Содержание.
Введение.
- Предмет социологии.
- Теоретическая
и прикладная социология. Основные функции
социологии.
- Социология и
другие общественные науки.
Введение.
Социология
сегодня – призванный лидер научных
дисциплин, исследующих реальные социальные
процессы во всем их многообразии. За
небольшой для науки срок социология
превратилась в широко разветвленное
многоуровневое знание, во многом определяющее
как
представления нашего современника о
себе и окружающей социальной реальности,
так и культура его социального мышления,
стремление
к доказательности, конкретности социальных
идей и теорий.
Социология – это серьезная наука. Даже
при изучении в ВУЗах, далеко не всегда
можно разглядеть за академической сухостью
учебников, сложным языком изложения,
облекающим самые простые понятия в псевдонаучную
терминологию, живое содержание этой науки,
ее направленность на решение актуальных
жизненных проблем.
1.Предмет
социологии.
Социология
возникла в середине XIX в. в связи
с потребностями общественного развития
и внутренней логики эволюции науки об
обществе, поставившими на повестку дня
необходимость нового типа социальных
знаний. Это был период смены нормативного
порядка феодально-абсолютистского строя,
с его жесткой регламентацией всех сфер
жизнедеятельности общества, новым общественным
строем, формально сулившим политические
права и свободы, а также экономическую
и духовную независимость любому гражданину.
Именно в условиях становления гражданского
саморегулирующегося общества и свободной
конкуренции возникает потребность в
знании основ социальной жизни, умении
анализировать социальные процессы и
явления, выявлять социальные механизмы
воздействия на них. Особенно важны были
доказательные знания, приближенные к
реальной социальной практике, для предпринимателей
и политиков, управлявших делами общества.
Следовательно, социология и призвана
была помочь обществу глубже и конкретнее
познать себя, найти баланс интересов
в противоречивом процессе социального
взаимодействия людей и
самоорганизоваться на основе приоритета
прав личности.
Понятие "социология" было введено
в научный оборот в середине XIX в. французским
философом О.Контом - основателем этой
науки. Буквальный смысл слова "социология"
означает "наука об обществе, социальной
жизни". С тех пор было сформулировано
более сотни определений предмета социологии.
Например, русский социолог М.М. Ковалевский
считал содержанием этого предмета "жизнь
людей в среде им подобных". У российско-американского
социолога П.А. Сорокина предметом изучения
социологии является "общество или
общественные явления". По его мнению,
самое общее и распространенное определение
социологии - это наука об обществе и закономерности,
проявлявшейся в общественных явлениях.
При сравнительном анализе многих определений
можно выделить отсутствие четкого разграничения
объекта и предмета социологического
исследования. Если объект исследования
- это избранный элемент реальности, который
обладает очевидными границами и проявляет
относительную автономность существования,
то предмет науки - логическое описание
объекта, избирательность которого определена
предпочтениями исследователя в выборе
аспекта. Предмет социологии - познание
ассоциированных (совместных) форм человеческой
жизнедеятельности или социальных организаций.
Под объектом социологического познания
выступает вся совокупность связей и отношений,
которые носят название социальных - это
социальная система общества в целом.
Задачей социологической науки являются
типологизация социальных систем, исследование
связей и отношений каждого типологизированного
объекта на уровне закономерностей, получение
конкретного научного знания о механизмах
их действия и формах для целенаправленного
управления ими. Таким образом, понятия
социального, социальных связей и отношений
и способа их организации служат исходными
для раскрытия
особенностей объекта социологического
познания, а социальных
закономерностей - для определения предмета
социологии.
В настоящее время большинство ученых
понимают под социологией науку о законах
становления, функционирования и развития
общества в целом, социальных отношений
и социальных общностей. Это учение о механизмах
действия и формах проявления данных законов
в деятельности
личностей, социальных групп, классов
и других общностей.
