Социология и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

В данной работе я попробую рассмотреть проблему социализации, в общем, и в российском обществе последнего времени.

Содержание

Введение 3


1. Человек, индивид, личность 4

2. Социализация личности 7

3. Социальный и личный статусы индивида 10

4. Социальная роль людей 12

5. Образ жизни личности. Жизненная позиция 15

6. Правовая культура – важнейший фактор социализации личности 17
7. Проблема формирования личности в процессе социализации 21

8. Социальный прогресс и регресс 24


Заключение 25

Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ!!!! ВВЕДЕНИЕ.docx

— 42.67 Кб (Скачать)

      Социальный  статус обозначает конкретное место, которое  занимает индивид в данной социальной системе. Таким образом, можно отметить, что социальные статусы - структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами общественных отношений. Эти отношения, упорядоченные в рамках социальной организации, группируются в соответствии с социально-экономической структурой общества и образуют сложную координированную систему. Социальные связи между субъектами общественных отношений, устанавливаемые по поводу обеспечиваемых социальных функций, образуют определенные пункты пересечения в обширном поле социальных отношений. Этими пунктами пересечения связей в поле общественных отношений являются социальные статусы.

      С этой точки зрения социальная организация  общества может быть представлена в  виде сложной, взаимосвязанной системы  социальных статусов, занимаемых индивидами, становящимися вследствие этого  членами общества, гражданами государства.

         Общество не только создает социальный статус, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям. Соотношение между социальными статусами, предписываемые обществом индивиду вне зависимости от усилий и заслуг (предписанные позиции), и статусами, замещение которых зависит от самого человека (достигаемые позиции), существенная характеристика социальной организации общества. Предписанными социальным статусом являются по преимуществу те, замещение которых происходит автоматически, в силу рождения человека и в связи с такими его характеристиками, как пол, возраст, отношения родства, раса, каста и т.д.

      Соотношение в социальной структуре предписанных и достигаемых социальных статусов есть, по существу, показатель характера  экономической и политической власти, есть вопрос о характере общественной формации, навязывающей индивидам соответствующую  структуру социального статуса. Личные качества индивидов, отдельные  примеры социального выдвижения в целом не меняют этого кардинального  положения.

  1. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ЛЮДЕЙ
 
 

      Понятие личности – это  совокупность  таких  психологических  качеств  индивида как:

  • Отношение к чему-либо.
  • Нормы поведения, взглядов.
  • Ценности.

      Социальная  роль  -  это те определённые действия, которые должен совершать индивид (или группа) в соответствии с тем или иным социальным статусом. Таким образом, если сам статус определяет позицию человека в обществе (школьник,  рабочий, солдат, жена), то социальная роль – выполняемые ими в данной позиции функции. Эти функции (ролевые действия) в каждом обществе определяются общепринятыми в нём нормами и часто закрепляются в различных документах (законах, правилах, инструкциях, уставах, и т.д.). Однако социальная роль говорит лишь о том, как должен вести себя обладатель того или иного статуса, какие действия от него ожидаются. Реальное же поведение может не соответствовать данной роли.  У человека  может быть множество ролей.  Когда происходит  противоречие  между ролевым ожиданием и ролевым исполнением,  имеет место ролевой конфликт (безбилетный пассажир, несостоятельный директор, «плохой» папаша и т.д.). В подобных конфликтных случаях обществу приходится применять те или иные санкции к нарушителям (штраф к безбилетнику), а подчас и лишать статуса не соответствующих ему людей (лишение родительских прав, отстранение от должности).

      Толкот  Парсенс предложил 5 характеристик  любой роли:

    1. Эмоциональная:  одни роли требуют эмоциональной  сдержанности, другие – раскованности.

    2. Способ  получения: предписанные и завоеванные.

    3. Масштаб:  часть ролей  строго ограничена, часть – размыта.

    4. Формализация:   деятельность   в   строго   установленных   рамках   или  произвольная.

    5. Мотивация:  личная прибыль, общественное  благо и т.д.

      Социальная  роль состоит:

     1. Ролевого ожидания.

     2. Исполнения этой роли.

        Теория Ч. Кули – Теория  общественного зеркала, суть теории: сравнивая себя с другими, у человека появляется собственное мнение  из  оценок  других людей. Формирование оценки  связано  с  вознаграждением.  Поступки,  которые поощряются в человеке могут получить дальнейшее развитие.

