Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:18, контрольная работа
Социологическое исследование – исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.
1. Вопрос 1. Социологическое исследование и его виды. Практическая часть…………....3
2. Вопрос 2. Социология семьи. Типология форм семьи и брака, структура семьи. Практическая часть…………………………………………………………………………….11
3. Список литературы…………………………………………………………………………25
4. Приложение…………………………………………………………………………………26
Виды вопросов.
Основными видами анкетного вопроса являются вопросы открытые и закрытые. В открытых после текста вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать свое мнение.
Закрытый вопрос. Так вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый только обводит кружком код напротив того варианта, который совпадает с его мнением. Такая форма вопроса в значительной степени сокращает время для заполнения анкеты и ее подготовки для обработки на ЭВМ. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и не альтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом только одного варианта ответа, в результате чего сумма ответов на все варианты, представленные в альтернативном вопросе, всегда составляет 100%.
Практическая часть.
В качестве практической части вопроса приведу пример социологического исследования на тему состояния здоровья населения России и отношения россиян к своему здоровью (в основу взята статья из журнала «Социологические исследования» № 4, Апрель 2010).
В России ведётся активная работа по формированию здорового образа жизни. В 2003 г. Министерством здравоохранения РФ была утверждена отраслевая программа «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003 – 2010 гг.»
Остается вопрос – готово ли само население откликнуться на недвусмысленную здравоохранительную риторику со стороны государства, поддержать и укрепить потенциал своего собственного здоровья? Для ответа на этот вопрос, от которого, в конечном счете, зависит успех государственной политики в сфере здравоохранения, обратимся к
главной точке отсчета – отношению людей к своему здоровью. И, прежде всего, оценкам его текущего состояния.
Как показало исследование социологической службы РГСУ, в отношении своего здоровья наши сограждане придерживаются умеренно-позитивных оценок. Большинство (65,3%) оценивают его со знаком «плюс»
(«хорошее», «скорее хорошее») при 28,8% тех, кто считает его «плохим» или «очень плохим» (табл. 1 в Приложении). Эти параметры близки к оценкам частоты заболеваемости: 71,2% опрошенных можно отнести к группе людей с
неплохим здоровьем (по частоте заболеваемости), что близко к доле положительных самооценок здоровья(63,5%). В группу с плохим здоровьем попадают 23,1% опрошенных, которые на протяжении года болели 4
и более раз (при 28,8% негативных самооценок здоровья).
Однако общий положительный баланс самооценок здоровья не должен вводить в заблуждение. Обратим внимание, что среди всех положительных самооценок насчитывается только 20,9% уверенных заявлений
«состояние здоровья хорошее», тогда как вдвое большее число (44,4%) выбирают осторожную оценку «скорее хорошее». Причем за период 2005 – 2008 гг. доля безусловно положительных оценок здоровья сократилась (с 34,7 до 20,9%), уступив место осторожным, умеренно-позитивным оценкам, выросшим с 33,8 до 44,4% (табл. 1 в Приложении). Официальная статистика подтверждает результаты исследования самооценок населения. Несмотря на отдельные позитивные тенденции в демографической сфере за последние два года, показатели здоровья населения находятся на неудовлетворительном уровне: согласно данным Росстата, заболеваемость не уменьшается (табл. 2 в Приложении).
Негативная динамика в оценках состояния здоровья подтверждается тем, что только 11% опрошенных заявили, что состояние их здоровья за последний год улучшилось, причем в основном это осторожные оценки – «несколько улучшилось « (8,8%). Гораздо чаще респонденты отмечали ухудшение своего здоровья – об этом говорили 26,7%; 22,3% говорили о некотором ухудшении здоровья.
