Автор: Александр Горельников, 30 Ноября 2010 в 15:35, контрольная работа
Эмиль Дюркгейм - один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Он родился 15 апреля 1858 г. в г Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущего автора социологической теории религии готовили к религиозному поприщу его предков, обучая древнееврейскому языку. Торе и Талмуду.
Введение. 3
1. Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии 4
2. “Социологизм” как философское обоснование социологии. 10
3. В поисках социальной солидарности. 19
Заключение 23
Библиографический список 24
3. В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религии
Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга - обоснованию «солидаризирующей» функции разделения труда. В своем исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплоченности. Наконец, последнее значительное исследование французского ученого посвящено доказательству тезиса о том, что создание и поддержание социального единства - основная функция религиозных верований и действий.
Дюркгейм был довольно плодовитым автором, хотя и не столь плодовитым, как его не менее знаменитый современник, немецкий социолог Макс Вебер. Он опубликовал немало статей и бесчисленное множество рецензий; многие его статьи, лекции и лекционные курсы опубликованы посмертно.
При жизни Дюркгейм издал четыре книги: «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).
Книга «О разделении общественного труда» представляет собой публикацию успешно защищенной докторской диссертации автора.17
Содержание ее гораздо шире заглавия и, по существу, составляет общую теорию социальных систем и их развития. Основная цель работы доказать, что, вопреки некоторым теориям, разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, или, иными словами, выполняет нравственную функцию. Но за этой формулировкой скрывается другая цель, более значимая для автора: доказать, что разделение труда - эти тот фактор, который создает и воссоздаст единство обществ, в которых традиционные верования утратили былую силу и привлекательность.
Для обоснования этого положения Дюркгейм развивает теорию, которая сводится к следующему. Если в архаических («сегментарных») обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании» («механическая солидарность»), то в развитых («организованных»)) социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене («органическая солидарность»), причем «коллективное сознание» здесь не исчезает, но становится более общим, неопределенным, его состояния становятся менее интенсивными, и оно действует в более ограниченной сфере. Разделение труда, понимаемое не как чисто экономическое, а всеохватывающее социальное явление - это фактор, который обусловливает переход от первого типа обществ ко второму.
Автор стремится строить свою теорию на определенной эмпирической основе. В качестве этой основы выступают некоторые древние и современные системы нравственно-правовых норм, различающиеся между собою характерными видами санкций.
Нормы
с репрессивными санкциями, характерные
для уголовного права, служат показателями
механической солидарности; нормы с реститутивными
(восстановительными) санкциями, характерные
для права гражданского, семейного, договорного,
торгового и т. п., служат показателями
органической солидарности. Нижеследующая
схема, составленная С. Люксом, дает прекрасное
представление о дюркгеймовском описании
механической и органической солидарности
в связи с определенными типами обществ.18
Общая
схема дюркгеймовского описания
механической и органической солидарности
в соответствии с определенными типами
обществ (по С. Люксу)
Механическая
солидарность
1) Морфологическая (структурная) основа
Основана на сходствах (преобладает в менее развитых обществах)
Сегментарный тип (вначале на плановой, затем на территориальной основе)
Слабая взаимозависимость(относительно слабые социальные связи)
Относительно малый объем населения
Относительно низкая материальная и моральная плотность
2) Типы норм (воплощенные в праве)
Правила с репрессивными санкциями
Преобладание уголовного права
З а) Формальные признаки коллективного сознания
Большой объем
Высокая интенсивность
Высокая определенность
Власть группы абсолютна
3
б) Содержание коллективного
Высокая степень религиозности
Трансцендентность (господство над интересами человека и беспрекословность)19
Приписывание высшей ценности обществу и интересам общества как целого
Конкретность
и легальный характер
Органическая
солидарность
1) Морфологическая (структурная) основа
Основана на разделении труда (преобладает в более развитых обществах)
Организованный тип (слияние рынков и рост городов)
Большая взаимозависимость (относительно сильные социальные связи)
Относительно большой объем населения
Относительно высокая материальная и моральная плотность
2) Типы норм (воплощенные в праве)
Правила с реститутивными санкциями
Преобладание кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного)
З а) Формальные признаки коллективного сознания
Малый объем
Низкая интенсивность
Низкая определенность
Больший простор для индивидуальной инициативы и рефлексии
б) Содержание коллективного сознания
Возрастающая светскость
Ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения)20
Приписывание
высшей ценности достоинству индивида,
равенству возможностей, трудовой этике
и социальной справедливости.
Заключение
Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.
Дюркгейм
дал одно из наиболее развернутых
и убедительных онтологических обоснований
необходимости и возможности социологии
как науки. Он доказывал, что общество
- это реальность особого рода, не сводимая
ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал,
что эта реальность обладает столь же
высокой прочностью и устойчивостью, что
и природа, и так же, как природные явления,
она не поддается произвольному манипулированию.
Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость
осторожного и уважительного отношения
к обществу в социальной практике, важность
опоры на реальные спонтанные тенденции
при воздействии на социальные процессы.21
Библиографический список
1. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Дюркгейм Э. О М - 1991. 420с.
2. Ярошевский, М. Г. Психология в XX столетии / М. Г. Ярошевский М., 1984. 625с.
3.Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения / Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М. 1995. 352с.
4.Дюркгейм Э. Социология и социальные науки / Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М. 1995. 249с.