Социологии П.Л. Лаврова

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:37, реферат

Описание работы

Ключ к пониманию социологических взглядов П. Л. Лаврова кроется в его определении социологии, как науки. Здесь “альфа и омега”, “начало и конец” всей его социологической теории. Чуть не все его работы были ничем иным, как развитием, развертыванием этого определения, а его практическая работа – осуществлением соответственных теоретических положений, вытекавших из последнего. Спрашивается, как же он определял социологию? Какую область явлений он считал предметом изучения последней? Какие задачи он ей ставил? Как решал вопрос относительно методов изучения социологических явлений? Как рисовал архитектонику всей

Содержание

1. Понятие социологии П.Л. Лаврова. Ее задачи и методы…………………..3
2. Проблемы, изучаемые социологией с точки зрения П. Л. Лаврова……….8
2.1 Начало солидарности………………………………………………………..9
2.2 Основные формы солидарности в мире людей генетический порядок………………………………………………………………………….10
2.3 Сознательная солидарность. Исторические и неисторические народы.
Понятие и роль интеллигенции………………………………….………….....11
2.4 Теория факторов П. Л. Лаврова……………………………………...…….13
2.5 Механизм смены форм солидарности в историческом процессе и
предел их развития. Формула прогресса П. Л. Лаврова……………………..15
3.Заключение……………………………………………………………………19
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Реферат по Социологии.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

Как следствие, отсюда выводится еще одно теорема  – о колебании кривой индивидуализма и его созидательной и разрушительной роли вообще. “Индивидуализм проявляется с особенной определенностью в своей роли созидательной в эпохи переходные (“критические”) и в своей роли разрушительной – при попытках установить новую обычную культуру, так как подавляющее влияние среды на личность ослабевает в первом случае и усиливается во втором”.

Лавров также  подчеркивает, что с поступательным ходом истории контраст этих фазисов все более и более смягчается, все более и более они стремятся органически слиться. В начале истории солидарность и развитие, установившийся обычай и критическая мысль, порядок и прогресс, общественность и индивидуализм – являются непримиримыми антагонистами. Их гармоничное сосуществование здесь не дано и невозможно. Либо царствует один обычай “культура”, установившийся порядок, не допускающий никакой личной инициативы; либо этот период под влиянием “крота истории” – работы мысли, потребности развития – сменяется периодом критики, протеста и борьбы, низвергающим порядок и заменяющим его новыми формами культуры и быта. Эти последние со временем тоже стремятся застыть и т. д. Но чем дальше, тем амплитуда колебания таких ритмов становится меньше и меньше, их непримиримость мягче и мягче, их столкновения менее и менее резкими. Пределом такой тенденции является общественное состояние, где солидарность гармонически сочетается с развитием, порядок с прогрессом, общественность с индивидуальностью, “сущее” с “должным” критически установленного идеала. История перестанет быть похожей на пьяного, шатающегося от крайности солидарности в крайность новаторства, а станет подвижным равновесием, где не прерывное движение вперед (развитие) будет совершаться без нарушения солидарности, и солидарность будет существовать без задержки и подавления развития. Индивидуализм на этой ступени становится осуществлением общего блага с помощью личных стремлений, общественность становится реализированием личных целей в общественной жизни.

Констатирование этой исторической тенденции приводит Лаврова к его формуле прогресса: “то общество прогрессирует, в котором формы, обусловливающие солидарность, позволяют расти и развиваться общественному сознанию, а сознание, развиваясь, усиливает солидарность общества. Как только эти два элемента находятся в противоречии, или один из них ослабляется, общество находится в ненормальном состоянии”.

 

3. Заключение

П.Л. Лавров, как  видно из предыдущего, составляет примечательное явление среди сотен и тысяч  социологов. Можно спорить с его  пониманием социологии, можно находить его не вполне удачным, можно не соглашаться с рядом его теорем, но одно следует признать: это стройность и целостность его социологической концепции. Совокупность его социологических теорий действительно образует систему, где одно проблема связана с остальными, одно положение – с другими; все в своей сумме образуют единую дисциплину, а не хрестоматию разрозненных и непонятно чем связанных проблем, объединенных этикеткой “социологии”.

 

Список литературы, использованной при написании реферата.

  1. П. Сорокин “Основные проблемы социологии П.Л. Лаврова”, П, 1922 г.
  2. А.П.Казаков “Теория прогресса в русской социологии конца XIX века”, Изд-во Лен. Ун-та, 1969 г.

П.Л.Лавров “Философия и социология, Избранные произведения.




Информация о работе Социологии П.Л. Лаврова