Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:50, реферат
Герберт Спенсер — английский социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого были широко популярны в конце XIX века. На социологические взгляды ученого повлияли воззрения Сен-Симона и Конта, а на развитие идеи эволюции оказали влияние Ламарк, К.Бэр, Смит, Мальтус. Он был близко знаком с Дж. Элиот, Дж. Льюисом, Т. Гексли, Дж. С. Миллем и Дж. Тиндалем, в последние годы жизни с Б. Вебб.
Оглавление
Герберт Спенсер — английский социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого были широко популярны в конце XIX века. На социологические взгляды ученого повлияли воззрения Сен-Симона и Конта, а на развитие идеи эволюции оказали влияние Ламарк, К.Бэр, Смит, Мальтус. Он был близко знаком с Дж. Элиот, Дж. Льюисом, Т. Гексли, Дж. С. Миллем и Дж. Тиндалем, в последние годы жизни с Б. Вебб.
Спенсер отказался от предложения получить образование в Кэмбридже, самостоятельно изучал науки. Он работал заместителем редактора в журнале «Экономист». К 1870 году он занялся социологией, покинув работу и получив большое наследство, ездил с лекциями по всему миру, хотя и не читал трудов других ученых, но много общался с людьми своего ранга. В его трудах было много ошибок, которые постепенно становились все более очевидными. Во время нескольких поездок во Францию имел возможность лично встретиться с О.Контом, чьи труды он уважал больше всего.
Чертами науки Спенсера являются идеи прогресса, эволюционизма; и дальнейшее развитие позитивизма Конта. Основания социологии Спенсера:
Эволюция по Спенсеру — это сплошной рост науки от простой недифференцированной однородности до комплекса дифференцированной неоднородности.
Именно Спенсер ввел понятия дифференциации и интеграции.
Дифференциация — это появление из некой однородности разнообразия ; расчленение на формы и ступени; возникновение в организме в процессе развития морфологических и функциональных различий.
Интеграция
— это возникновение
Спенсер разделял мнение О.Конта о том, что социальная физика — это точная наука, примыкающая к биологии, составляющая с ней единую физику организованных тел. Спенсер пытался объяснить явления, происходящие в обществе при помощи биологической аналогии. Например, он перенес на общество принципы естественного отбора, рассматривая их как универсальный способ существования человечества.
Спенсер
выделяет 2 типа общества — военное
и промышленное. Классический пример
военного общества — Спарта, его
отличительные черты —
Примером
же промышленного общества можно
назвать Англию, его черты —
противоположны военному обществу, то
есть децентрализованное управление обществом,
плюрализм, охрана и сохранение прав человека,
инновационность и развитие общества,
расширение области частной жизни.
Спенсер при описании промышленного общества опирался на научное предвидение, предположение о том, как будет выглядеть общество в будущем, потому как в годы жизни ученого промышленность только начала развиваться.
Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.
Спенсер разделяет общества также на:
Еще одна типология обществ по Спенсеру:
Эволюция человеческого общества не отличается от других эволюционных процессов, протекающих в природе. Социология будет жить как наука лишь тогда, считал Спенсер, когда она признает идею эволюционного природного закона. Если же социология считает, что развитие общества противоречит законам природы, то она называться наукой не может. Спенсер одним из первых обратил внимание на разделение труда, а производство стал делить на простейшие процессы.
Социальная
эволюция, по мнению мыслителя, является
процессом возрастающей индивидуализации,
движения от общества к человеку.
Социальный прогресс, как и любые другие виды прогресса, не является однолинейным, он распространяется и расходится, и появляющиеся группы разнятся все более значительно, возникают роды и стереотипы обществ.
Эволюционная теория Спенсера благодаря включению в нее факторов застоя и регресса становится несомненно более гибкой, хотя и теряет свою цельность.
Спенсер считал очевидным сходность общества с биологическим организмом как строением, так и функционированием. Сходство заключалось в факторах:
Однако существуют и различия:
Спенсер решал проблему отношений индивида и общества ссылкой на их взаимодействие. Он предполагал, что на ранних этапах эволюции биологическая сущность человека определяет свойства социального агрегата, а в дальнейшем решающую роль в эволюции общества играют свойства целого.
После
дифференциации общество нуждается
в координации деятельности отдельных
групп. По мнению Спенсера, Церковь
должна быть отделена от государства.
В обществе для нормального
Именно Герберт Спенсер ввел впервые в социологию понятие социального института.
Социальный институт — это механизм самоорганизации совместной жизни людей. Ученый выделил группы социальных институтов:
Значения институтов возрастают в процессе перехода от военного типа общества к индустриальному. Особенно важную роль начинают играть промышленные институты, берущие на себя все большую часть общественных функций и регулирующие трудовые отношения.
Ученый считал, что конфликты и войны сыграли важнейшую роль в становлении политической и классовой структуры общества. Силами, создающими государство, являются война и труд, причем на ранних этапах эволюции военные действия были решающими, так как именно необходимость обороняться и нападать больше всего сплачивают общество и дисциплинируют его. На следующих этапах эволюции объединяющей силой выступил труд (общественное производство) и прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению.
Теория
социальных институтов Спенсера является
попыткой систематического изучения общества.
Концепция институтов воспроизводит
образ общества по аналогии с биологическими организмами, например деньги уподобляются кровяным частицам
Спенсер ввел термин «надорганизм», который подчеркивал автономию индивида от общества.
Спенсер в своих научных трудах опирался на эмпирические базы аналогии и исторических данных. В ходе своих рассуждений он обнаружил, что среди всей истории человечества нет истории «народа», лишь только история царей, церкви и т.д. Именно при нем появилось понятие «новой» истории — касающейся и народа тоже. Само содержание исторического процесса представляется как постепенный переход от механического принуждения к органическому объединению на основе общности интересов.
Спенсер так и не смог преодолеть дилемму реализма и номинализма, с одной стороны подчеркивая особую роль «человеческой натуры», а с другой — ссылаясь на действие искусственной среды, надиндивидуальных сил, социального организма.
Спенсер постулирует:
Исходя из свойства саморегуляции живой материи, Спенсер усомнился в значимости государственных форм управления обществом, считая их инструментами насилия.
Либерализм
(liberalis) — это то, что присуще свободному
человеку.
Спенсер считал, что так как общество — это совокупность индивидов, частей единого целого, то и характеристика общества зависит от характеристик индивидов, из которых оно состоит. То есть природа общества зависит от природы единиц, его составляющих. Общество — это особый тип реальности, возникший в результате появления индивидов, а следовательно напрямую от них зависящий. Развитие общества по определенным этапам происходит в ответ на его окружение. Мыслитель был убежден, что социальная организация (тип государственного устройства) не может существовать покуда масса граждан не воспитала в себе идеологии, соответствующей этой организации. Дезорганизация общества является результатом отсутствия гармонии между людьми и социальными организациями всюду, где эти организации введены насильственно путем революции или преждевременных реформ.