Особенности и специфика социологического
знания определяются тем, что оно рассматривает
общество как единый, целостный социальный
организм, как органическое единство различных
сторон его жизнедеятельности, функционирующих
и развивающихся через социальную деятельность
людей. Социология рассматривает возникающие
в процессе этой деятельности социальные
отношения во взаимосвязи и взаимодействии
объективного и субъективного факторов,
материальной и духовной сторон. При этом
в качестве важнейшего объекта социологических
исследований выступает социальная сфера.
Ее исследование включает все проблемы,
связанные с деятельностью человека, его
положением в обществе, трудовом коллективе,
семье, других социальных группах, с его
потребностями и ценностями, ориентациями
и степенью их реализации, с его отношением
к самому себе, а также к различным явлениям
и процессам, происходящим в обществе.
Другой особенностью социологии является
то, что она рассматривает общественные
явления как бы "изнутри" с точки
зрения человеческого измерения социальных
отношений общества. Она не ограничивается
исследованием внешних факторов общественных
отношений, а изучает также источники
и принципы, лежащие в их основе: потребности,
мотивы, установки и ориентации субъектов
поведения.
Как любая фундаментальная наука социология
имеет свой понятийный аппарат. Ключевыми
для нее выступают понятия: "общественное",
"общественные отношения", которые
дают целостную характеристику общества,
когда речь идет о взаимодействии его
сторон или сфер - экономической, политической.
Ключевыми являются также понятия: "социальное",
"социальные отношения", которые
касаются конкретной - социальной сферы
жизни общества. Социальное - это совокупность
тех или иных свойств и особенностей общественных
отношений, интегрированная индивидами
или общностями в процессе совместной
деятельности (взаимодействия) в конкретных
условиях и проявляющаяся в их отношениях
друг к другу, к своему положению в обществе,
к явлениям и процессам общественной жизни.
Любая система общественных отношений
касается отношений людей друг к другу
и к обществу. Поэтому каждая
из этих систем всегда имеет свой социальный
аспект.
Понятие "система социальная" означает
определенное целостное образование,
основными элементами которого являются
люди, их нормы и связи. Понятие "структура
социальная" означает совокупность
взаимосвязанных и взаимодействующих
социальных групп, а
также социальных институтов и отношений
между ними.
При рассмотрении других тем курса будет
раскрыто содержание многих понятий, используемых
в социологии.
2.Теоретическая
и прикладная социология.
Основные функции социологии.
Деление
социологии на теоретическую и прикладную
является наиболее распространенным,
отражающим два тесно связанных аспекта
этой науки. Аналогичная структура представлена
и в системе социологии П.А. Сорокина: "Теоретическая
социология изучает явления человеческого
взаимодействия с точки зрения сущего.
Практическая социология исследует их
с точки зрения должного".
Теоретическая социология решает научные
проблемы, связанные с формированием знания
о социальной действительности, разработкой
концептуального аппарата науки, методологии
и методов социологического исследования.
Прикладная социология ставит задачу
найти средства для достижения намечаемых
обществом практических целей, пути и
способы использования познанных теоретической
социологией законов развития общества.
Классификация социологических знаний
может быть осуществлена и по уровням
этих знаний. В их определении большая
заслуга принадлежит американскому социологу
Р. Мертону. Приведем его классификацию:
Низший уровень - эмпирические социологические
(или же конкретно- социологические) исследования,
главная научная цель которых – получение
конкретных фактов, их описание, классификация,
интерпретация.
На основе полученных данных может строиться
научное
понимание, анализ изучаемого социального
явления.
Средний уровень - это специальные социологические
теории, изучающие какую-либо социальную
подсистему (политику, культуру, образование,
семью) с точки зрения выявления ее внутренних
и внешних связей и зависимостей на основе
фактов конкретных социологических
исследований и теоретических разработок
более высокого уровня.
Высший уровень социологического
знания - общесоциологические теории,
исследующие общество как единую систему.
Эти теории дают общий подход к изучению
социальных явлений, задают направленность
научного поиска, интерпретируют эмпирические
факторы и специальные социологические
теории. Именно в рамках общесоциологических
доктрин описывается теоретическая модель
общественной жизни как целостности.
