Социология, ее роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:01, реферат

Описание работы

Социология предлагает отчетливую и чрезвычайно яркую перспективу понимания человеческого поведения. Изучая социологию, мы поднимаемся над нашей собственной интерпретацией мира, чтобы взглянуть на социальные воздействия, формирующие наши жизни.

Содержание

1. Введение в социологию
2. Социология: проблемы и перспективы
3. Чем занимается социология?

• Любовь и брак
• Здоровье и болезнь
• преступление и наказание
4. Выводы: сущность социологии
5. Перемены в современном мире
6. Социология и “здравый смысл”
7. Социологические вопросы: фактологические, сравнительные, вопросы развития и теоретические

• Фактологические вопросы
• Сравнительные вопросы
• Вопросы развития
• Теоретические вопросы
8. Преднамеренные и непреднамеренные последствия человеческих действий
9. Что может социология сказать о наших действиях?
10. Социальная структура и человеческие действия
11. Развитие социологического мировоззрения
12. Является ли социология наукой?
13. Объективность
14. Практическое значение социологии

• Понимание социальных ситуаций
• Восприимчивость к культурным различиям
• Оценка результатов политических действий
• Углубление самопознания
15. Роль социолога в обществе

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 54.97 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию

     Государственное образовательное учреждение

     высшего профессионального образования

     «Горно-Алтайский государственный университет» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Творческая  работа

     на  тему

     «Социология, его роль в обществе» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                                                                              Выполнила: Бады Б. А.

                                                                                                                               студентка 1 курса ФСУ 1211гр.

        Проверил: Григорьев С.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Горно-Алтайск, 2012 г. 

     Содержание

  1. Введение в социологию
  2. Социология: проблемы и перспективы
  3. Чем занимается социология?
 
     
  • Любовь  и брак
  • Здоровье и болезнь
  • преступление и наказание
  1. Выводы: сущность социологии
  1. Перемены в современном мире
  2. Социология и “здравый смысл”
  3. Социологические вопросы: фактологические, сравнительные, вопросы развития и теоретические 
  • Фактологические  вопросы
  • Сравнительные вопросы
  • Вопросы развития
  • Теоретические вопросы
  1. Преднамеренные и непреднамеренные последствия человеческих действий
  1. Что может социология сказать о наших действиях?
  2. Социальная структура и человеческие действия
  3. Развитие социологического мировоззрения
  4. Является ли социология наукой?
  5. Объективность
  6. Практическое значение социологии 
  • Понимание социальных ситуаций
  • Восприимчивость к культурным различиям
  • Оценка результатов политических действий
  • Углубление самопознания
  1. Роль социолога в обществе 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ВВЕДЕНИЕ  В СОЦИОЛОГИЮ 

Социология предлагает отчетливую и чрезвычайно яркую  перспективу понимания человеческого  поведения. Изучая социологию, мы поднимаемся  над нашей собственной интерпретацией мира, чтобы взглянуть на социальные воздействия, формирующие наши жизни. При этом социология не отвергает  и не умаляет значение индивидуального  опыта. Наоборот, мы учимся лучше понимать самих себя и других людей, тем  самым, развивая в себе способность  восприятия космоса социальной деятельности, в которую мы вовлечены. 
В первой части рассматриваются основные проблемы социологии и их отношение к предметам других социальных наук. Изучение социологии — это часть процесса самопознания.
 

     Социология: проблемы и перспективы 

Сегодня, в конце  двадцатого века, мы живем в мире, чрезвычайно тревожащем нас, но в  то же время полном замечательными перспективами на будущее. Этот мир  захлестывают перемены, связанные с  ужасающей возможностью ядерной  войны и разрушительным натиском современных технологий на природу. Но вместе с тем мы имеем больше возможностей управлять своей судьбой, изменять жизнь к лучшему, чего не могли себе даже представить предыдущие поколения. Как мир стал таким? Почему обстоятельства нашей жизни так  отличаются от обстоятельств жизни  наших предшественников? В каких  направлениях произойдут перемены в  будущем? Эти вопросы прежде всего интересуют социологию, дисциплину, которая призвана играть фундаментальную роль в современной интеллектуальной культуре. 
Социология — это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ. Это ослепительное и захватывающее предприятие, чьим предметом является поведение людей как социальных существ. Поле деятельности социологии чрезвычайно широко, от анализа случайных столкновений индивидов на улице до исследований глобальных социальных процессов. Несколько примеров дадут нам первое представление о ее природе и целях.
 