  • Мы анализируем, как к нам относятся люди.
  • Мы анализируем, как мы относимся к этой оценке.
  • Мы анализируем, как мы реагируем на эту оценку.

      Описывая  ролевое поведение  личности,  социологи  и  социальные   психологи  характеризуют  личность  именно  как  представителя  той  или  иной  группы, профессии, нации, класса, того или иного социального целого.  В  зависимости от того, как выступает  для личности группа, насколько личность  вовлечена  в те или  иные  отношения  с  группой,  что  значат  для  неё  цели  и  задачи совместной деятельности группы, проявляются различные  качества  личности.  В связи  с этим,  для  того  чтобы  выявить  специфику  проявлений  личности  в группе, ее вкладов  в жизнь группы, необходимо раскрыть природу  того  пласта и взаимоотношений  личности и группы, найти те системные  основания,  которые определяют динамику и содержание поведения личности.

      Для  того  чтобы  проанализировать,   как   индивид   вовлекается   в общественные  отношения,   необходимо   четко   выделить   различные   планы исследования  системных  качеств  личности.  Так,  например,  исследование существующих   у   определенной   социальной    группы    представлений  о  взаимоотношениях между "руководителями вообще" и  "подчиненными  вообще"  – это одна   плоскость   изучения   личности   в   общественных   отношениях; исследование "нормативно-ролевых"  отношений между участниками совместной деятельности  – вторая  плоскость;  изучение  отношение между   людьми, при которых мотивы  одного   человека   приобретают    субъективную   ценность, личностный  смысл для другого человека,  -  еще одна  плоскость   анализа системных качеств личности в развитии общества.   Для решения вопроса о соотношении общественных   и межличностных   отношений представляется целесообразным выделить три уровня  анализа системных качеств личности  в общественных отношениях, условно обозначаемые как уровни анализа личности  в системах "роль – для - всех", "роль – для - группы", "роль – для - себя". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.  ОБРАЗ   ЖИЗНИ  ЛИЧНОСТИ. ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ 
 

      В рамках анализа жизненной позиции  встает вопрос об образе жизни личности.

     Образ жизни – совокупность  типичных  форм  жизнедеятельности  людей, объективно существующих в обществе:  труд,  общественно-политическая  сфера, образование, досуг и отдых, личная, семейная жизнь и т.д. Свои социальные  устремления  личность  реализует  в  материальной  и  духовно - идеологической  жизни.  Жизненная  позиция  выступает  в  этом  ряду характеристикой  конкретного  субъекта,  который  в  рамках  данного  образа жизни  ведет материальную и духовно - идеологическую жизнь, определенной направленности, содержания и активности. Личность – это  ученик и соавтор человеческой истории, определенного образа жизни.

       Образ  жизни   общества,   социальной   группы, трудового   коллектива представляет  для  субъекта  любого  уровня (а   для   конкретного   человека особенно) как специфическое общественное условие, активно детерминирующее  и его образ  жизни.  Личность  сталкивается  с  целой  совокупностью  ситуаций жизненного выбора. Она или принимает наличный образ жизни,  борется  за  его укрепление, развитие (занимает активную жизненную  позицию);  или  относится ко всему как к должному, реализует  себя в рамках  положительной  нормы,  но не больше  (жизненная  позиция   среднего  уровня  активности);  или  только приспосабливается к  существующим  условиям,  равнодушно  следуя   "правилам жизни"  микросреды  (пассивная  жизненная  позиция);  или   в   определенных условиях   использует   формы   деятельности   и   общения   негативного   и антиобщественного  содержания  (негативная  и   антиобщественная   жизненные позиции).  Как  видно,  понятия  "жизненная   позиция"   и   "образ   жизни" пересекаются и дополняют друг друга.

        В момент жизненного выбора личность проходит испытание на зрелость  и социальную устойчивость  как сознательный субъект общественной жизни. Понятие  "жизненная  позиция"   связано  с  активным,   избирательным отношением людей к природе и обществу, способностью человека делать выбор  и принимать решения  в  тех  или  иных  условиях,  в  том  числе  и  в  рамках определенного    образа    жизни.    Объективными    (внешними)    условиями самоопределения   личности    выступает    вся    совокупность    социально- экономических, политических и  духовно - идеологических  процессов  конкретно - исторического общества (на  уровне  общества  в  целом  и  составляющих  его социальных групп, на  уровне  региона,  на  уровне  трудового  коллектива  и семьи). Своеобразными внешними  условиями  являются  также  и  образы  жизни коллективных  и индивидуальных субъектов, с которыми она взаимодействует. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПРАВОВАЯ  КУЛЬТУРА – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР

СОЦИАЛИЗАЦИИ  ЛИЧНОСТИ 
 

      Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение.

