Социологическое творчество Ф. Тенниса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является ознакомление с биографией Ф. Тенниса и его научным творчеством. Задачи: описание научной концепции социолога, ознакомление с основными положениями книги «Общность и общество» и сопоставление двух основных понятий, о которых писал Ф. Теннис – общины и общества, раскрытие значения творчества ученого для социологической науки.

Содержание

Введение
Жизненный путь Ф. Тенниса
Социологическая концепция. Основные идеи труда «Общность и общество»
Значение социологического творчества Ф. Тенниса
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

ККР Теннис.docx

— 57.16 Кб (Скачать)

     Эволюционный  подход, господствовавший в XIX веке в  социологии, делал упор на том факте, что общество как совокупность людей, объединенных социальными институтами, постепенно развивается от низшего  своего состояния к высшему. Первоначально общество было небольшим и просто организованным, но постепенно развивалось и усложнялось, добавляя все новые элементы и выстраивая из них все более сложные структуры. Естественно, как и положено в эволюционной концепции, с ее упором на понятие прогресса, это были изменения к лучшему. Но Теннис отказался рассматривать общество в его генезисе. Он употребил для рассмотрения фактов способ, который впоследствии был развит Максом Вебером и получил название метод идеальных типов.

     Теннис взял две, наиболее с его точки зрения различающихся, формы социальных отношений – сельскую общину и город с характерными для них социальными структурами – и выделил в них те черты и формы, которыми они наиболее сильно отличались друг от друга. «Задача состоит в том, – объяснял он впоследствии, – чтобы разложить феномены социальных отношений на их составные элементы и теоретически свободно комбинировать их, независимо от того, существуют ли такие чистые формы в реальной жизни». В результате получаются две модели, сконструированные исследователем формы, которые располагаются на максимальном удалении друг от друга. Те признаки, которые выделил исследователь, распределяются между ними таким образом, что те, которыми описывается первый тип, принадлежат только ему и совершенно отсутствуют во втором типе, и наоборот. Именно в чистоте и беспримесности и заключается идеальность этих форм. А вот реальные феномены, которые обязательно содержат признаки как первого, так и второго типов, размещаются между ними: те, в которых больше признаков первого типа – ближе к первому типу, а те, в которых больше признаков второго – ближе ко второму.

     Теннис сформировал свои идеальные типы, используя определенные элементы. Социолог начинает с понятия воли.  Как было сказано выше, социальная воля – решение, которое вырабатывается несколькими или даже многими людьми. Результат выработки такого решения – согласие (Verständnis), то, что в современной социологии более всего соответствует термину «консенсус». Согласие, которое формируется на полюсе, обозначенном у Тенниса понятием «община» (Gemeinschaft). Оно базируется на единомыслии. То, которое тяготеет к полюсу «общество» (Gesellschaft), имеет в своем основании договор. Эти очень разные основания согласия порождают различные формы отношений, и сами ими порождаются на следующем этапе принятия решений.

     Фундаментом этих двух указанных выше типов организации социальной жизни служат два типа воли – естественная, инстинктивная и рассудочная, рациональная.

     Социальную  волю, возникающую на основании единомыслия, то есть единого воззрения на мир, Теннис называет естественной волей (Wesenswille). Она возникает на обширном и прочном фундаменте совместного бытия.  Социолог пишет: "Совместное бытие – это вегетативные сердце и душа общины. Все существование общины покоится на сознании совместной принадлежности и признании ее условием взаимной зависимости". Это "условие ее активной жизни, общего переживания удовольствия и страдания, общего обладания благами, находящимися в совместном владении, которыми человек окружен, общим участием в постоянных и временных работах". "Быть вместе означает принадлежать к совместно созидаемому сознанию". Это совместное сознание формируется медленно и долго, но оно охватывает практически всю совокупность фактов, с которыми отдельному человеку в общине приходится иметь дело.