Анализ самооценок состояния здоровья свидетельствует об их зависимости от возраста респондентов, принадлежности к различным социально демографическим группам. Если в среде молодежи здоровье в целом хорошим считают 88,9%, в том числе безусловно хорошим 42,6%, то среди пожилых людей аналогичные показатели составляют только 39,7 и 7,9%, соответственно. Зато плохим здоровье находит большинство (51,8%) пожилых респондентов; безусловно плохим – 18,8% (против 9,7 и 1,5% среди
молодежи). Казалось бы, ничего
удивительного и
следует забывать, что самооценка здоровья основывается не на простой констатации объективных показателей (причем, в соответствии с «возрастными нормативами»), но включает в себя сильную
субъективную составляющую,
которая подразумевает
От себя хочу добавить, что, проанализировав уже этот отрывок статьи, можно сделать вывод о том, что государство принимает меры, которые в результате « бьются как о стенку горох». То есть настрой общества не открыт для проведения определённых реформ и изменений. Что, безусловно, сильно скажется на результатах программы. И теперь встал вопрос: «А стоило ли принимать определённые усилия, которые практически ни к чему не привели?» Ведь на протяжении исполнения программы тратились общественные средства, которые теоретически можно было бы направить в более продуктивное русло.
Вопрос 2. Социология семьи. Типология форм семьи и брака, структура семьи.
1. Семья как социальный институт
Специфика социологического изучения семьи заключается в том, что семья рассматривается как особый социальный институт, выполняющий одну из самых важных функций общества - воспроизводство его членов и осуществляющий их первичную социализацию.
Семья выступает как существенный элемент социальной структуры общества, одна из ее подсистем, деятельность которой регулируется и направляется господствующими в обществе ценностями, нормами, традициями, обычаями и т.п.
Социальный институт семьи, будучи включенным в нормативную структуру общества, представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус.
В социологической литературе довольно часто проводят разграничение понятий «брак» и «семья».
Термином «семья» принято обозначать социально-правовые аспекты социально-родственных отношений, институализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства.
Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество: упорядочивает и санкционирует их новую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.
Понятие «семьи» характеризует ее с точки зрения межличностных отношений между супругами, между супругами и детьми. Семья определяется как своеобразная малая, первичная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, общих чувств и стремлений. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа (социальная ячейка) члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью.
2. Типология брака и семьи
2.1 Основные формы брака
Брак основа и ядро семьи – это санкционированная обществом (как правило, закрепленная законодательным актом или религиозным обрядом), социально и личностно целесообразная форма половых отношений.
Эндогамный брак преобладал в доиндустриальных обществах. В соответствии с его нормами и предписаниями заключить брак могли только мужчины и женщины, принадлежащие к одной и той же социальной группе или общине. Этот брак получил распространение в сословных и кастовых обществах. В Древней Индии, например, насчитывалось более 200 различных каст, и господствующая религиозная традиция запрещала браки между представителями различных каст. Многие элементы эндогамного брака сохранились и в феодальном обществе: выходцы из дворянских семей могли сочетаться браком только с представителями своего сословия. Второй тип брака, также широко распространенный в истории человечества - экзогамный брак. Его нормы требовали выбирать брачных партнеров за пределами своей общности.
Другим критерием типологии браков и супружества может служить численность партнеров, вступающих в семейно-родственные отношения. По этому критерию различают моногамный брак, заключаемый между одним мужчиной и одной женщиной, и полигамный брак, состоящий из нескольких партнеров. Последний тип подразделяется на два отдельных вида: полигиния - брак одного мужчины с двумя и более женщинами, и полиандрия - брак нескольких мужчин с одной женщиной.
По данным американского культур-антрополога Дж. Мэрдока, среди изученных им 250 первобытных обществ 43 имели моногамную форму семьи, 193 предпочитали полигамную, и только в двух имела место полиадрия, ни в одном не было группового брака. Однако в 61 из 193 обществ с преобладанием полигамной формы супружества менее чем один мужчина из пяти имел в действительности более одной жены.
Во всем мире, во всех известных культурах, наиболее распространенной формой является моногамный брак - устойчивый союз одного мужчины и одной женщины. На втором месте по распространенности в истории и в современном мире идет полигиния - форма брака, при которой один мужчина является законным мужем нескольких жен. Полигиния допускалась во многих доиндустриальных обществах. До распространения христианства такая форма была принята у ряда народов Европы, в том числе и у славян (речь идет именно о женах, а не о наложницах!). Наличие нескольких законных жен допускает ислам. Однако, как показывает опыт, даже в обществах, допускающих полигинию, это явление довольно редкое. Обычно не более 3-5% браков включают более одной жены. В единичных случаях зафиксировано до 10% полигинных брачных союзов.
