Автор: Anna Suslova, 06 Декабря 2010 в 11:59, доклад
При проведении исследования нужно разработать серию вопросов, используемых в качестве рабочего средства для получения необходимых измерений. Эта процедура представляет собой продолжение процесса операционализации понятий, начатого на этапе концептуализации; целью ее является разработка инструментария опроса, т. е. либо анкеты, которую респондент заполняет самостоятельно, либо бланка интервью, который заполняется интервьюером в ходе проведения интервью.
13. При проведении исследования нужно разработать серию вопросов, используемых в качестве рабочего средства для получения необходимых измерений. Эта процедура представляет собой продолжение процесса операционализации понятий, начатого на этапе концептуализации; целью ее является разработка инструментария опроса, т. е. либо анкеты, которую респондент заполняет самостоятельно, либо бланка интервью, который заполняется интервьюером в ходе проведения интервью. Анкета – это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент рассылки или раздачи вопросника. Интервью – метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента. Почти о любом предмете можно задать массу самых разных вопросов, однако для того, чтобы респондент был в состоянии заполнить анкету, она должна быть относительно короткой. Очные интервью, как правило, должны длиться не более 45 минут, а телефонные – не дольше 20 мин. Анкета, пересылаемая по почте, вообще не должна превышать четырех страниц. Опросы обычно включают в себя как вопросы, специфические для данного исследования, так и вопросы общего, “фонового” характера, предназначенные для измерения тех параметров, которые – как это бывает ясно из данных предыдущих исследований – непосредственно связаны с различительными признаками изучаемого типа политического поведения. Общие вопросы включаются в анкету для того, чтобы исключить конкурирующие гипотезы, относящиеся к таким “фоновым” параметрам, и чтобы уточнить наше понимание существующих зависимостей, проследив за тем, как они различаются в разных демографических группах.
Форма вопроса относится к способу его презентации. Помимо наиболее обычной формы: “устный (письменный) вопрос – устный (письменный) ответ”, – существует целый ряд других способов, помогающих респонденту понять, о чем его спрашивают, и сделать сознательный выбор при ответе. Многие способы связаны с использованием наглядных пособий, таких, как схемы, фотографии, карточки с надписями и рисунками. Решающим фактором успеха всего опроса является правильная словесная формулировка вопросов. Общие правила составления опроса:
Во-первых, во всех случаях, когда это не наносит урон содержанию исследования, старайтесь включать те вопросы и понятия, которые были успешно использованы в предыдущих исследованиях.
Во-вторых, прежде
чем включать какой-то вопрос в опросный
лист, проверьте, могут ли вообще данные
респонденты располагать
В-третьих, зачастую полезнее, чем вопросы, могут оказаться утверждения о предмете. При этом исследователь обыкновенно просит респондента сказать, в какой степени он согласен или не согласен с серией утверждений, подобранных так, чтобы отразить различные точки зрения по интересующему исследователя предмету.
Помимо составления отдельных пунктов опроса, исследователь должен подумать и об организации опросного инструментария в целом. Добротные анкеты и бланки интервью обычно состоят из четырех основных частей: вводной части, нескольких вопросов для разминки, основных вопросов и биографических вопросов.
Во вводной части респонденту разъясняются задачи исследования, так чтобы убедить его в важности опроса и в том, что опрос заслуживает того, чтобы потратить на него время. Зачастую это удается сделать посредством апелляции к какой-нибудь высокой цели или к общепризнанному авторитету. Разминочные вопросы помогают достичь непринужденности в общении с респондентом. Это беспристрастные, нейтральные вопросы, задающиеся с целью завязать беседу. Биографические вопросы имеют целью получение фактических данных о респонденте. Эти вопросы обычно помещаются в конец опроса, чтобы у респондента не возникло раньше времени впечатления, что исследователь сует нос не в свое дело, – это может помешать опросу.
14. Наблюдение – метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного изучения социального явления в естественных условиях. Объектом наблюдения могут быть отдельные индивиды и группы, их деятельность, зависимость между индивидами и группами, обстановка.
По степени
формализованности выделяют неконтролируемое
(или не стандартизованное, бесструктурное)
и контролируемое (стандартизованное,
структурное) наблюдения. В первом исследователь
пользуется лишь общим принципиальным
планом, а во втором-регистрирует события
по детально разработанной процедуре.
