Социологическое изучение общественного мнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:19, контрольная работа

Описание работы

Словосочетание "общественное мнение" давно у нас на слуху. Оно относится к числу тех социальных явлений, которые не испытывают сегодня недостатка внимания к себе. Его изучают и анализируют специалисты практически всех областей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, одним словом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………....3
2. Понятие «общественное мнение». Сущность и признаки общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения…………...4
3. Формирование общественного мнения. Средства манипулирования общественным мнением…………………………………………………………11
4. Сравните понятия «субъект общественного мнения» и «выразитель общественного мнения». Как вы понимаете термин «мнение общества»?.....15
5. Заключение……………………………………………………………..17
6. Список используемой литературы…

Работа содержит 1 файл

КР готовая.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

     Главное предназначение общественного мнения заключается в том, оно выступает  в роли регулятора отношении между  людьми в масштабе всего общества. Регулирование общественных отношений  – основная функция общественного мнения. Сущность её заключается в том, что общественное мнение вырабатывает и прививает членам общества отдельные нормы общественных отношений. Причём общественное мнение проявляет себя не только как регулятор между отдельными людьми, но и между личностью и коллективом, коллективом и обществом, а также между обществом и личностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Формирование общественного мнения. Средства манипулирования общественным мнением.

     Развитие  и учет общественного мнения помогает поднять на соответствующий уровень  культуру управления. Как и любая, конкретно – социологическая дисциплина, социология общественного мнения имеет свои ключевые понятия, категории и критерии. Теперь будет уместно задать вопрос: «когда же возникает общественное мнение?» Как утверждают большинство учёных, занимающихся исследованием этого феномена, таких факторов несколько, но важнейшим являются социальные интересы людей. Общественное мнение формируется там и тогда, где и когда на обсуждение народа ставится проблема, имеющая важное практическое значение, затрагивающее существенные интересы людей (экономические, политические, духовные). Таково первое условие формирование общественного мнения. Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, экономикой, правом, моралью или искусством, где больше всего спорного и затрагивающего интересы людей. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках, т.е. заключает в себе момент дискуссионности – это второе. Третье условие формирования общественного мнения – уровень компетентности. Нужно так же упомянуть ещё об одной очень важной стороне анализируемого вопроса – сущность и содержание общественного мнения. По этому поводу можно сделать следующие предположения: 1.Общественное мнение есть конкретный вывод определённой общности людей по тем или иным проблемам, своего рода итог мыслительной деятельности людей; 2.Критерием отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения. 3.Массовые суждения обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем, что мнения могут формироваться на основе, как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. 4.Общественное мнение выступает в качестве специфической побудительной, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. 5.Общественное мнение представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, изменённых, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений. Образование общественного мнения подчиняется правилу нелинейного сложения, (дельное мнение может стать общим, некоторые вообще не войдут в общее мнение и т.д.).

     «Массовая коммуникация затрагивает многие аспекты  нашей жизни» (1. с.414). Журналистика в  обществе представляет собой не только способ воздействия на массы, но и средство участия масс в социальном управлении. Это участие осуществляется на базе всестороннего информирования масс о социальной жизни в целом, о деятельности отдельных социальных институтов, о жизни отдельных регионов страны. Чем выше информированность масс, тем выше компетентность мнения, выражаемого различными слоями общества, объединяющегося с помощью каналов массовой информации в общий поток общественного мнения. Формирование общественного мнения и его выражение посредством печати, радио и телевидения – две взаимосвязанных стороны в деятельности СМИ. Печать, радио, телевидение обеспечивать общественному мнению гласность, присоединяют к нему свой авторитет, доводят до сведения социальных институтов. СМИ предоставляют всенародную трибуну для обмена индивидуальными и коллективными мнениями, совместного поиска решений, контроля за их реализацией. Сами печать, радио и телевидения также находятся под воздействием общественного мнения, выраженного в редакционной почте, читательских конференциях, данных опросов аудитории.