Ограниченность количества полигинных семей вытекает из баланса полового состава - не может быть общества, в котором число женщин в 3-4 раза превышает количество мужчин. Поэтому многоженцами обычно являются самые богатые мужчины, либо те, кто обладает особыми привилегиями (вожди, главы племен и родов, крупные государственные чиновники и т.д.). Обычно это люди в солидном возрасте (старше 40 лет, нередко 60-80-летние).
Социальные корни полигинии лежат совсем не в эротических пристрастиях мужчин, а в социальных и экономических факторах. В обществах ранних скотоводов и земледельцев жены являются законно приобретаемой рабочей силой. Кроме того, заключая брак, представитель рода расширяет и укрепляет свои социальные связи с другими родами, а следовательно повышает свой престиж и престиж своего рода. Социальный престиж, измеряемый количеством социальных связей – главный «капитал» во всех доиндустриальных обществах.
Полиандрия - наличие нескольких мужей у одной жены - возникает обычно в ситуации резкого дефицита женщин. Чаще всего такая ситуация складывается в традиционных обществах, вынужденных ограничивать рождаемость (Китай, Гималаи, некоторые островные культуры Тихого океана).
В современном обществе возникают «неформальные» брачные союзы: так называемая шведская семья – сожительство двух пар, периодически меняющихся партнерами; гомосексуальная семья и семья лесбиянок. Отношение в обществе к подобным экспериментам неоднозначно. Большинство людей полагают, что такие браки противоречат природе и нравственности и должны быть запрещены, другие считают их показателем свободы и толерантности (терпимости) современного общества. В одних странах (например, в Голландии) они разрешены законом и регистрируются наравне с обычными, в других члены подобных союзов подвергаются преследованию и даже подлежат тюремному заключению.
Возможны и другие варианты типологии браков. Например, по критериям престижа и власти выделяют такие типы семей, как патриархальная, в которой власть безраздельно принадлежит мужу, матриархальная, где власть сосредоточена в руках жены-матери, эгалитарная - муж и жена обладают одинаковым объемом прав.
В XIX веке бытовала теория, что первичной формой брака был групповой брак - между несколькими мужчинами и женщинами (Л. Морган, Ф. Энгельс). Авторы этой теории выводили такую форму из некоторых широко распространенных в традиционных обществах обычаев - левират и сорорат, оргиастические праздники. Непосредственно подобная форма брака нигде не наблюдалась. Современная антропология считает такую реконструкцию необоснованной. Левират - обязанность старшего из неженатых братьев взять в жены вдову умершего брата; сорорат - обязанность жениться на сестре жены в случае смерти жены. Эти обычаи порождаются родовым устройством общества, в частности, необходимостью сохранения имущества в рамках рода.
Оргиастические праздники (типа славянской ночи на Ивана Купала) наблюдались у многих народов, культуры которых строго ограничивали половые связи в течение всего года. Однако один раз в год разрешалось все или почти все - но только на одну ночь. Но эти обычаи отнюдь не свидетельствуют о существовании группового брака - скорее наоборот.
2.2 Типология семей
Типология семей - распределение семей в зависимости от существования особенностей их социально-демографического состава и функций.
Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства:
1) традиционная семья (ее признаки: совместная жизнь по крайней мере трех поколений (бабушки-дедушки, их взрослые дети с супругами, внуки); экономическая зависимость женщины от мужчины (мужчина – владелец собственности); четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.); глава семьи – мужчина);
2) нетрадиционная (эксплуататорская) семья (ее отличия от традиционной семьи: женщины работают наравне с мужчинами (привлечение женщин к общественному труду произошло во время перехода от аграрного общества к индустриальному); работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями (отсюда – эксплуататорский характер);