В зависимости от положения наблюдателя
различают соучаствующее (или включенное)
и простое наблюдения. В первом исследователь
имитирует вхождение в специальную среду,
адаптируется в ней и анализирует события
как бы "изнутри". В простом наблюдении
он регистрирует события "со стороны". По
условиям организации наблюдения делятся
на полевые (в естественных условиях) и
лабораторные (в экспериментальной
ситуации). Большинство конкретно-социологических
исследований проходят именно в форме
полевого наблюдения. По регулярности
проведения можно различать наблюдение
стематическое и случайное. Систематическое
наблюдение характеризуется, прежде всего,
регулярностью фиксации действий, ситуаций,
процессов в течение определенного периода
времени. Оно позволяет выявить динамику
процессов, значительно повысить достоверность
экстраполяции их развития. Область применения
систематического наблюдения достаточно
широка-от поискового до экспериментального
исследования. К случайному наблюдению
относится наблюдение заранее незапланированного
явления, деятельности, социальной ситуации.
Наблюдение редко
бывает основным методом сбора социальной
информации. Обычно оно применяется наряду
с другими методами и служит специфическим
целям. Важнейшее из преимуществ наблюдения
это его непосредственность. Этот метод
сбора информации позволяет фиксировать
различные изменения изучаемого социального
объекта в момент его появления. Исследователь
получает возможность видеть развитие
событий в рассматриваемом коллективе
и изучать поведение его членов в естественных
условиях.
Однако, несмотря на значительные преимущества,
включенное наблюдение обладает также
и рядом недостатков. Прежде всего это
вмешательство исследователя в ход естественного
процесса, так как, бесспорно, присутствие
наблюдателя всегда оказывает влияние
на наблюдаемую ситуацию. И самое главное
заключается в том, что размер этого влияния
определить необычно сложно. Существует
также опасность включенного наблюдателя
утратить объективность, становясь в позицию
тех, в среде кого он действует.
15. Изучение
затрат рабочего времени проводится с
помощью наблюдений: фотографий рабочего
времени, хронометража и других методов.
Фотография рабочего дня — это метод изучения
рабочего времени путем наблюдения и замеров
его длительности в течение всего или
части рабочего дня, а именно: времени
обслуживания рабочего места, подготовительнозаключительного
времени и времени перерывов в работе.
Она проводится главным образом для выявления
потерь рабочего времени, установления
причин, вызывающих эти потери, и разработки
необходимых организационно-технических
мероприятий по их устранению.
Применяется фотография рабочего времени
и для разработки нормативов подготовительно-
Кроме того, фотография проводится для
установления норм обслуживания оборудования
и нормативов численности работников,
изучения использования рабочего времени
передовыми работниками с целью распространения
их опыта, выявления причин невыполнения
норм выработки отдельными работниками.
В зависимости
от количества наблюдаемых работников
фотография может быть индивидуальной,
групповой (бригадной), массовой.
При индивидуальной фотографии рабочего
времени изучается использование времени
одним работником в течение рабочего дня
или другого периода.
Этапы фотографии рабочего дня:
В практике нормирования
труда широко применяется самофотографии
рабочего времени. В отличие от фотографии
рабочего дня при самофотографии
учитываются лишь потери рабочего времени,
связанные с организационно-техническими
неполадками, которые записываются самим
работником в специальный бланк наблюдения.
Целью проведения самофотографии является
привлечение к совершенствованию организации
труда самих работников. На основе анализа
полученных данных разрабатываются мероприятия
по устранению недостатков.
Хронометраж — это метод изучения затрат оперативного времени путем наблюдения и замеров длительности отдельных, повторяющихся при производстве каждого изделия элементов операции. Основные его этапы:
Основное назначение
хронометража: определение продолжительности
повторяющихся элементов
И хронометраж и фотография рабочего дня позволяют выявить и обосновать нормы времени — затраты времени на единицу продукции или работы на одно изделие или операцию, производимые одним рабочим или группой работников соответствующей численности и квалификации при определенных организационнотехнических условиях.
Аналогично проводится
изучение хронометражем затрат времени
на отдельные элементы подготовительно-заключительной
работы и работы по обслуживанию рабочего
места.
Изучение затрат рабочего времени позволяет
получить необходимые данные для совершенствования
организации труда и установления норм
трудовых затрат, выявить резервы роста
производительности труда и лучшего использования
оборудования.