Теоретическое знание по своему содержанию
является процессом исследования социальных
законов. Социальные законы - это существенные,
необходимые, многократно повторяющиеся
связи социальных явлений и процессов,
касающиеся, прежде всего, социальной
деятельности людей или их действий. Эти
законы определяют отношения между индивидами,
социальными группами, классами и другими
общностями.
В соответствии с социальными законами
люди создают условия и обстоятельства
своей жизнедеятельности и, в свою очередь,
применяют их под воздействием этих новых
ими же созданных условий и обстоятельств.
Действие одного и того же социального
закона проявляется с различной степенью
интенсивности в однотипных ситуациях,
поэтому рассматривать его следует не
как постоянную величину, а как тенденцию.
Исследовать социальные законы - значит
установить существенные и необходимые
связи между различными элементами социальной
сферы.
Законы различаются по времени их действия
на общие законы, которые действуют во
всех общественных системах, и специфические
законы, действие которых ограничено одной
или несколькими общественными системами.
Социальные законы различаются по степени
общности. Существуют законы, характеризующие
развитие социальной сферы в целом. Есть
законы, определявшие развитие отдельных
элементов социальной сферы. С подобной
классификацией согласны не все ученые.
Так, немецкий социолог Г. Зиммель считает,
что «для целого законов нет» из-за своеобразия
социального развития, не поддающегося
точному учету вследствие своей сложности.
Менее категоричен русский ученый С.Л.
Франк, видящий в общем социальном законе
«сложное производное более простых закономерностей»
и выступающий лишь «против абсолютной
необходимости единого закона развития
для всех обществ. Не все общества проходят
абсолютно одинаковый порядок развития
и даже там, где есть тенденция к этому,
она часто нарушается влиянием одного
общества на другое».
Рассматриваемый вопрос затрагивает проблемы
стихийного и сознательного в общественном
движении. Стихийность (спонтанность)
и сознательность (концептуальность) -
это два взаимосвязанных аспекта развития
социального. Первый учитывает необходимость
естественной природы становления общественного
процесса, его саморегуляцию, самоопределение,
предполагает естественное многообразие
форм его бытия. Второй, напротив, предполагает
необходимость постоянного научного моделирования
процесса, его сознательное регулирование
с точки зрения общественного идеала,
наконец, прогнозирование, целеполагание.
В научной социологии естественная природа
социального объекта, его стихийность,
некоторыми учеными выдвигается в качестве
исходного. Ряд социологических теорий,
напротив, выдвигает идею концептуальности
на первый план (например, марксистская
социология). Представители другого направления
(Г. Парсонс, П. Сорокин, Н. Бердяев) утверждают,
что общество - это организация, развивающаяся
в целом как следствие бессознательной
эволюции, а отчасти - как результат "сознательного
начала", а потому социология должна
соединять в себе как субъективное, так
и объективное. Целостность общественной
жизни и знание о ней - это исторический
процесс, в котором развитым общественным
отношениям соответствуют и более развитые
взгляды, концепции, теории и наоборот.
Поэтому в ходе развития идей в разные
исторические периоды объективно эта
целостность не могла выступать иначе
как через возникновение и развитие ряда
односторонних, часто абсолютизированных
в своей односторонности учениях.
Социология выполняет ряд функций, благодаря
которым она имеет тесную связь с жизнью.
Важнейшая из них - познавательная, связанная
с изучением закономерностей социального
развития. Эта функция социологии позволяет
получить новую информацию о процессах,
происходящих в обществе и новые знания,
которые обогащают теорию и методологию.
Важное
значение принадлежит специальным социологическим
теориям,
раскрывающим закономерности и перспективы
социального
развития общества. Социологические теории
дают научные ответы
на актуальные проблемы современности,
указывают реальные пути и методы совершенствования
социальных процессов.
С познавательной функцией тесно связана
практическая функция социологии. Она
позволяет разрабатывать прогнозы относительно
будущего развития общества в целом или
его отдельных сфер и давать практические
рекомендации для решения социальных
проблем. Практические рекомендации, выдвигаемые
социологами, относятся к двум группам
социальных факторов: объективным и субъективным.