    Девиантное поведение означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы нарушаются. Термин «девиация» употребляется в социологии в узком и широком значении.

      В широком смысле термин «девиация» подразумевает  любые поступки или действия, которые  не соответствуют писаным или  неписаным нормам. Этим термином чаще всего в социологии обозначают сферу  нравственных пороков, отступление  от принципов норм, морали и права. В этом смысле к отклоняющемуся поведению  относят пьянство, наркоманию и преступность.

    В узком смысле девиантным поведением называют поведение, отклоняющееся от культурных неписаных норм (обычаев, традиций). Нарушение формальных законодательных норм называется деликветным поведением.

    Девиантное поведение относительно. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в том или ином сообществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие – одобряются. Например, в советском обществе спекуляция была наказуема, в современной России – благое дело.

    Деликветное поведение абсолютно, поскольку существуют однозначно установленные законом нормы, квалифицирующие его как преступление.

    К основным формам отклоняющегося поведения принято относить пьянство, наркоманию, проституцию  и т.д. Возрастание девиантного поведения в том или ином обществе свидетельствует о глубоком кризисе целостных оснований этого общества, конфликте между личностями и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытки уйти от общества, убежать от жизненных повседневных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Любое общество на определенном этапе развития диктует своим гражданам характерную динамику сознания и поведения. В особенности этому диктату подвержены дети и молодежь. Их сознание адаптируется согласно общему фону общественной жизни. Человека можно обмануть один, два раза, но потом он обретает навык отличать правду от лжи. Особенно опасно для общества симптоматическое раздвоение личности. На психологическом уровне – это инфекционное заболевание, которое трудно поддается лечению.

      Прививая  личности зачатки правовой культуры, не следует забывать что динамика ценностных миров включает напряжение созидательного и бессознательного, рационального и интуитивного, глубоко  проникающего в суть процессов и  поверхностно - рационализирующего по поводу нравственных многообразных  отношений в обществе. Исследования морального сознания молодежи показывают, что молодые воспринимают жизнь  сегодняшней России драматичной. В  сознании нарастает скепсис в  оценки настоящего и ностальгия по прошлому. Свободу молодежь воспринимает как возможность перемещения  человека. Студенты еще не понимают, что свобода перемещения в  настоящее время ограничивается другими рычагами – отсутствие на это денег. Радует то, что верховной  ценностью молодые называют «равенство всех перед законом», необходимость  вознаграждения за добро и возмездности за зло. Ценность принципа оплаты по труду, по таланту. Тревожным можно назвать  и отношение студентов к войне. Многие (каждый второй) отмечают, что  война – это гибель людей и  в то же время фактор, обусловливающий  прогресс техники. В повседневном нравственном сознании студентов преобладает  прагматизм, они выражают беспокойство по поводу социально – политических процессов и не чувствуют уверенности  в будущем. Характерно то, что у  девушек правовая культура развита  намного сильнее, чем у юношей. Они выражают большее беспокойство по поводу негативных явлений в обществе. Девушки-студентки не столь примирительно относятся к сексуальным меньшинствам,  тем, кто торгуют собой (проститутки, охранники). Они на стороне строя, который защищает жизнь их тревожат вопросы самосохранения общества и снижение его качественных характеристик, рост преступности, угроза безработицы, увеличение числа беспризорных детей и бомжей, нарастание алкоголизма, наркомании, проституции, угроза СПИДа. Опросы показывают, что мужчины более терпимы к социальным меньшинствам  и проституции. Недаром социологи отмечают закономерность, состоящую в том, что в критические периоды истории проявляется большая терпимость общества к всевозможным отклонениям от норм и традиций.

    Воспитывать подрастающее поколение нужно. Но не следует забывать, что человек – существо мыслящее. На экзамене студент будет говорить, что законы, нормы и правила необходимо соблюдать. Им будет осознаваться теория правовой культуры. Но он встретиться с трудностью в практической реализации этого навыка, столкнувшись с обществом. С понятием «рынок» в России получило развитие прагматическое отношение к обществу, которое в рынке усматривает власть наживы и спекуляции.

Информация о работе Социология и личность