     В идеальном случае человек проводит в своей общине всю жизнь, практически  не выходя за ее пределы. Община формирует  весь жизненный путь человека, проводя  через систему последовательно  расположенных статусов. Во время  этого движения меняются его права  и обязанности по отношению к  другим людям, а также и их отношения  к нему и с ним. Он опытным путем  испытывает все сферы жизни своей  общины, становится настоящим "экспертом" почти во всех вопросах, с которыми приходится сталкиваться ему самому и его собратьям по этому совместному бытию. В результате возникает очень сильная включенность человека в саму общину как группу. Он уже не мыслит себя вне ее, ощущает общину своим продолжением. Он оказывается включенным и в личность каждого человека, разделяющего с ним данный период его жизни. А это означает очень интенсивную эмоциональную нагруженность отношений в общине, а, следовательно, и очень высокий эмоциональный потенциал во всех проявлениях социальной воли этого типа. Любая социальная воля представляет собой «сложное целое, в котором объединено множество эмоций, желаний и стремлений». Но, кроме того, эта социальная воля обязательно включает в себя мысль.

     Для естественной воли не существует разделения на цель и средства. Субъекты социальной воли данного типа принимают решения «по чувству», по какому-то цельному образу, в котором скрыто множество предшествовавших жизненных ситуаций и уже принятых когда-то решений. Важно то, что это не просто чувство, не просто прошлый опыт, а ценностное переживание – ориентация на высокие представления о благородстве, добре и красоте. Соприкосновение с ценностями всегда дает сильный эмоциональный разряд в сознании любого человека, поднимает целую волну чувств, в том числе и чувств моральных, и именно эти чувства, а не какие-то инстинктивные движения составляют основу эмоционального потенциала решений социальной воли естественного типа, как определил ее Теннис.

     Вывод таков: естественная воля, согласно Теннису, насыщена чувствами и ценностными  переживаниями, склонна оперировать  целостными образами и глубоко инкорпорироваться  в действие. Этот тип воли характерен для общности (общины).

     Рациональная  воля (Kürwille) условием своего появления также имеет бытие. «Общество понимается как агрегат объединенных конвенцией и естественным правом множества естественных и искусственных индивидов, воли и сферы действия которых состоят в бесчисленных связях друг с другом, и, тем не менее, независимы друг от друга, не имеют друг на друга внутреннего влияния». Появляясь на свет в обществе, индивид застает его разделенным на отдельные независимые сферы и получает одну из таких сфер, гарантирующую ему его права, определенные негативно. «Негативно» означает то, что человек наделяется правами, на которые другие люди не могут претендовать в отношениях с ним, если он сам с ними об этом не договорился предварительно. Но очевидно, что никто не имеет к нему и никаких положительно определенных обязанностей, т.е. он не может ожидать гарантированных услуг со стороны других людей. Чтобы обеспечить их себе, он должен выйти из своей замкнутой сферы негативно определенной свободы и взять на себя положительно определенные обязанности по отношению к другому человеку. Это, в свою очередь, даст ему право пользоваться услугами этого другого. При этом строго определяется та часть сферы индивидуальной свободы, которую договаривающиеся стороны предоставляют как бы в пользование друг друга. Вот в этой-то сфере и происходит обмен услугами. Это уже сфера социальной воли, которая дает начало новым социальным феноменам в виде соглашений и установленных сторонами правил всех видов. Способ обоснования этих решений рациональной социальной воли - это общая польза, «а общая польза каждым желается и поддерживается ради своей собственной пользы».

     Если  естественная воля инкорпорирована в действие, то рациональная воля «предшествует действию, с которым она связана, и остается вне его». Человек, носитель этой воли, представляет себе вероятные или известные последствия тех действий, которые он совершает, и соотносит их с некоторыми вероятными результатами. А затем он выбирает такие возможные действия, которые потом претворяет в действительность. Таким образом, рациональная воля относится к будущему действию, которое планируется заранее.

     При этом очень важную роль играют элементы представления человека об этой будущей деятельности. В частности цель, т.е. вожделенный предмет или желаемое событие превращаются в критерий, в соответствие с которым определяется и направляется предпринимаемая деятельность. Идея цели начинает господствовать над всеми идеями и соображениями.

     Продукты  деятельности рациональной социальной воли имеют чисто «головное» происхождение, поэтому в них силен элемент условности. В любой момент каждый член этого общего договора может изменить решение и выйти из договорных отношений, хотя существуют законы и постановления, наказывающие его за такой прямой произвол. И тогда вся система достигнутых соглашений, а вместе с ней планы их участников, оказывается под ударом. Теннис описывает ощущения людей в социуме типа "общество": они «протягивают друг другу руки через все расстояния, границы и сомнения, жаждая обмена и ради этого создавая это спекулятивное совершенство как единственную страну, единственный град, в котором все искатели счастья и авантюристы имеют реальные общие интересы».