Первые включают в себя условия жизнедеятельности
(труд, быт, семью), вторые - мотивы, цели,
намерения, установки, интересы, ценностные
ориентации. Исследуя их взаимосвязь,
можно установить степень отклонения
и разработать средства совершенствования
межличностных, межгрупповых и других
отношений. Практические рекомендации
социологов широко внедряются в практику
социальных отношений, особенно в индустриально
развитых странах: США, Германии, Японии.
Прогностическая функция тесно связана
с познавательной и практической функциями
социологии и помогает выработке теоретических
прогнозов и практических рекомендаций
и предложений по
выработке перспективных моделей общественного
развития.
Идеологическая функция занимает важное
место в развитии социологии. Научное
знание, приобретаемое путем социологических
исследований, помогает глубже раскрыть
закономерности развития общества, служит
делу просвещения и гражданского воспитания
людей, позволяет им сознательно выполнять
свои трудовые и общественные функции.
Хотя социолог в своих рекомендациях и
выводах опирается на научное знание,
но они так или иначе затрагивают интересы
различных социальных групп, приобретая
тем самым идеологическую окраску. Поэтому
социология оказывает существенное влияние
и на идеологическую жизнь общества, формирование
различных теорий общественного развития.
3.
Социология и другие
общественные науки.
Границы между
социологией и другими общественными
науками весьма условны, так как мир, общество
- это целостная, взаимосвязанная система
жизнедеятельности людей. Однако у любой
науки существуют свои возможности познания,
свой объект, предмет, которые и определяют
ее место в системе наук. Но есть наука,
которая претендует на роль методологической
основы познания в отношении всех без
исключения наук, в силу универсальности
и в высшей степени абстрактности
ее законов, объясняющих развитие природы,
общества и человека. Такой наукой является
философия.
Философским исследованием социальной
жизни занимается социальная философия,
которая рассматривает общество в основном
как социальную статику (устойчивые условия).
В отличие от нее, социология изучает процессы
социальной динамики (непрерывные изменения
условий). Основополагающие идеи социологии
были заложены английским философом и
социологом Г. Спенсером ("Основания
социологии"), где он рассмотрел роль
и взаимосвязь составных частей общества,
социальных институтов, раскрыл движение
общества как движение
от простого к сложному, как общественную
закономерность.
Как социальная философия, так и социология
рассматривают вопросы об обществе в целом,
его субстанциональные основы, общие законы
функционирования и развития. Но социология,
стремясь к изучению динамических социальных
процессов, главное внимание уделяет теоретическому
осмыслению эмпирического материала в
различных аспектах социальных отношений,
механизмам и закономерностям
развития социальных общностей: социальных
групп, классов, наций.
В этом состоит ее отличие от социальной
философии.
Следует отметить, что социология сама
играет методологическую роль в отношении
частных общественных наук (политологии,
экономической теории, государства и права),
поскольку изучает общество в целом, в
то время как частные науки - лишь одну
из областей знаний об обществе.
Что касается соотношения политологии
и социологии, то политология изучает
политические отношения и политический
процесс как феномен и результат взаимодействия
различных социальных сил. Правда взаимодействием
различных социальных сил занимается
социология, но специфика политологии
заключается в том, что она изучает отношения
социальных субъектов по поводу политической
власти. Значит, ее можно назвать политической
социологией, то есть одним из специфических
разделов социологической науки. Следовательно,
предмет изучения политологии более узок,
нежели предмет социологии.
Американский социолог Т. Парсонс отмечал,
что социология, в отличие от других социальных
наук, "изучает структуры и процессы,
имеющие отношение к интеграции" социальных
систем, общества в целом. Благодаря этому
общество, а точнее, акцент на интеграции,
присутствует в социологическом анализе,
как своеобразный определитель смысла
происходящего в отдельных социальных
процессах. Социолога будет интересовать,
например, в экономике не нормы прибыли,
а то, какую роль экономика играет в функционировании
общества в целом, или какова роль денег
в регулировании социальных взаимодействий.
