Социологическое исследование

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 11:01, реферат

Описание работы

В работе приведена сущность и описание методов проведения социологического исследования

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 37.81 Кб (Скачать)

Требования  к гипотезе.

       1. Она должна  соответствовать   исходным  принципам  теории  научного познания. Это требование играет роль критерия для отбора научных  гипотез и отсева ненаучных, исключает из науки несостоятельные  гипотезы, построенные на основе ложных теорий. 

      2. Гипотеза, объясняющая социальные  факты в  некоторой  области,  как правило, не должна противоречить  теориям,  истинность  которых  для данной области уже доказана. Но новая гипотеза иногда  может противоречить  старым теориям и вместе с тем быть вполне допустимой.

       3.  Необходимо,  чтобы  гипотеза  не   противоречила   известным   и проверенным фактам. Если среди известных фактов  имеется  хотя  бы  один, с которым  гипотеза  не  согласуется,  то  она  должна  быть   отброшена   или переформулирована  так,  чтобы  охватить  всю   совокупность   фактов,   для объяснения которых она  предложена.  Но  не  всегда  противоречие известным фактам следует расценивать как признак несостоятельности гипотезы.

      4. Гипотеза должна быть доступна проверке в процессе социологического исследования.  Проверяется  она  при   помощи,   имеющейся   в   распоряжении исследователя специально разработанной методики.

      5. Гипотеза должна подвергаться  логическому анализу, устанавливающему её  непротиворечивость.  Это  делается  не  только  посредством   логических правил, но и  с помощью операциональных определений.  Последние позволяют   избежать произвольности истолкования эмпирических терминов гипотезы.

       Для  того  чтобы  повысить   подтверждаемость   гипотезы,   следует  стремиться к выдвижению большего числа  взаимосвязанных  гипотез  и  указать для  каждой  гипотезы  возможно  большее  число   эмпирических   показателей входящих в неё переменных.

      По содержанию гипотезы подразделяют  на описательные и объяснительные.  Первые - это предположения о структурных и функциональных  связях изучаемого   объекта.   Они   могут   относиться   и   к   классификационным  характеристикам социального объекта.7

      Вторые - предположения о причинно-следственных  связях  в изучаемом объекте, требующих эмпирической экспериментальной проверки.

      В процессе такой проверки  следует проводить различие между   основными гипотезами и их следствиями (выводными гипотезами). 
 

Методы  выборки. 

      Генеральная  совокупность-  совокупность  всех  возможных  социальных объектов, которые подлежат изучению в  пределах  программы социологического исследования.8

      Выборка  или  выборочная  совокупность-  часть  объектов  генеральной совокупности,  отобранная  с  помощью  специальных  приёмов  для   получения информации о всей совокупности в целом.

    1. Квотная  выборочная совокупность.

      Этот метод  предполагает  не  менее  четырёх  признаков,  по  которым определяются респонденты. Обычно применяется при большой генеральной совокупности.

    2. Метод  основного массива. Предполагает  опрос 60-70% генеральной совокупности.

    3. Метод  гнездовой выборки. В качестве  респондента выступает не  отдельный   индивид,  а  какая-то группа. Этот метод будет представительным, если состав групп схож.

    4. Метод  серийной выборки.

      При этом методе генеральная  совокупность  разбивается  на  однородные части, из  которых  пропорционально  отбирается  единица  анализа  (элементы выборной или обследованной совокупности: могут  быть  как  индивиды,  так  и группы).

    5. Метод  механической выборки. Из общего списка генеральной совокупности  через равные  промежутки отбирается необходимое число респондентов.

    6. Сплошной  метод. Применяется при небольшой  генеральной совокупности. 

Интерпретация данных. 

      После того как получены результаты  исследования, данные наблюдения и измерения,  проводится  теоретическая  интерпретация  эмпирических   данных."Язык наблюдений" как бы переводится на "язык теории" -  действие,  обратное тому, которое осуществлялось перед исследованием.

       Такая  интерпретация  осуществляется   в   процессе   теоретического обобщения эмпирических данных и оценки истинности выдвинутых гипотез. 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Пример  социологического исследования. 

      С целью приведения примера  социологического исследования  была  взята гипотетическая  проблема:   от   чего   зависит   производительность   труда работников, т. е. что их мотивирует на работу с заинтересованностью.

      В качестве объекта исследования  выступила  группа  учащихся  (т.  к.  учёба - это тоже в своём роде работа, а после неё большинство явно  пойдёт работать) из 20 человек.

       Предметом  изучения  являлся   процесс  обучения  (производительность труда) данных людей.

      В качестве  цели  данного   исследования  выступало  нахождение  путей повышения   мотивации,   повышения   производительности   труда   (улучшение  результатов учёбы).

      Задача состояла в том, чтобы  найти  пути  для  достижения  конкретной цели, а так же выявить зависимость мотивации и производительности  труда  от различных факторов.