     Функционирование  общественного мнения осуществляется посредством разных каналов, прежде всего СМИ при активно и  политике этих средств. Сегодня органы массовой информации получают тысячи и сотни тысяч писем. Таким образом, возникает два объекта конкретного социологического изучения – письмо и его автор. В центре внимания всегда оказываются те письма, которые наилучшим образом отражают сущность СМИ как способа участия всех слоёв общества в управление. Мнение, выраженное в письмах–лишь основа «материал» для функционирования общественного мнения. Само функционирование начинается тогда, когда эти мнения попадают в каналы массовой информации, когда тем самым авторы писем становятся участниками деятельности СМИ, производителями массовой информации(10с92-94). За последние тридцать лет телевидение значительно усилило свое влияние на сознание людей, структуру повседневной жизни и поведения, на мировоззрения людей. «Структура новостей, охватывающая целый день, в каком то смысле влияет на наше восприятие окружающей действительности» (15). Даже «расслабляющие» средства информации, такие как газеты и телевидение, оказывают огромное влияние на наше мироощущение. Это происходит не столько из-за специфического воздействия на наши позиции, сколько потому, что они становятся средствами доступа к знаниям, от которых зависит общественная жизнь. Телевидение формирует способ интерпретации социального мира, помогая упорядочить опыт нашего общения с ним. Установки, которые явно или скрыто, присутствуют во всех видах теле продукции и в способах её распространения, возможно гораздо   более  важны, чем-то, что конкретно показывается в программах (1. с.414-416). С одной стороны это радует, т.к. люди получают всю необходимую информацию из достоверных источников, но с другой – СМИ являются своеобразным регулятором общественного мнения и общественного создания. Сильные мира сего направляют поведение народных масс в нужное русло при помощи средств массовой информации. Особенно это проявляется в период предвыборных кампаний.

     Управление  общественным мнением – одна из главных проблем, связанных с  использованием социологических научных  знаний. Базой такого управления является пропаганда, основанная на точных научно обоснованных данных о направленности, интенсивности и интеграции общественного мнения (11 с250). Но что же такое пропаганда? «В широком смысле под пропагандой понимается особый род социальной деятельности, основной функцией которой является распространение знаний, идей, художественных ценностей иной информации в целях формирования определённых взглядов, представлений и эмоциональных состояний, а через них – оказание влияния на поведение людей. »(7 с.9). Цель пропаганды состоит в том, чтобы «направить все усилия на принятие общественностью нужной для управляющей стороны точки, создание зрения систему установок на поддержку или отвержение экономических, политических или социальных явлений. Выступление ораторов перед публикой, статьи в журналах, телевизионные передачи, реклама и продвижение товаров на рынке – это образцы пропагандистского воздействия на общественное мнение» (11 с251). Результатом пропагандистского воздействия должно быть изменение сознания и поведения людей в нужном направлении (через убеждение). Поэтому изменение сознания людей и их практической деятельности принято считать показателям эффективности пропаганды. Для определения эффективности пропагандистского воздействия на социальные группы, слои, классы, общество в целом в качестве критерия называется направленность общественного сознания, которая определяется с помощью изучения общественного мнения.

     Соответственно  из всего выше сказанного можно сделать  вывод, что общественное мнение в  какой то степени зависит от той  информации, которую доносят до сознания членов общества средства массовой информации.  
 

       Сравните понятия  «субъект общественного  мнения» и «выразитель  общественного мнения».  Как вы понимаете  термин «мнение  общества»?

     Я считаю, что мнение общества – это  отношение общества к какому-либо вопросу в политической, социальной, культурной и иных сферах, взгляд на какие либо вопросы и проблемы, оценка поступков и действий правительства, деятелей и просто людей.

      При решении проблемы субъекта общественного  мнения необходимо различать понятия  «субъект общественного мнения»  и «выразитель общественного мнения». В качестве выразителя могут выступать отдельные лица, группы людей. Что касается субъекта общественного мнения, то в данном качестве выступают общество в целом, народ, партия, международная общественность и т. п. «Мнение общества» или «Общественное мнение» — это общие и специфические установки, ценности и убеждения, разделяемые большим количеством людей или отдельными общественными группами.

      В качестве примера можно использовать публикацию в журнале «Социологические исследования» (2005г., № 2, С. 22-28) В.А. Иванова, В.Н. Шубкина «Массовая тревожность россиян как препядствие интеграции общества».