Изучая усвоение личностью социальных
ценностей, норм, психолог должен сосредоточить
свое внимание преимущественно на роли
воображения, памяти.
Социолог же концентрируется на изучении
того, насколько
усваиваемые нормы связаны с социальным
статусом, социальными
ролями, выполняемыми личностью в обществе.
Социология призвана анализировать все
социальные процессы и явления с точки
зрения интересов людей, их потребностей,
ожиданий, предпочтений. Поэтому для социолога
проблема, например, законности (легитимности)
власти - это, прежде всего проблема признания
людьми власти, насколько она выражает
интересы людей, какие социальные группы,
классы заинтересованы в утверждении
этой власти, что способствует или затрудняет
признание людьми этой власти. Для правоведа
же это проблемы соблюдения закона, законности
в той форме, в которой они возникли исторически
(традиционное право, феодальное право,
конституционное право). Он анализирует
внутреннюю логику эволюции форм
законности, наличие противоречий в законах,
их совершенство.
Итак, какие бы проблемы в различных областях
социолог ни рассматривал, он на все смотрит
сквозь призму интересов людей как общественных
существ, их мотивов и ожиданий, борьбы
идей и судеб. Социология
всегда стремится, прежде всего, обнаружить
смысл, контекст,
порожденный общественной природой существования
человека.
В системе общественных наук есть дисциплина,
с которой связь социологии является наиболее
тесной. Речь идет об истории. И история,
и социология имеют предметом своих исследований
общество и его закономерности в их конкретных
проявлениях. И та, и другая наука воспроизводят
социальную действительность в единстве
необходимого и случайного. Социальные
явления многообразны как по совокупности
вызвавших их причин, так и по своему взаимовлиянию.
И поскольку они не имеют одной причины,
то поэтому не могут быть и однозначно
объяснены. Различие
между ними состоит в том, что история
описывает и объясняет
социальный процесс pos factum , а социология
– in factum.
Как история, так и социология сталкиваются
с двумя проблемами. С одной стороны, с
наличием в обществе объективных, не зависящих
от воли и сознания людей закономерностей,
которые причинно детерминируют содержание,
характер и направление его развития,
а с другой стороны, с существованием индивидуальных,
неповторяющихся явлений и процессов,
которые не могут быть причинно объяснены
однозначно, но которые носят закономерный
характер, оказывают существенное влияние
на
"зигзаги" в развитии общества, в
его истории. При этом первые
определяют "тенденции" общественного
развития и не могут выступать в
качестве причинного объяснения второго
вида закономерностей, являющихся предметом
изучения как истории, так и социологии.
Итак, при учете действия и социальных
и исторических закономерностей приходится
считаться не только со сложившейся совокупностью
социально-экономических и политических
условий жизни, которые в зависимости
от их характера могут порождать тенденции
как социального прогресса, так и регресса,
но и со всем богатством реального содержания
действий социальных сил данного общества.
Остается осветить один очень важный аспект
рассматриваемого вопроса - о соотношении
социологии и идеологии. Идеология выполняет
в обществе функцию идейного обеспечения
стабильности или самосохранения от распада
социального субъекта - носителя господствующей
в обществе идеологии в лице класса, этноса,
поколения. И в этом заключено не только
ее основное отличие от науки, но и, безусловно,
потенциальная опасность для социальной
практики, поскольку идеология должна
обосновывать экспансивную линию поведения
властвующего субъекта в отношении других
субъектов общества. В истории этот процесс
осуществлялся всегда не
только под влиянием сознательной деятельности
идеологов, но в
большой степени и в результате действия,
как отмечал немецкий
философ и социолог К.Мангейм, - "коллективного
бессознательного".
Возникающая при этом утопия - а никак
не наука - ведет, в конечном счете, к утрате
реального представления субъекта о своем
интересе. Ломая в идеологии механизм,
препятствующий саморазрушению субъектов,
утопия способствует распаду социальной
структуры, утрате
общественной иерархии, определенности
социальных функций.
В создании социальных субъектов - носителей
утопии - размывается представление о
том, что необходимо для их самосохранения.