       В  качестве  метода  социологического  исследования   было   выбрано анкетирование. Респондентам раздавались анкеты, имеющие следующий вид: 

                                 
 
 
 
 

АНКЕТА 

      По десятибалльной  шкале оцените,  какие факторы по  Вашему  мнению  способствуют  повышению  производительности  труда  и  делают  работу  более  привлекательной:

1. Хорошие шансы  продвижения по службе

2. Хороший заработок

3. Оплата, связанная  с результатами труда

4. Признание  и одобрение хорошо выполненной  работы

5. Работа, которая  позволяет реализовать свои способности

6. Сложная и  трудная работа

7. Работа, позволяющая  думать и действовать самостоятельно

8. Высокая степень  ответственности

9. Интересная  работа

10. Работа, требующая  творческого подхода

11. Работа без  больших напряжений и стрессов

12. Удобное расположение  места работы

13. Достаточная  информация о том, что вообще  происходит на фирме

14. Значительные  дополнительные льготы

15. Справедливое  распределение объёмов работ

      Какие факторы вы хотели бы  добавить в предложенный список? 

      После заполнения анкеты собирались  с  целью  обработки  результатов, которые представлены в форме среднего балла для каждого фактора в  таблице (Таблица 1), причём факторы расположены по убыванию среднего балла.

      В результате анкетирования видно,  что наиболее сильным мотиватором   к высокопроизводительному труду  является  работа  без  больших  напряжений  и стрессов, что  объясняется  тем,  что  все  респонденты  фактически  ещё  на работали  и  не  хотят  начинать  свою  трудовую  деятельность   с   работы, изобилующей стрессами и напряжением (яркий пример -  их  отношение к учёбе - все студенты хотят зачёт или экзамен автоматом при минимуме на это усилий).

      Второе место в нашем хит-параде  занял фактор  под  названием   хороший заработок, что и неудивительно - какой человек (особенно  студент)  откажется от лишних денег.

      На третьем месте такой фактор, как интересная работа.  Конечно,  кому понравится скучная и однообразная работа, и какая здесь  речь  может  идти  о повышении производительности труда?

      В связи с явным отсутствием  в группе работоголиков фактор "сложная  и трудная работа" занял лишь последнее место.

       Из  добавленных  факторов  можно  выделить  такие,  как   возможность параллельной или дополнительной работы в другой организации,  предоставление служебного транспорта и предоставление личной секретарши (секретаря).

      Данная работа не претендует  на  роль  полноценного  социологического исследования, так как имеет ряд существенных недостатков. Это, во-первых,  то, что  анкетирование  проводилось  не  в  конкретной  обстановке,  где  встала проблема, связанная  с  производительностью  труда  (среди студентов  такая проблема  с  их  точки  зрения  вообще  не  встаёт),  т.  е. отсутствовала конкретная проблемная  ситуация,  в  связи  с  чем  было  решено  не  делать конкретных выводов для применения их на деле.

      В  идеале  такое  исследование  целесообразно  было  бы  провести  на предприятии, где есть проблема с производительностью труда. 
 
 

                                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Итак, выше были описаны основные  принципы при подготовке и  проведении социологического исследования. Изложены его основные цели   и  задачи,  даны понятия объекта и предмета социологического исследования,  приведены  методы выборки респондентов из генеральной совокупности.

      Социологическое исследование рассмотрено  как  важная  и неотъемлемая часть социологии, как один из основных  способов  развития  социологического знания, знания об обществе,  о  его  структурных единицах  и о процессах, происходящих в нём.

       Важное  значение   социологическое   исследование   играет   и   при исследовании   и   разрешении    проблем,    возникающих    в    социальных, производственных и других сферах деятельности человека.

      Я думаю, что изложенный выше  материал,  несмотря  на  небольшой   свой объём, позволил узнать, что такое  социологическое  исследование,  для  чего оно необходимо, ознакомиться с его основами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

      1.Басков А., Бенкер Г. Современная социологическая теория., - М.- 2006

   2.Лытюньска К. Анализ адекватности ответов респондентов, полученных в углублённом пилотаже// Социологические исследования. -1973. -№4.

   3.Социология: наука об обществе. Под ред. Андрущенко В. П.  и Горлега Н. И., - Харьков, - 1996

   4.Социология: основы общей теории. Под ред.  Осипова Г.  В.,  -  М.: "Аспект-пресс", - 1996

   5.Фролов С. С. Основы социологии., - М.: "Юрист", - 1997

    6.Ядов В. А. Социологическое исследование., - М., - 2000 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

 Таблица 1

     Средние  баллы факторов, способствующих  повышению производительности труда:

|1. Работа без  больших напряжений и стрессов                |10,0|

|2. Хороший заработок                                       |  9,7  |

|3. Интересная  работа                                       |9,6 |

|4. Хорошие шансы  продвижения по службе                     |9,4 |

|5. Признание  и одобрение хорошо выполненной  работы         |8,9 |

|6. Удобное расположение  места работы                       |  8,89  |

|7. Достаточная  информация о том, что вообще  происходит на 

фирме                                                      |8,8 |

Информация о работе Социологическое исследование