Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:30, курсовая работа
Общество представляет собой сложную социальностратификационную структуру. Одним из основных её элементов являются социальные группы как совокупность людей с общими природными и социальными признаками, которые отличаются от других способом взаимодействия между её членами, чувством принадлежности к этой группе и считаются членами группы с точки зрения других.
Введение2
Глава I «Молодежь как социальная группа общества»4
1.1 Понятие «молодежь»4
1.2 Особенности молодежи в современном российском обществе…………..6
Глава II «Ценностные ориентации и потребности современной молодежи»………………………………………………………………………….11
2.1 Ценностные ориентации.11
2.2 Особенности удовлетворения жизненных потребностей молодежи17
Заключение…………………………………………………………………...……..21
Список литературы………………………
Между социальными и биологическими
можно еще выделить промежуточные
потребности — социально-
Если биологические
(естественные) потребности являются
не чем иным, как потребностями
самосохранения (в пище, одежде, жилье,
отдыхе, сне, продлении рода, заботе
о потомстве), то социальные определяют
высшие цели жизнедеятельности.
Удовлетворение потребностей возможно только в процессе тесной взаимосвязи человека (субъекта) с внешней средой в результате определенной его деятельности.
Потребности выстраиваются
в логичной иерархической
1) витальные потребности — первичные, обеспечивающие, прежде всего биологическое, физическое существование человека;
2) социальные потребности
— не только биологического, физического
свойства, но и духовные, связанные
с образованием, интеллектуальным
развитием, способствующие
Выделяют, в частности, потребности:
• по сферам деятельности людей (трудовые, потребности познания, общения, рекреации);
• по объекту самих потребностей (материальные и духовные, эстетические и этические);
• по функциональной роли потребностей (самосохранения человека и обеспечивающие его развитие; первостепенные и второстепенные; периферические и центральные; устойчивые и ситуативные, или менее долговременные);
• по субъекту потребностей (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные).
Ценностные ориентации молодежи,
удовлетворение ею своих потребностей
теснейшим образом связаны с
жизненными планами юношей и девушек.
Такие планы не являются организованными,
изначально упорядоченными. С течением
времени они меняются, корректируются
в зависимости от многих обстоятельств,
которые можно назвать
Жизненные планы связаны со стремлением человека занять определенное социальное положение в обществе, позволяющее ему удовлетворить потребности, самореализоваться. Социальное положение, в свою очередь, решающим образом обусловливает образ жизни человека, его поведение, действия и поступки. Следовательно, жизненные планы молодежи определяют ее поведенческие ориентации.
Жизнь человека событийна, значит, и его жизненные планы сопряжены с некими событиями как важными и существенными вехами, такими как окончание учебы, выбор профессии, поступление в учебное заведение высшего ранга, занятие некой должности, получение определенного общественного признания, вступление в брак, получение квартиры, рождение детей, защита диссертаций и многое другое. Такие события происходят в жизни каждого человека в сфере труда, семейно-бытовых отношений, общественно-политической деятельности, досуга, духовной жизни и т. п. Потребность иметь рядом не только близкого, но дорогого, любимого человека, родить и воспитывать вместе с ним детей всегда одинаково ценно, какой бы трудной и сложной ни была сама по себе жизнь. Высокий рейтинг среди других жизненных ценностей имеет работа. Лишь иногда меняясь местами, первые позиции среди ценностей, жизненных ориентации, жизненных планов молодежи занимают семья (ближайшее окружение), труд и общение.
Итак, ценности, их характер, особенности, как и система ценностей в обществе в целом, являются своеобразными ориентирами в формировании мировоззрения, духовного мира личности молодого человека, а стремление к обладанию ими — важнейшее условие приобретения молодым гражданином необходимого жизненного опыта и его социализации.
Деятельность любого человека
детерминируется его
Есть потребности личностные и общественные, но и те, и другие всецело зависят от уровня материально-духовного развития общества, от степени включенности человека во все сферы жизни.
Удовлетворить собственные
потребности человек не может
иначе как посредством
Полное удовлетворение потребностей человека, таким образом, практически невозможно, а все большие возможности для этого, существующие в обществе, требуют от каждого индивидуума вдумчивого, осознанного, избирательного подхода в выборе потребностей.
Жизненные планы молодого человека (да и человека вообще) связаны со стремлением занять определенное социальное положение, которое позволит ему удовлетворять еще большие и разнообразные по характеру и значимости потребности, самореализоваться как социальному субъекту.
Сложность жизненных планов человека зависит от многих обстоятельств, но одним из решающих является уровень духовного развития, сознания, межличностных связей человека.
Жизнь человека всегда
событийна. События — вехи
в его победах и поражениях,
они дают человеку неоценимый
жизненный опыт, социальную практику,
без которой никак не
Заключение
Одна из актуальных отраслей
современной социологии - социология
молодежи. Социология молодежи - отрасль
социологической науки, изучающая
молодежь как социальную общность,
особенности социализации и воспитания,
вступающих в жизнь поколений, процесс
социальной преемственности и
Социология молодежи очень тесно связана с отраслевыми социологиями, это и военная социология, социология воспитания, города, искусства, культуры, личности, права, религии, свободного времени, труда и т.д.
Поэтому проблемы молодежи
исследуются как в контексте
всего общества, его основных характеристик,
структурных сдвигов и
Выделение "социологии молодежи" в отдельную отрасль социологии относится ко времени "молодежной революции" 60-х гг., приведшей к росту внимания к молодежным проблемам, конфликту поколений и роли молодежи в социальных изменениях. Основной причиной утверждения социологии молодежи является увеличение переходного периода от детства к взрослости, что, в свою очередь, связано с усложнением разделения труда и производственных процессов. Другим важным фактором появления молодежи оказалось разделение дома и работы. Таким образом, в рассматриваемый период времени образовательные функции переходят от семьи - как традиционного носителя к школе. Это говорит о том, что исторически и социологически молодежь как социальная группа оказывается продуктом изменения взаимоотношений между семьей, школой и работой.
На основе проделанной работы можно сделать вывод, что социологическое исследование - это неотъемлемая часть в социологическом изучении общества, так как молодежь является специфической группой со своими ценностями и потребностями, выполняющей свою роль в социальной структуре общества.
Если говорить о ценностях, то необходимо отметить, что, несомненно, до сих пор существуют и признаются такие вечные ценности, характерные современной молодежи: любовь к людям, вера, семья, трудолюбие, ответственность, любовь к искусству, добро, справедливость, милосердие, уважение к старшим. Но им в последнее время противопоставляется любовь к комфорту, материальное богатство, эгоизм, стремление к власти (если власть становится высшей ценностью). Потребности же напрямую зависят от ценностей: различные материальные потребности (деньги, потребность в жилье, и т. д.) и духовные потребности (семья, любовь, добро, и т. д.).
Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм неверие в будущее. Растут агрессивность, экстремизм, шовинизм, криминальность.
Гипотеза, поставленная в начале работы, подтверждается, так как молодёжный фактор во многом определяет направленность идущих в обществе процессов, возможность социальной стабилизации и экономического роста. Поэтому социологическое изучение молодежи - одна из важнейших отраслей социологического изучения общества.
Список литературы
1 И.С. Кон «Психология юношеского возраста». М.: «Просвещение», 1979 г.