Если условиться, - пишет Дюркгейм, - называть эгоизмом такое состояние индивида, когда индивидуальное „Я" резко противополагает себя социальному „Я" и в ущерб этому последнему, то мы можем назвать эгоистичным тот частный вид самоубийства, который вызывается чрезмерной индивидуализацией». Продолжая свою мысль, он подчеркивает, что крайний индивидуализм не только благоприятствует деятельности причин, вызывающих самоубийства, но может сам считаться одной из причин такого рода. Подводя итог своим рассуждениям относительно самоубийств данного типа, Дюркгейм считает, что эгоизм является не вспомогательным фактором, а производящей причиной. Если разрываются узы, соединяющие человека с жизнью, то это происходит потому, что ослабла его связь с обществом. Что же касается фактов частной жизни, кажущихся непосредственной и решающей причиной самоубийства, то они, по Дюркгейму, могут быть признаны только случайными.
2)Альтруистическое самоубийство выступает у Дюркгейма своеобразной обратной стороной эгоистического. Как он подчеркивает в этой связи, если крайний индивидуализм приводит человека к самоубийству, то недостаточно развитая индивидуальность должна приводить к тем же результатам. Или, говоря другими словами, когда человек отделился от общества, то в нем легко зарождается мысль покончить с собой; то же самое происходит с ним и в том случае, когда общественность вполне и без остатка поглощает его индивидуальность.
Как поясняет Дюркгейм, во всех этих случаях человек лишает себя жизни не потому, что он сам хотел этого, а в силу того, что он должен был сделать так.
3)Наконец, самоубийства вызываются аномией, социальной дезорганизацией, в итоге которой люди теряют привычный образ жизни и не могут приспособиться (адаптироваться) к новым социальным условиям. Это особенно относится к периодам кризисов и социальных потрясений, когда рушится сложившаяся иерархия ценностей: одни люди внезапно возвышаются, а другие теряют свое социальное положение, что порождает неустойчивость общества в целом и рост числа самоубийств.
Исследование
Дюркгейма о самоубийстве имело
большое научное и практическое
значение. Эта проблема стала одной
из важнейших в общей системе
социологического познания общественной
жизни. Последующие исследования подтвердили
правильность многих выводов Дюркгейма.
Например, что процент самоубийства у
мужчин выше, чем у женщин, а в городах
выше, чем в сельской местности; что среди
протестантов самоубийств больше, чем
среди католиков; что процент самоубийств
выше среди одиноких, вдовых и разведенных
людей, чем среди женатых, а у женатых он
выше среди бездетных и т.п.
Заключение
Работы и идеи Дюркгейма оказали громадное влияние на мировую, особенно французскую, социологию. Социологи, сгруппировавшиеся вокруг основанного им в 1898 г. журнала «Анналы социологии», развивали высказанные Дюркгеймом положения и после смерти своего учителя.
Так,
Ж. Дави продолжил работы Дюркгейма,
касающиеся происхождения права, а
М. Мосс (1872-1950) тенденцию на сближение
социологии с этнографией и опубликовал
ряд теоретических работ о соотношении
социологии и антропологии, а также провел
исследование об эскимосском обществе,
близкое по духу к дюркгеймовскому анализу
австралийского тотемизма. Л.Леви-Брюль
(1857-1939), исходя из дюркгеймовского понятия
«коллективных представлений», создал
свою теорию «первобытного мышления».
М. Хальбвакс (1877-1945) конкретизировал дюркгеймовскую
теорию самоубийств, а также применил
его идеи к изучению жизненного уровня
рабочего класса. В целом концепцию Э.
Дюркгейма можно рассматривать как определенный
финал развития методологии и теории классического
позитивизма в социологии.
Список литературы