     Чем занимается социология? Несколько примеров

     Любовь  и брак 

Почему люди влюбляются и вступают в брак? На первый взгляд ответ очевиден. Любовь — это взаимная физическая и личностная привязанность людей друг к другу. Возможно, сегодня многие из нас  скептически относится к мысли, что любовь бывает “навсегда”; однако “влюбленность”, вероятно, относится  к самым волнующим чувствам и  эмоциям человека. Поиск личностного  и сексуального самовыражения в  отношениях влюбленной пары является таким же естественным, как и их желание иметь общее жилище. 
Однако это очевидное на первый взгляд суждение на самом деле совершенно нетривиально. Состояние влюбленности переживали отнюдь не во все времена, и ее редко связывали с браком. До недавнего времени идея романтической любви вовсе не была распространена на Западе и не существовала в других культурах. Только в наше время стали считать, что любовь, брак и сексуальность тесно связаны друг с другом. В средние века и последующие эпохи люди вступали в брак в основном для того, чтобы сохранить титул или собственность в руках семьи, либо чтобы иметь детей, которые станут помогать в работе. Женившись, такие люди могли стать близкими друзьями, однако это случалось после брака, а не до него. Сексуальные связи существовали тогда и вне брака, но они почти не содержали тех чувств, которые мы обычно связываем с любовью. Любовь “считалась в лучшем случае неизбежной слабостью, а в худшем — разновидностью недуга”. 
Романтическая любовь впервые появилась в дворянских кругах как особая черта внебрачных сексуальных приключений. До конца восемнадцатого века она была ограничена лишь этими кругами и ни в коей мере не отождествлялась с браком. Отношения между мужем и женой в аристократической среде чаще всего были холодными и отчужденными, особенно в сравнении с тем, что мы ждем от брака сегодня. Состоятельные люди жили в больших домах, каждый супруг имел собственную спальню и слуг; в приватной обстановке они могли видеть друг друга достаточно редко. Сексуальная совместимость в браке была делом случая и не считалась обязательной. Как среди богатых, так и среди бедных решение о браке принималось семьей и родственниками, а не самими индивидами, права которых при выборе пары были ничтожны либо отсутствовали вовсе. (В наше время так до сих пор действуют во многих не западных культурах.) 
Таким образом, ни романтическая любовь, ни ее связь с браком не могут восприниматься как “изначально данное” в жизни человека, ибо они сформировались под сильным социальным влиянием. Социологи изучают характер этих влияний, и, по-видимому, даже на основе личного опыта. Большинство из нас видит мир в привычных образах нашей собственной жизни. Социология демонстрирует необходимость более широкого взгляда на то, почему мы поступаем именно так, а не иначе.
 

     Здоровье  и болезнь 

Обычно, когда  мы думаем о здоровье и болезнях, то имеем в виду только физическое состояние тела. Человек чувствует  боль или испытывает недомогание. Как  это может быть связано с социальным воздействием? На самом деле социальные факторы оказывают очень большое  влияние и на возникновение и  протекание болезни, и на то, как  мы реагируем, чувствуя себя больными. Наше обычное представление о  “болезни” как о чем-то, порождаемом  функциональными расстройствами тела, не разделяется представителями  других обществ. В некоторых культурах  болезнь и даже смерть рассматриваются  как результат враждебных заклинаний, а не поддающихся изучению физических причин. В западной культуре христианское учение отвергает общепринятые представления о болезни, полагая, что природа человека духовна и выражает образ Божий, а болезнь проистекает от непонимания, “открывающего врата заблуждению”. 
Как долго человек может прожить, насколько реальна для него угроза серьезных заболеваний, таких, как сердечнососудистые, рак и пневмония, — все это в значительной степени определяется социальными факторами. Чем более развита культура, в среде которой живет человек, тем меньше вероятность, что на протяжении своей жизни он будет страдать от серьезных заболеваний. Помимо этого, существуют определенные общепринятые правила, предписывающие, как следует вести себя в случае болезни. Больному человеку разрешается отстраниться от некоторых или всех обыденных обязанностей, но заболевание должно быть признано “достаточно серьезным”, чтобы можно было претендовать на эти привилегии без критики и упреков. Тот, кто испытывает лишь слабое недомогание, или чья болезнь точно не определена, скорее всего, будет признан “симулянтом” — не имеющим реального права избегать ежедневных обязанностей.
 