     Человек, воспитанный общиной, как правило, укоренен в ее отношениях, обладает чувством уверенности в своем  будущем, ощущением устойчивости и  надежности окружающего его социального  мира, живет полноценной эмоциональной  жизнью, испытывает глубокие и яркие  ценностные переживания, ожидает от окружающих его людей теплоты  и поддержки и сам готов  относиться к ним доверительно. Человек, выросший в условиях общества, обладает развитым аналитическим мышлением, способен сопоставлять факты и делать выбор, планировать свои действия. Он умеет договариваться с другими людьми на почве общих интересов, всегда хорошо осознает свою пользу, опытен в том, как вести себя в разных обстоятельствах. Он умеет находить выход из различных сложных ситуаций и всегда горячо защищает свою свободу от других. Миры, в которых живут члены общины и общества, совершенно различны. Если бы такие идеальные условия существовали на самом деле, то перемещение человека между ними было бы, скорее всего, неразрешимой проблемой.

     В общине все отношения прочны и  долговременны, поэтому права и  обязанности соотносятся не с  отдельным конкретным субъектом, а  образуют в социальном пространстве общины как бы сгустки, называемые «статусами». Человек проходит за свою жизнь через значительное число статусов, занимая их последовательно в соответствии со своим возрастом, полом, жизненным опытом, способностями. Люди приходят и уходят, а система статусов остается, незначительно меняясь. Находясь в одном статусе, человек подчиняется людям, находящимся в сопредельных с ним статусах; когда он занимает другой статус, подчиняются уже ему.

     Напротив, в обществе главная форма упорядочения социальных отношений  договор (или контракт). «Из каждого статуса, так же, как и из каждого договора, следуют права и обязанности для индивидуального Я или лица». Но они «статус не имеет индивида в качестве своей предпосылки... Договор, поскольку он создан индивидуумами и будучи продуктом их мышления, находится вне их, должен пониматься только через индивидуума". Договор упорядочивает только ту часть сферы воли, которая является общей для вступивших в отношения субъектов. Договариваются между собой только вступающие в отношения субъекты, и именно они определяют форму того социального феномена, который возникает в результате их соглашения.

     Можно сделать вывод: для члена общины система статусов представляет собою социальный мир, который мало чем отличается от реальной действительности с ее объективными закономерностями, а для члена общества - это условность, зависящая только от воли договаривающихся и держащаяся исключительно на осознании их общих интересов.

     Община  и общество становились, таким образом, основным критерием классификации  социальных форм. Вообще же Теннис стремился  к выработке развернутой и  упорядоченной системы таких  критериев. Так, общественные сущности или формы социальной жизни подразделялись на три типа:

     1) социальные отношения

     2) группы, совокупности;

     3) корпорации, или соединения, союзы, объединения, товарищества.

     «Социальное отношение, — говорит Теннис, —  самая общая и простая социальная сущность, или форма. Но у него и самые глубокие корни; ибо оно зиждется отчасти на первоначальных, естественных, действительных обстоятельствах жизни как причинах взаимной связи, взаимной зависимости и взаимной привязанности между людьми, отчасти — на глубинных, наиболее общих, необходимейших человеческих потребностях».

     Социальные  отношения существуют тогда, когда  они не только чувствуются или  осознаются как таковые участвующими в них индивидами, но и осознается их необходимость, а также в той  мере, в какой из них происходят взаимные права и обязанности  участников. Другими словами, социальные отношения — это отношения, имеющие  объективный характер. Теннис подчеркивает, что следует различать социальные отношения товарищеского типа, социальные отношения по типу господства и смешанные отношения. Каждый из этих типов отношений имеет место как в организации общности, так и в общественной организации.

     Совокупность  социальных отношений между более чем двумя участниками представляет собой «социальный круг». Социальный круг – ступень перехода от отношения к группе или совокупности. Совокупность — второе понятие формы (после социальных отношений); «сущность социальной совокупности заключается в том, что естественные и душевные отношения, образующие ее фундамент, сознательно принимаются, а стало быть, их сознательно хотят. Это явление наблюдается повсюду, где происходит народная жизнь, в многообразных формах общностей, например в языке, укладе жизни и обычаях, религии и суевериях...».

Информация о работе Социологическое творчество Ф. Тенниса