Русский философ Н.А. Бердяев назвал XX
век временем сбывшихся утопий. Не случайно
так серьезно ослаб сегодня инстинкт самосохранения
- социальный, а следом и биологический.
Но нигде проблема ослабления стремления
к выживанию не стоит так остро, как в нашей
стране.
Утопия ненаучна, поскольку в ней делается
попытка отрицать, устранять, "забывать"
частный интерес субъекта. Идеология,
в свою очередь, ненаучна. Но важно иметь
в виду, что и без утопии, и без идеологии
социальная теория деградирует. Как образно
отметил А. Франс: если бы люди не предавались
утопиям, то они бы до сих пор лазали по
деревьям. Дело в том, что в рамках утопии
вырабатывается представление о всеобщем
идеале, в идеологиях формируются идеи
о важнейших социальных ценностях. Так,
нигде богаче и полнее, нежели в буржуазной
идеологии, не развивается, не овладевает
группой еще на подсознательном уровне
идея свободы, а идея равенства – в пролетарской
идеологии. Эти представления, идеи ложатся
в основу социологической науки. И уже
в целостной научной системе "эгоистический
акцент", характерный для ценности,
рассматриваемой в рамках отдельной идеологии,
может быть преодолен. Но для того, чтобы
в социологии возникли разнообразные
идеи и представления, представители различных
идеологий должны освободиться от отдельных,
частных, эгоистических ценностей.
Социология призвана не только "брать"
от идеологий, но и способствовать их формированию.
Сегодня особенно важно в процессе изучения
социологии глубоко и обстоятельно рассматривать
проблему значимости частного, индивидуального,
группового интереса. Трудно представить
более важную для сегодняшнего общества
и личности задачу, которую нужно решать
социологии. Предстоит смягчить, цивилизовать
неизбежный в нашем обществе процесс становления
частных, субъективных систем знаний и
представлений свободных социальных субъектов.
И задача состоит не в том, чтобы социологи
брались за создание идеологий, за "внедрение
их в сознание масс", а в том, чтобы бороться
с монополизмом какой-либо одной идеологии,
с засильем утопии, утопического стиля
мышления во всех обличьях, с препонами
- психологическими и, главное, интеллектуальными
- на пути возрождения самосознания субъекта,
частная деятельность которого обогатит
практику. Социология же обогатится, выявляя
закономерности функционирования новой
социальной действительности.
Заключение.
Подводя итог,
следует подчеркнуть, что социология
– наука о социальном в различных
его проявлениях, раскрывающая закономерности
возникновения, функция и развития социальных
образований различного уровня и отношения
между ними. Свою роль в современном обществе
социология, как наука, определяется через
функции, которые она выполняет. Это теоретико-познавательная,
практическая и мировоззренческая функции.
В системе наук социология занимает ведущее
место. Во-первых, социология дает другим
общественным наукам научно обоснованную
теорию общества и его структурных элементов.
Во- вторых, представляет другим наукам
технику и методику изучения человека
и его деятельности, а так же методы измерения
этой деятельности.
Список
используемой литературы.
- Григорьев С.И.,
Растов Ю.Е. Начало современной социологии.
«Издательство Магистр», 1999 г.
- Маркович Д.Ж.
Общая социология, 1998 г.
- Социология: Учебник
для ВУЗов / Нартов Н.А., Шабанова О.А., Лукашева
Г.С., 2004 г.
- П. Сорокин. Человек.
Цивилизация. Общество. М., 1992 г.
- Фролов С.С. Социология.
М., 1999 г.
- Философский энциклопедический
словарь. М.,1989 г.
- Тощенко Ж.Т. Социология.
М., «Прометей», «Юрайт», 1999 г.
- Рабочая книга
по социологии. М., 1983 г.
- Осипов Г.В. Социология.
М., «Наука», 1995 г.
- Коган М.С. Как
относиться к себе и людям или практическая
психология на каждый день. М., «Новая школа»,
1994 г.
- Кон И.С. Социология
личности. М., 1967 г.