Другие  примеры: преступление и наказание 

Приведенное ниже ужасное описание повествует о последних  часах человека, казненного в 1757 году по обвинению в заговоре с целью  убийства короля Франции. По приговору  несчастному вырвали мясо на груди, руках и ногах, а раны поливали смесью кипящего масла, воска и серы. Затем его тело четвертовали с  помощью лошадей, а расчлененные останки были сожжены. Офицер стражи составил следующий отчет о произошедшем. 
Палач погрузил кандалы в котел с кипящим зельем, которым он щедро поливал каждую рану. Затем запрягли лошадей и привязали за руки и ноги. Лошади сильно потянули в разные стороны. Через четверть часа процедуру повторили и сменили лошадей: тех, которые были у ног, поместили к рукам, чтобы сломать суставы. Все повторяли несколько раз. 
После двух или трех попыток палач Самсон и его помощник, который держал щипцы, достали ножи и надрезали тело у бедер, лошади снова потянули; затем тоже сделали с руками и плечами; мясо было срезано почти до самых костей. Лошади, напрягаясь изо всех сил, оторвали сначала правую и затем левую руку. 
Жертва была жива до того момента, когда ей окончательно оторвали конечности от торса. 
         До начала современного периода такие наказания не были необычными. Вот как Джон Лофлэнд описывает традиционные способы казни. 
В далекие исторические времена казнь была рассчитана на максимальное продление периода умирания приговоренного и на сохранение его при этом в сознании. Задавливание с помощью постепенно увеличивающегося веса, помещенного на грудь, колесование, распятие, повешение, сожжение на костре, раздробление тела, растягивание на части и четвертование, а также другие способы — все это было достаточно длительным. Даже повешение на протяжении большей части истории было медленным процессом. Когда тележку откатывали из-под осужденного или когда под ним открывался люк, осужденный медленно задыхался, корчась несколько минут, прежде чем умереть. Иногда палач, чтобы ускорить казнь, заходил на эшафот и тянул осужденного за ноги.  
Часто казнь проводилась при большом стечении публики — практика, просуществовавшая в некоторых странах до XVIII века. Тех, кому предстояло умереть, везли по улицам в открытой повозке, чтобы в конце своей жизни они могли стать участниками спектакля при огромном скоплении зрителей, которые аплодируют или свистят, в зависимости от отношения к жертве. Палачи были такими же знаменитостями, как в наше время кинозвезды. 
Сегодня такие способы наказания кажутся нам отвратительными. Мало кто из нас может понять, как можно получать удовольствие от того, что кого-то пытают или жестоко умерщвляют, какие бы преступления этот человек ни совершил.

   Наша  система наказания основана на  тюремном заключении, а не на  причинении физической боли; в  большинстве западных стран смертная  казнь отменена. Почему формы  наказания изменились? Почему тюремное  заключение заменило существовавшие  ранее более жестокие формы  наказания? 
Заманчиво предположить, что в прошлом люди были просто более жестокими, в то время как мы стали более гуманными. Но для социолога такое объяснение неубедительно. Публичное применение насилия как способ наказания существовало в Европе на протяжении веков. Люди пришли к пересмотру своего отношения к подобным вещам не сразу и не вдруг, здесь имели место глубочайшие социальные влияния, связанные со значительными переменами, происходившими в этот период. Европейские общества начали индустриализироваться и урбанизироваться. Старый сельский порядок быстро вытеснялся новым, при котором все большее и большее число людей стало работать на фабриках и в мастерских, переезжая в стремительно разрастающиеся города. Социальный контроль над городским населением уже невозможно было обеспечить основанными на устрашении старыми способами наказания, которые были пригодны только в маленьких обществах с тесными связями и небольшим количеством происшествий. 
Тюрьмы создавались как часть системы учреждений, в которых люди содержатся в изоляции от внешнего мира, “под замком”, для того, чтобы контролировать и дисциплинировать их поведение. Среди тех, кого держали взаперти, были вначале не только преступники, но и бродяги, больные, безработные, слабоумные и сумасшедшие. Тюрьмы не сразу отделились от сумасшедших домов и больниц. Предполагалось, что в тюрьмах преступников “перевоспитывали в добропорядочных граждан”. Наказание за преступление стало ориентированным на воспитание послушного гражданина, а не на публичную демонстрацию остальным ужасных последствий, которые влечет за собой дурное поведение. Гуманизация наказания, которую мы наблюдаем, скорее всего последовала за происходящими переменами, а не вызывала их. Перемены в обращении с преступниками были частью процессов, уничтоживших традиционные порядки, которых люди придерживались на протяжении веков.
 

Выводы: сущность социологии 

Мы можем обобщить примеры, обсуждавшиеся до сих пор. В каждом из трех случаев — любовь, брак и сексуальность, здоровье и  болезнь, наказание за преступление — мы увидели, что чувства и  эмоции, которые кажутся “естественно данными” человеку, на самом деле подвержены влиянию социальных факторов. Понимание  тончайших, но сложных и глубоких способов, которыми наши жизни отражают контексты нашего социального опыта, является основой социологического мировоззрения. Социологию особенно интересует социальная жизнь в современном мире, стремительные перемены в человеческих обществах, произошедшие в последние два века. 

Информация о работе Социология, ее роль в обществе