      В данной статье представлены результаты по исследовательскому проекту: «Дезинтеграция российского общества и перспективы  движения к солидарности», в рамках которого Фонд «Общественное мнение» в 2003 г. провел общероссийский опрос, чтобы выяснить, какими тревожными явлениями российской действительности более всего обеспокоены граждане. Во-первых, это проявления социальной девиации (наркомания - 36%, преступность и бандитизм - 34%, терроризм - 34%, коррупция - 27%, ситуация в Чечне - 27%). Во-вторых, это экономические условия: низкий уровень жизни (28%), безработица (27%), инфляция (14%), экономический упадок (12%). Третья группа тревог связана с возможностью военных конфликтов и разрушения окружающей среды (экологические бедствия - 12%, военная угроза со стороны других государств -10%, аварии и катастрофы на транспорте и производстве - 8%, межнациональные конфликты - 7%). Эти данные сопоставляются с результатами предыдущих опросов (проект Института cоциологии РАН «Катастрофическое сознание в современном мире»), согласно которым в 1999 г. по сравнению с 1996 г. заметно уменьшились опасения в отношении загрязнения окружающей среды, но возросла доля людей, обеспокоенных обнищанием населения. Сохраняющийся на протяжении семи лет высокий уровень страха перед социальным хаосом и отсутствием физической безопасности свидетельствует о высокой степени недоверия людей к институтам власти и правоохранительным органам. Среди тех опасностей, с какими, по мнению опрошенных, российское общество не способно ныне справиться, преобладают преступность и бандитизм (31%), коррупция и беззаконие властей (30%), терроризм (29%). Анализ тревожности россиян привел авторов к выводу о глубокой дезинтеграции российского общества. «Практически ни одна из проблем не воспринимается большей частью населения как общая, требующая мобилизации усилий всех» (с. 27).

      «Мнением  общества» в данном примере являются результаты социологического опроса «Дезинтеграция российского общества и перспективы движения к солидарности», т.е. наибольшая обеспокоенность общества отсутствием безопасности и благополучия. «Субъектом общественного мнения» является общественная организация - Фонд «Общественное мнение», которая организовала и провела опрос населения. «Выразителем общественного мнения» выступают отдельные личности, т.е. опрашиваемые. 
 
 
 

Заключение 

       Но для чего же нужно изучение  общественного мнения? Дело в  том, что «изучение общественного мнения социологическими методами позволяет уловить (при объективном анализе) малейшие его оттенки, тенденции его изменения, уточнить количественное соотношение между различными его оценками, узнать реальную расстановку политических сил» (8 с.296). Изучение и анализ общественного мнения позволяют проследить за формированием нравственного и политического сознания народных масс.

     Подводя итог всему вышесказанному, нужно  заметить, что общественное мнение это такое социальное явление, которое  только начинает развиваться, как самостоятельный общественный феномен. Так же можно сказать о том, что общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя. Если обращаться к индивидам общества, объекту и субъекту общественного мнения то можно сказать, что в своем единичном представлении общественное мнение, действительно выражает желания и потребности каждого индивида. Но в его полной совокупности общественное мнение выражает мнение большинства. А что касается его функций, то они направлены на более точное и обусловленное социальными законами развитие общественного мнения. Более точное изучение общественного мнения поможет избежать многих проблем, с которыми сталкиваются власти при управлении государством. Понимание обществом нужности и значимости такого явление, как проявление свободного (не загнанное ни в какие рамки существующего режима) общественного мнения, поможет развиваться общественному мнению с большей интенсивностью и точностью, что постепенно приведёт к пересмотрению некоторых общественных и индивидуальных точек зрения на ту или иную общественную проблему.

    Список  используемой литературы 
     

1. Гидденс Э. «Социология»  М: Эдиториал УРСС 1999г.

2. Горшков М. К. «Общенародное общественное мнение»    М: Знание 1983г.

3. Журнал «Социологические исследования» 2005г., № 2,

4. Грушин Б. А. «Мнение о мире и мир мнений» М: Изд-во политической литературы 1967г.

5. Елсуков А. Н. «История социологии» М: Высшая школа 1997.

6. Гавра  Д. П. Общественное мнение как  социологическая категория и социальный институт. - СПб.: ИСЭП РАН, 1995.

Информация о работе Социологическое изучение общественного мнения